0/5

Рынок интернет-торговли в России: итоги 1 полугодия 2017 года

Рынок интернет-торговли в России: итоги 1 полугодия 2017 года
время публикации: 10:00  13 сентября 2017 года
Объем рынка интернет-торговли в России в первом полугодии 2017 года вырос на 22% по сравнению с первым полугодием 2016 года и составил 498 млрд рублей. Рынок продолжает уверенный рост. По результатам 2017 года АКИТ прогнозирует объем рынка более чем 1,1 трлн. Таким образом, по оценкам АКИТ, интернет-торговля товарами и услугами составляет 36% объема цифровой экономики в России.
Россия является самой крупной страной в Европе по количеству пользователей интернетом. Всего 84 млн человек ежемесячно посещают сеть. Вместе с тем проникновение интернета в России остается на уровне существенно более низком, чем в развитых странах – 70,4%. Интерес вызывает и тот факт, что за прошедший год уровень проникновения интернета не вырос, и объем российской интернет-аудитории остановился на показателях 2015 года. Это говорит о том, что степень интернетизации страны достигла своего максимума, и прирост возможен лишь за счет «глухих» населенных пунктов, в которых всемирная сеть распространяется медленно.

Рынок интернет-торговли в России: итоги 1 полугодия 2017 года
«30% населения, которое не пользуется интернетом, видимо, относится к старшему поколению, либо это те россияне, которые живут в отдаленных регионах, где кроме пунктов выдачи Почты России ничего нет», – отметил Алексей Фёдоров, президент Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ). 

Изменения в структуре потребления интернета происходят с точки зрения устройств. Так, доля пользователей интернетом при помощи смартфонов выросла за год на 4,9% и составила 42,1% населения страны. 

Рынок интернет-торговли в России: итоги 1 полугодия 2017 года
Больше всего пользователей интернетом в возрастной группе от 16 до 29 лет – 97%. И это объясняет рост числа любителей смартфонов, – в данной возрастной категории именно они стали основным гаджетом и в получении информации, и в развлечениях, и в совершении онлайн-покупок. Среди людей в возрасте от 30 до 54 лет – 82%. Среди людей старше 55 лет – лишь 28%. Во многом с низким показателем доли пользователей среди лиц старше 55 лет и связан такой низкий уровень проникновения интернета в России в целом и отсутствие роста.

Используют интернет на планшетах 19% населения, и доля этих устройств продолжает снижаться. Всему виной – увеличение экранов смартфонов. Планшеты в настоящее время рассматриваются в качестве дополнения к детскому досугу, либо как удобные приспособления для чтения. Велика вероятность того, что планшеты продолжат падение в структуре потребления интернета. «Эра планшетов закатывается!» – резюмировал Алексей Фёдоров.

Объем рынка онлайн-торговли в первом полугодии вырос на 22%, достигнув отметки в 498 млрд рублей. Таким образом, прогнозируемый объем рынка к концу 2017 года составит более одного триллиона рублей – 1150 млрд. 

Как заметил Алексей Фёдоров, «второе полугодие обычно более активно в плане торговли. «Черная Пятница», Новый год, китайский День холостяка (11 ноября) – дни, когда огромное количество людей одновременно заказывают товары. Что способствует резкому увеличению интернет-торговли в осенние и зимние месяцы года». 

Рынок интернет-торговли в России: итоги 1 полугодия 2017 года 

Трансграничная торговля

Не смотря на увеличивающиеся темпы роста рынка, по-прежнему существенную долю этого роста составляет трансграничная торговля. Объем этого сегмента в первом полугодии 2017 года вырос на 34% по сравнению с первым полугодием 2016 года и составил 178 млрд рублей. Таким образом, доля трансграничной налогонеоблагаемой торговли по результатам первого полугодия 2017 года составила 35,7%. Ассоциация прогнозирует, что по результатам 2017 года доля трансграничной торговли в обороте интернет-торговли в России составит 37%, а ее объем – 420 млрд рублей.

Количество входящих международных отправлений с товарным вложением также продолжает расти колоссальными темпами. По результатам 1 полугодия 2017 года их количество увеличилось на 49% и составило 152 млн шт. АКИТ ожидает, что в 2017 году количество входящий отправлений с товарным вложением составит около 400 млн штук.

При этом количество посылок внутри России, то есть доставляемых российскими онлайн-ритейлерами, выросло на 8%, а объем отправлений, доставляемых из-за рубежа, – на 49%. Таким образом, разрыв между внутренней и кроссбордерной интернет-торговлей продолжает усиливаться. Основную причину такого тренда АКИТ видит в отсутствии условий для конкуренции. В частности в вопросах налогообложения: российские онлайн-ритейлеры платят НДС с каждой продажи, в то время как их иностранные коллеги от налога освобождены (в России НДС облагается товар стоимостью, превышающей 1000 евро).








Росту кроссбордерных сделок способствует и сокращение срока доставки товаров, который для российских потребителей является определяющим фактором в выборе онлайн-магазина. Почта России значительно сократила время доставки, доведя его до 7-9 дней. Таким образом, нередко посылки из Китая приходят быстрее, чем товары, заказанные у российского интернет-ритейлера. 

Генеральный директор Почты России Николай Подгузов рассказал, в свою очередь, что объем внутренней онлайн-торговли также растет, – к концу 2017 года число таких посылок дойдет до 80 миллионов. При этом, по мнению топ-менеджера, отечественная интернет-торговля будет понемногу «отъедать» долю у трансграничной за счет качественного сервиса. 

Рынок интернет-торговли в России: итоги 1 полугодия 2017 года

Доля Почты России в отечественной доставке 

Почта России продолжает увеличивать свою долю в доставке на рынке интернет-торговли. По результатам первого полугодия 2017 года доля увеличилась и составила 67,5%. Таким образом, Почта России формирует около 18% всей цифровой экономики России. При том, что вся онлайн-торговля товарами и услугами составляет 36% цифровой экономики России (данные АКИТ).

Рынок интернет-торговли в России: итоги 1 полугодия 2017 года
 Как рассказал генеральный директор Почты России Николай Подгузов, рост доли посылок, доставку которых покупатели доверили Почте России, происходит за счет повышения качества оказания услуг клиентам и сокращения сроков доставки. Еще в 2014 году доля Почты России составляла 39%. Таким образом, за три года объем посылок, обрабатываемых компанией, выросла почти вдвое. 

«Почта России продолжает развивать удобные сервисы для клиентов на «последней миле». Одним из таких нововведений являются центры выдачи и приема посылок, специализирующиеся исключительно на отправлениях с товарными вложениями от физических лиц, а также компаний малого и среднего бизнеса. Сейчас количество центров выдачи и приема посылок (ЦВПП), открытых в отделениях Почты России, достигло 542 в 211 городах страны, в том числе 100 ЦВПП в г. Москве. Для тех, кто выбирает доставку до дома или офис, в Почте России функционирует единая Курьерская Служба, которая сегодня представлена 204 подразделениями в 196 городах страны», – отметил г-н Подгузов.

Генеральный директор Почты России также подчеркнул, что команде компании удалось внести положительные изменения в работу пунктов приема и отправки посылок, результатом которых стало снижения количества очередей. Николай Подгузов также признал, что обработка 620 миллионов посылок в год требует качественной инфраструктуры, которую компания должна создавать гораздо более высокими темпами, нежели это происходит сейчас. 


Самые популярные товары

Самыми популярными товарными категориями, как на локальном рынке, так и на трансграничном являются электроника и бытовая техника, одежда и обувь. При этом на локальном рынке доля одежды и обуви составляет 26%, в то время как на трансграничном – 38%. Также популярными категориями являются товары для авто, парфюмерия,  косметика и спорттовары.

Рынок интернет-торговли в России: итоги 1 полугодия 2017 года
 
Локальный рынок интернет-торговли бытовой техникой и электроникой в первом полугодии 2017 года вырос на 11% и составил 98,9 млрд рублей. 

Рост локального рынка снижается во многом из-за давления оффшорной торговли. По прогнозам АКИТ, в 2017 году объем рынка составит около 230 млрд рублей. Доля интернет-торговли на рынке БТиЭ составляет 19,1%, что является очень высоким показателем по международным меркам. Данный сегмент является в высокой степени развитым с точки зрения электронной коммерции. Наиболее продаваемыми товарными категориями являются компьютеры и ноутбуки – 28%, и телефоны и смартфоны – 24%. 


Регионы

Самыми крупными регионами по доле интернет-торговли являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Кроме того, значительная доля объема приходится на Красноярский край, Свердловскую область, Тюменскую область, Самарскую область, Ростовскую область и др.

Рынок интернет-торговли в России: итоги 1 полугодия 2017 года
 
2017 год стал первым, когда развитие регионов начало происходить гораздо активнее Москвы и Санкт-Петербурга. Конечно, Москва до сих пор лидирует в денежном выражении, однако динамика роста замедлилась. Это, в первую очередь, говорит о постепенном возвращении потребительской активности не только в городах-«миллионниках», но и в регионах.


Траты россиян

По-прежнему больше всего зарубежных товаров россияне покупают в Китае. Доля отправлений из этой страны составляет 90%, из Евросоюза – 4%, США – 2%. При этом, в денежном выражении Китай составляет 52%, Евросоюз 23%, США – 12%. Это говорит о невысоком среднем чеке покупок в Китае. 

«Таким образом, – заметил Алексей Фёдоров, – говоря о кроссбордерной торговле, мы имеем в виду, в основном, Китайско-Российскую торговлю. Потому что доля остальных стран в структуре интернет-торговли крайне незначительна». 

Рынок интернет-торговли в России: итоги 1 полугодия 2017 года
 
В целом более 64% покупок (транзакций) в зарубежных магазинах не превышают по стоимости 22 евро. Более 96% – не дороже 150 евро.

В целом, АКИТ отрицательно оценивает перспективы развития отечественной онлайн-торговли, поддержка которой и создание конкурентоспособной среды для всех игроков рынка пока не находят отражения в российском законодательстве. 

«Если сделать линейную аппроксимацию, то, глядя на график роста доли трансграничной торговли, становится очевидно, что российскому e-commerce осталось ровно два года. Рост количества зарубежных посылок на 49% однозначно указывает на то, что российское государство сделало ставку на наших зарубежных конкурентов и не желает ничего менять, глядя на завоевание китайцами российского рынка. В 2020 году мы не увидим ни одного магазина с российскими владельцами, торгующего бытовой техникой и электроникой, или одеждой. Видимо, кому-то это очень выгодно», – резюмирует Алексей Фёдоров, президент АКИТ.

0
Реклама на New Retail. Медиакит