0/5

Яндекс.Еда, Delivery Club, Сбер: как себя сегодня чувствуют крупные игроки рынка доставки

Яндекс.Еда, Delivery Club, Сбер: как себя сегодня чувствуют крупные игроки рынка доставки
время публикации: 10:00  08 декабря 2022 года
Российский рынок доставки еды и продуктов сильно сегментирован, на нем десятки игроков, однако есть «большая пятерка»: самые крупные и охватившие огромную аудиторию. Это Яндекс, Delivery Club, Сбермаркет, Самокат и ВкусВилл. Их суммарная доля на рынке летом 2022 года составляла 75%, а количество заказов у них исчислялось десятками миллионов. Как развивается сегмент? У кого всё неплохо, а у кого есть проблемы? И главное – как их решать?
Яндекс.Еда, Delivery Club, Сбер: как себя сегодня чувствуют крупные игроки рынка доставки


Так ли легко им развиваться в текущих условиях и зависит ли успешность бизнеса в кризис от размеров и оборота компании, рассказала Наталия Котова, финансовый директор Broniboy.



Одни говорят, что у них все хорошо…

 
Практически весь российский бизнес в 2022 году, только начав восстанавливаться от пандемии, столкнулся с новыми сложностями. Одни пострадали из-за ухода иностранных компаний из разных ниш, другие — из-за нарушений цепочек поставок, третьим стало труднее привлекать зарубежные инвестиции. А кому-то тяжело, потому что уехала часть постоянной аудитории — только за первые восемь месяцев 2022 года Россию покинули больше 400 тыс. человек. 

Многие из перечисленных моментов затронули и рынок доставки еды: упали онлайн-продажи продуктов, объемы заказов из столичных заведений общепита. Но не все участники рынка считают, что ситуация сложная.
 
По данным аналитиков Tinkoff Data, за девять месяцев 2022 года количество онлайн-заказов в ресторанах и кафе Москвы снизилось на 31%, а совокупные траты по этому направлению — на 25%. 

Есть результаты и для отдельных сервисов доставки. Объем заказов через платформу Яндекс.Еда упал на 59%, а траты — на 46%. Через Delivery Club — на 17% и 19%. Это выглядит как серьезные потери для сервисов. Однако представители Яндекс.Еды отказались комментировать ситуацию, а в Delivery Club сообщили, что ничего не изменилось, и компания верит в продолжение роста рынка и в то, что услуга доставки еды будет наращивать спрос.
 
Планы этих представителей большой пятерки тоже подтверждают, что пока кризиса для них нет. Яндекс.Еда совместно с приобретенным Delivery Club готовится пополнить список ресторанов-партнеров: 29 ноября курьеры понесли заказы из «Вкусно — и точка» в 21 городе. К концу года доставка заработает в Москве и Санкт-Петербурге, а в остальные регионы она придет к концу зимы.
 
Кроме этого в сентябре представители Яндекс.Еды говорили о выходе в новые страны: сейчас сервис кроме России работает в Казахстане и Беларуси. Пока об изменении планов новостей нет.

Для FoodTech-сервисов Яндекса сейчас не самое сложное время: компания в сентябре приобрела практически ключевого конкурента — Delivery Club. Слияние двух сервисов будет длиться не меньше полугода, пока Яндекс будет настраивать вcе внутренние процессы. Но уже сейчас Яндекс может снизить расходы на маркетинг, которые раньше уходили в первую очередь именно на то, чтобы перегнать Delivery Club. Эти расходы, по мнению игроков рынка, были запредельными, поэтому в ближайшей перспективе экономика FoodTech-сервисов Яндекса улучшится. И это одна из причин, по которой компания может увеличивать ресурсы на масштабирование за рубежом.
 
Но и до сделки с Delivery Club состояние FoodTech-сервисов Яндекса было неплохим: по словам представителей компании, Яндекс.Лавка (экспресс-доставка из дарксторов) во 2 квартале 2022 года впервые получила прибыль (скорректированная EBITDA). А маржинальность проекта по юнит-экономике находится на уровне 7-9%. При этом Яндекс активно наращивает экспансию дарксторов для своего сервиса и намерен увеличивать инвестиции в FoodTech. И в 3 квартале Яндекс также отчитался о росте выручки в подразделении e-commerce, FoodTech и RideTech — почти на 50%.
 
О том, что у Яндекса и до 3 квартала все было неплохо, говорят и аналитики информационно-аналитического агентства INFOLine. По их данным во 2 квартале 2022 года оборот Яндекс.Лавки составлял 9,4 млрд рублей, а Яндекс.Еды — 3,8 млрд рублей. У Delivery Club этот показатель находится на уровне 7,9 млрд рублей.
 
У другого крупного игрока рынка доставки, Сбермаркета, тоже оптимистичный настрой и много планов. Раньше он привозил заказы в основном из магазинов. Сейчас сервис стремится расширять свои возможности и готовится до конца года в тестовом режиме запустить доставку еды из ресторанов и кафе. В октябре Сбермаркет начал возить заказы из KFC, но только в Замоскворечье. Среднее время ожидания — 25-30 минут.
 
Правда аналитики рынка не уверены, что Сбермаркету удастся добиться большого успеха в новой нише. У компании есть шансы перераспределить 30% аудитории на доставку из ресторанов, но пользователей приложения Сбермаркета 2 млн, а Яндекс.Еды — 5,5 млн. Шансы получить конкурентное преимущество возможны, только если Сбермаркет опустит комиссии для общепита хотя бы до 15-20%. Тогда он может собрать хорошую базу подключенных партнеров и заинтересовать новую аудиторию.
 
Кроме этого с августа Сбермаркет сотрудничает с «Пятерочкой» и «Перекрестком» в формате экспресс-доставки, а в октябре Сбермаркет начал принимать заказы из дарксторов Vprok. И также с октября он работает с «Магнит.Аптека», но только на самовывоз лекарств. Аналогичное аптечное направление расширяет Delivery Club — осенью число подключенных аптек превысило 5000.

Мы в Broniboy не увидели серьезной просадки по количеству заказов и в целом не можем назвать 2022 год катастрофичным. Но мы продолжаем искать новые пути сотрудничества с ресторанами и магазинами, потому что старые модели становятся неудобны для всех участников — как минимум высокими расходами, и сам рынок трансформируется. 

Поэтому мы запустили хайринг — почасовую аренду курьеров со всей экипировкой, изучением стандартов партнера. Для многих компаний это дешевле, чем подключаться к агрегатору и платить большую комиссию. А также мы реализовали модель подписки, при которой условный ресторан получает продвижение на платформе и маркетинговые инструменты, и платит за это фиксированную сумму вместо комиссии с каждого заказа.

Яндекс.Еда, Delivery Club, Сбер: как себя сегодня чувствуют крупные игроки рынка доставки


… Другие честно сознаются — времена непростые

 
Но даже среди крупных игроков рынка есть те, кто не скрывает, что ситуация стала сложной и приходится пересматривать все бизнес-процессы и менять те, которые не приносят деньги или приносят мало.
 
Один из лидеров большой пятерки, Самокат, ориентированный в первую очередь на доставку еды из дарксторов, в марте-апреле сократил географию присутствия. Сервис ушел из 15 регионов, в которых, по словам одного из акционеров компании, была «недостаточная эффективность бизнеса». И это при том, что по обороту Самокат находился на 4 месте по итогам 2021 года. А последние два года он лидирует по количеству заказов и растет активнее конкурентов.
 
Уход из части регионов — не единственное, что пришлось сделать Самокату в рамках оптимизации. В некоторых городах он увеличил время доставки с 15 до 30 минут: в частности, в Челябинске. Причина в том, что Самокат закрыл часть дарксторов с целью сокращения расходов.
 
Но не все так плохо: к сентябрю 2022 года доля Самоката на рынке доставки еды достигла 35%, а в августе он поставил рекорд по количеству заказов — 10,5 млн.
 
Осенью оптимизация не помешала Самокату выйти в новые регионы: например, в Красноярск. И здесь пока ожидается традиционная для сервиса доставка за 15 минут. А также в попытках увеличить выручку и финансовую устойчивость Самокат может освоить непродовольственный сегмент — он планирует выполнять онлайн-заказы из магазинов женской одежды и электроники. Некоторые игроки рынка даже полагают, что Самокат может стать маркетплейсом. Официальных комментариев от компании по этому поводу пока нет.
 
Еще один крупный игрок рынка доставки Москвы, МО, Санкт-Петербурга и ЛО, igooods, тоже признается, что приходится пересматривать расходы, бизнес-процессы и планы. В компании закрыли ряд проектов, которые были рассчитаны на окупаемость в течение 2-3 лет, — теперь в фокусе рост выручки в короткие сроки. В частности, сервис ушел из некоторых регионов и отменил запуск в Европе, включая франчайзинговую модель, хотя в начале года шли переговоры о продаже мастер-франшизы. Также igoods пришлось отказаться от агрессивного маркетинга. Ситуация была настолько сложной, что был риск вынужденного закрытия сервиса, но компании повезло.
 
В сущности, размер бизнеса в сложившейся ситуации слабо определяет его финансовую стабильность. Сервисы доставки еды как проекты чаще убыточные, чем очень прибыльные, как говорит основатель igooods, Григорий Кунис. Поэтому проблемы для большинства игроков сейчас одни и те же — как сократить неэффективные направления, но увеличить средний чек и количество заказов, и при этом потратить меньше денег.




Читайте также: Как живет российский рынок доставки еды в 2022 году




Как будет меняться работа крупных сервисов

 
Делать четкие прогнозы и для всего рынка, и для отдельных компаний трудно. Но очевидно, что задача увеличения выручки актуальна для всех. Ради этого некоторые крупные игроки могут начать поднимать стоимость доставки — в том числе и комиссии для ресторанов и кафе. В первую очередь такое поведение возможно со стороны Яндекса, который после слияния с Delivery Club становится практически монополистом как агрегатор. Он может сделать комиссию и выше 35%. Но сложно судить, даст ли такой шаг крупным сервисам финансовую стабильность.
 
Рост и без того немалых комиссий, на которые рестораны жаловались еще в пандемию, может стимулировать общепит искать альтернативы. Некоторые заведения уже стремятся уйти в свободное плавание: например, свою доставку запустил «Теремок». К концу года сеть намерена принимать заказы самостоятельно во всех заведениях в Москве. 

Правда, развозить еду будут курьеры Яндекса, но это уже не стандартный договор с агрегатором с размещением на платформе. В перспективе «Теремок» может начать присматриваться к другим курьерским сервисам или к идее собственного штата курьеров. И по его пути могут пойти и другие сети.
 
Но далеко не всегда свои курьеры — это выгодно. Если у ресторана меньше 10 заказов в день на точку, такой формат скорее убыточен. Поэтому массовый исход ресторанов в сторону собственной доставки в ближайшие годы маловероятен. Скорее они станут проявлять интерес к менее известным сервисам и другим моделям сотрудничества: например, к фиксированной месячной оплате за курьеров.
 
А в разрезе изменения стратегий работы, крупные игроки могут постепенно замедлять скорость доставки. В первую очередь это снова касается Яндекса, который несколько лет соревновался с Delivery Club и потому поддерживал дорогое направление экспресс-доставки. Сейчас для FoodTech-сервисов Яндекса конкуренция сильно упадет, поэтому с высокой вероятностью время ожидания заказа снизится до стандартного часа.

Наталия Котова, 
финансовый директор Broniboy.

Для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит