Исследование Tinkoff Data: как изменились траты россиян в феврале ― марте 2022 года
время публикации: 10:00 23 марта 2022 года
Аналитический проект Tinkoff Data исследовал транзакции более 20 млн клиентов Тинькофф и выяснил, как изменилось потребление россиян с конца февраля 2022 года.
Рост цен на электронику, косметику, зоотовары
Количество покупок одежды, техники и товаров для дома с конца февраля 2022 года не изменилось, но средний чек заметно вырос.
В период с 24 февраля по 10 марта 2022 года средний чек на электронику и бытовую технику вырос на 86% к 2021 году и в два раза к началу февраля 2022 года. Рост среднего чека связан как с повышением спроса, так и с ростом цен, которые в некоторых сетях стали выше на 15-30%.
Средний чек на косметику после 24 февраля 2022 года вырос на 40% по сравнению с первой половиной февраля, а количество покупок увеличилось на 46%. Такой рост количества транзакций связан с традиционной сезонной активностью накануне Международного женского дня. В прошлом году с 25 февраля по 11 марта россияне покупали косметику немного чаще — на 3%, но средний чек был ниже на 20%, при том что в этом году в некоторых сетях колебание стоимости разных позиций составляет от 10 до 100%.
На фоне приостановки работы некоторых зарубежных брендов, россияне почти на треть уменьшили количество покупок бытовой химии, а средний чек с 24 февраля по 11 марта при этом вырос на 25% по сравнению с первой половиной февраля 2022 года.
3 марта произошел большой всплеск потребительской активности в категории товаров для животных: в 2,5 раза выросли траты по сравнению с аналогичной датой в 2021 году. Количество покупок по сравнению с началом февраля увеличилось на 11%, а средний чек — на 60%.
Траты на товары для дома выросли в 2 раза
За две недели, с 24 февраля по 11 марта количество покупок в категории «Дом, ремонт» снизились на 8% при росте среднего чека на 87% (к 2021 году). В пиковые дни, 28 февраля и 2 марта, траты россиян в этой категории выросли в 2 раза по сравнению с расходами в эти даты в прошлом году.
С 24 февраля 2022 года по сравнению с двумя неделями в начале месяца россияне увеличили количество покупок на 10%, а средний чек вырос на 82%.
В последний день работы ИКЕА в России, 3 марта, покупки в магазинах сети выросли на 70%, а траты — в 4 раза по сравнению с аналогичным днем в 2021 году.
Траты на одежду выросли почти на 20% по сравнению с началом февраля
Часть зарубежных брендов одежды в начале марта объявили о приостановке работы в России. В магазинах Zara 5 марта количество покупок выросло на 50%, а траты — в 2,5 раза (к 5 марта 2021 года). В целом в период с 24 февраля по 10 марта 2022 года россияне потратили на одежду почти на 20% больше, чем в начале февраля, количество транзакций выросло на 6%, а средний чек — на 12%.
При этом ажиотажный спрос на фоне новостей о закрытии зарубежных сетей глобально не повлиял на потребительскую активность в этой категории. В период с 28 февраля по 6 марта россияне совершили на 53% меньше покупок одежды, чем в 2021 году при росте среднего чека на 44%.
*в категорию «Транспорт» входят траты в общественном транспорте, пригородных электричках, такси, каршеринге, а также оплата парковок, дорог и аренды авто.
Фастфуд и рестораны
В заведениях фастфуда после 24 февраля жители России потратили чуть больше, чем в 2021 году, и примерно столько же, сколько в начале февраля 2022 года.
В предпоследний день работы ресторанов «Макдоналдс» (воскресенье 13 марта) количество транзакций выросло на 26% (по сравнению с другими воскресеньями февраля), а траты — на 60%.
13 марта 2022 года стало рекордным по сумме трат и среднему чеку в ресторанах сети за проанализированный период в 3 года. По сравнению с предыдущим рекордом по сумме трат, который был в мае 2021 года, средний чек вырос на 43%, а сумма — на 34%. При этом количество покупок снизилось на 6% по сравнению с маем прошлого года, в том числе из-за закрытия доставки из ресторанов сети в некоторых регионах.
В этом году россияне с меньшим размахом отмечали Международный женский день в ресторанах. В 2021 и 2022 годах 8 марта было последним нерабочим днем длинных выходных, в связи с чем пик трат в ресторанах пришелся на 7 марта. В этот день расходы в заведениях снизились на 21% по сравнению с прошлым годом. Количество покупок в ресторанах в период с 24 февраля по 11 марта по сравнению с аналогичным периодом 2021 года уменьшилось на 20%, а средний чек — на 2%.
Траты россиян на авиабилеты выросли на 60%, а на ж/д — на 22%
С 24 февраля россияне стали больше тратиться на ж/д билеты: покупки выросли на 7%, расходы — на 22% (по сравнению с началом февраля 2022 года). Авиабилеты жители страны стали покупать реже (на 9%), но траты на них выросли на 60%.
Это было связано с закрытием международных направлений, а также ростом цен и спроса на доступные россиянам направления для перелетов.
В годовом сравнении (к аналогичному периоду 2021 года) россияне стали покупать авиабилеты реже (на 21%), но средний чек вырос на 70%. Туры в этом году россияне стали, наоборот, покупать почти на 50% чаще, в первую очередь, на внутренние направления — Черное море и Кавказ, а средний чек в сравнении с 2021 годом вырос на 37%.
Пик расходов на путешествия пришелся на 2 и 4 марта: траты на авиабилеты выросли более чем в 2 раза (к 2021 года), а на туры — в 4 раза.
Читайте также: Как последние события влияют на поведение потребителей в России
Динамика оборотов бизнеса: рост торговли ИТ и электроникой
По данным Тинькофф Бизнеса, обороты предприятий в сфере оптовой торговли компьютерами и ПО выросли на 170% за две недели после 23 февраля по сравнению с периодом в начале февраля. Также увеличились обороты розничной продажи электроники на 53%, салонов красоты — на 20%. Аналогичный рост показали компании, оказывающие услуги в сфере недвижимости, а вот оборот гостиниц снизился на 51%.
Обзор подготовлен аналитиками проекта
Tinkoff Data.
New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...