0/5
Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?

Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?

Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?
время публикации: 10:00  06 декабря 2021 года
Налоговое регулирование не отстает от новых технологий, сегодня налоговые органы более качественно и оперативно реагируют на правонарушения. Какие изменения произошли в налоговом законодательстве в сфере онлайн-ритейла в последнее время, о которых важно знать владельцу бизнеса?
Интернет-ритейл активно развивается. Всплеск спроса на онлайн-торговлю пришелся на период локдауна во время пандемии коронавируса – за 2020 год объем рынка e-commerce вырос на 50%. 

При этом исследования маркетинговой компании Criteo в 2020 году показали, что 70% россиян скучают по офлайн-магазинам. Независимо от формы торговли, ФНС лишь усиливает контроль за деятельностью ритейлеров. За последние 4 года законодательство в данной сфере претерпело ряд изменений. 

О том, какие изменения уже вступили в силу, и как бизнесу понять, что скоро его ждет проверка расскажет Юлия Павлова, старший налоговый консультант компании Tax Compliance.


Влияние цифровизации и пандемии на рынок ритейла и ускорение сроков налоговой проверки


По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем российского рынка интернет-торговли в январе-феврале 2021 года вырос на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом 2020, и оценивается в 431,3 млрд. рублей. 

По прогнозам Data Insight, темпы роста объемов e-commerce в 2021-2024 составят 34%, 32%, 30% и 28% соответственно. Ожидается, что рост будет происходить главным образом благодаря онлайн-продажам продуктов питания и повышению частоты покупок других товарных категорий через интернет. 

Традиционный ритейл тяжело переживает пандемию. Как показало исследование Mckinsey, на восстановление клиентского потока у американских ритейлеров после снятия всех ограничений уйдет не менее полугода. Однако российский потребитель в большей степени привержен офлайн-магазинам. Так, 70% потребителей заявляли, что скучают по офлайн-формату покупок ( Criteo), хотя теперь 80% из всех опрошенных в исследовании Ромир начали обращать особое внимание на чистоту и безопасность. 

Это побудило владельцев бизнеса расширять существующие возможности бесконтактной оплаты и внедрять новые способы расчетов – кассы самообслуживания, оплату по биометрии.

Налоговое администрирование ритейла не отстает от новых технологий.  Сегодня налоговые органы более качественно и оперативно реагируют на налоговые правонарушения. ФНС развивает алгоритмы предпроверочного анализа и работы с big data налогоплательщиков, активно работает над ускорением и повышением качества межведомственного взаимодействия, обмена данными с банками, Росфинмониторингом и другими госорганами.  

Благодаря такой аналитической работе, налоговики могут до проведения проверки пригласить компанию на заседание рабочей группы и предъявить материалы выявленных нарушений для побуждения к добровольному уточнению налоговых обязательств и уплате налогов. 

По оценкам гендиректора Enter Сергея Румянцева, по «черным» или «серым» схемам работают до 80% игроков рынка интернет-торговли России: предприниматели пользуются высоким лимитом беспошлинного ввоза товаров и осуществляют оптовые поставки под видом физических лиц, избегая уплаты НДС и таможенных пошлин. В результате недобросовестные участники рынка увеличивают маржу на 30-40%.

Глава ФНС Даниил Егоров на пленарном заседании Всероссийского налогового форума «Налоговая вакцинация экономики» заявил о том, что в 2021 году на основании онлайн контрольно-кассовой техники полностью берет исчисление налогов под контроль ФНС. Это предполагает автоматическую уплату налогов без сдачи отчетности, но не говорит о том, что проверки не будут проводиться вовсе. 

ФНС в режиме реального времени контролирует все кассовые операции и предъявляет особые требования к контрольно-кассовой технике: 

● корректность выдачи чеков и наличие всех необходимых в них реквизитов; 
● корректность работы с оператором фискальных данных; 
● соответствие параметров кассы закону 54-ФЗ; 
● достоверность бухгалтерского учета кассовых операций.

Особые требования к чекам и отчетности появились также в связи с введением маркировки, подробнее о них – ниже.

Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?


Налоговый режим для онлайн-ритейла 2021: основные изменения


За последние годы произошло ещё немало изменений в налоговом законодательстве в сфере онлайн-ритейла, о которых важно знать владельцу бизнеса: 

С 1 июля вступил в силу расширенный перечень льготных продуктов. Для таких видов продукции ставка НДС составляет 10%. Среди них появились мороженые и не мороженые морские продукты.

С 1 января были изменены лимиты по УСН: чтобы перейти на упрощенку с 2021 года, доходы организации за 9 месяцев 2020 года, не должны были превысить 112,5 млн руб.

С 1 сентября действуют штрафы за продажу немаркированной продукции. Для организаций он составляет от 50 до 100 тысяч рублей. 

В связи с введением маркировки появились особые требования к фискальным накопителям. Они должны формировать запросы о коде маркировки, уведомления о реализации маркированного товара, принимать ответы и квитанции. Ритейлеры обязаны самостоятельно проверять достоверность кода маркировки и передавать полученные результаты в контрольно-кассовую технику.

Правительство утвердило положение о системе прослеживаемых товаров и их перечень. Оно действует с 8 июля 2021. Теперь участники оборота обязаны по-новому заполнять первичные документы, сдавать дополнительные отчеты и уведомления. К примеру, нужно сообщить ФНС об остатках прослеживаемых товаров и отразить в бланке счета-фактуры номер товарной партии и другие реквизиты прослеживаемости.




Читайте также: ФНС: как службам экспресс-доставки работать с самозанятыми курьерами




Что может привлечь внимание налоговой


ФНС по-прежнему уделяет внимание формальным сделкам, заключенным с «техническими» компаниями с целью налоговой оптимизации. В числе признаков, которые ФНС и арбитражные суды считают подтверждающими статус фирмы-однодневки:

● уточненные налоговые декларации с некорректным порядковым номером корректировки;

● руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели уклоняются от явки на проведение допросов (более 2-х раз); 

● допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов); 

● руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели не проживают по месту регистрации; 

● доверенности на представление интересов выданы представителям, из других субъектов РФ; 

● создание организации незадолго до начала работы с ней; 

● сдача «нулевой» отчетности; 

● суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов;

● удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 89%; 

● организации не находятся по адресу регистрации, а договоры аренды с собственниками помещений не заключались;

● среднесписочная численность – 1 человек, либо отсутствует; 

● руководитель организации не получает от нее доходы; 

● налогоплательщики изменяют место постановки на учет; 

● внесены сведения о смене руководителя организации, незадолго до представления отчетности; 

● отсутствуют операции по расчетным счетам в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации; 

● расчетные счета закрыты; 

● открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10); 

● движение денежных средств по расчетным счетам носит «транзитный» характер;

● расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации;

● установлено «обналичивание» денежных средств, не устранены расхождения предыдущих периодов; 

● в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации; 

● руководитель (учредитель) не является резидентом РФ.

Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?

Мнимые сделки с «техническими» компаниями налоговым органам помогает выявлять система АСК НДС-2. Она позволяет в реальном времени находить «разрывы» по НДС в цепочке поставок или выполнения работ.  

Когда на каком-либо звене система не видит отражение НДС в декларации, налоговым органом отрабатываются все предыдущие участники цепочки до конечного выгодоприобретателя. В ходе налоговой проверки может быть установлено, что контрагент реально деятельности не ведет, и его заказчику будет вменено обналичивание денежных средств.

Чтобы защитить свой бизнес и быть уверенными в том, что сотрудничаете с добросовестным контрагентом, необходимо выполнить процедуру должной коммерческой осмотрительности: 

● Узнать адрес, по которому расположены офисные, производственные и складские помещения контрагента;

● Запросить копии документов, подтверждающих наличие материально-технических и трудовых ресурсов, необходимых контрагенту для исполнения сделки;

● Запросить лицензии, разрешения, свидетельства о членстве в СРО, если характер работ и услуг требует их наличия;

● Знать процедуру выбора контрагента (по рекомендации, через поиск в интернете, инициатива контрагента и т.д.);

● Обсуждать условия договора с руководителем контрагента или его менеджерами. Доказательства переговоров могут потребоваться при проверке (переписка, подтверждение встреч и т.д.);

● Проанализировать информацию о контрагенте из открытых источников, в том числе с сайта ФНС. Если в открытом доступе нет информации о контрагенте – это фактор риска;

● Согласовать договор с госорганом или муниципалитетом, если того требует закон;

● Заключать договор в соответствии с внутренними регламентами. Не должно быть исключений для какого-либо контрагента;

● Не прописывать в договоре не типичные коммерческие условия: слишком низкую цену или длинную отсрочку оплаты;

● Оформлять документы, специфичные для конкретного вида сделок, в соответствии с требованиями отраслевого законодательства;

● Не допускать ошибки и противоречия в договорах и первичных документах, чтобы инспекция не заподозрила их составление «задним» числом;

● Не принимать заведомо «нереальную» оплату – неликвидные векселя, права требования с должника, вероятность исполнения которых минимальна;

● Вести претензионную работу при нарушениях со стороны контрагента, принимать меры по взысканию задолженности в судебном порядке.

Юлия Павлова, 
старший налоговый консультант компании Tax Compliance.

Для NEW RETAIL

При использовании материалов статьи ссылка на источник обязательна.
0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности