0/5

Как сохранить бизнес-карму?

Как сохранить бизнес-карму?
время публикации: 10:00  21 сентября 2018 года
Теги: финансы
В любом бизнесе есть немало «квестов», которые требуют от предпринимателя максимального внимания, душевных сил и даже изобретательности. Связаны эти задачки с деньгами, налоговой инспекцией и партнерами.
Как сохранить бизнес-карму?

Алексей Батылин, основатель  BTL и трейд-маркетингового агентства Activity Group делится опытом решения управленческих головоломок.

Мой товарищ был вынужден прервать свадебное путешествие и прилететь из другой страны в Москву, потому что без его личного присутствия налоговая категорически отказывалась принимать декларацию. 

Каждый день собственники бизнеса и управленцы сталкиваются с большим количеством нестандартных проблем, решение которых не описано в учебниках MBA. Бо́льшая часть из них решается на системной основе и малой кровью за счет предпринимательских качеств самих лидеров компаний. Однако есть «квесты», которые требуют от предпринимателя максимального внимания, изобретательности и душевных сил. Деньги, банки, налоговая и партнеры. 

Как не потерять в этом лабиринте не только свою репутацию, но и саму компанию? Рассмотрим топ головоломок для малого и среднего бизнеса-2018 и попробуем найти им решения.


Поиски денег: кто не находит, выбывает из игры

Деньги нужны всегда. Сначала на сам бизнес, затем, даже при наличии хорошей прибыли, на финансирование оборотных средств и пополнение кассовых разрывов. Это одна из ключевых управленческих проблем. С ней рано или поздно сталкивается каждый предприниматель. Кто не решает, тот выбывает из бизнеса. Найти деньги на сам бизнес, как правило, сложнее, нежели финансировать отдельные контракты. Однако финансировать бизнес по нормальной процентной ставке тоже задача не из лёгких. 

В Китае кредитная ставка начинается от 1%; в Америке варьируется от 6 до 12% в зависимости от рисков по компании; в Европе в районе 8%... В России хорошие ставки начинаются от 18 % и доходят до 27%. Однако, это обычно касается бизнесов из реальных секторов экономики. Кредитоваться, работая в сфере услуг, в разы сложнее.  

Решение

Обязательно ищите способ кредитоваться. Если кредитные деньги не нужны сегодня, они точно понадобятся завтра. Чем больше кредитное плечо у компании, тем больше возможностей у вашего бизнеса. 

Начните формирование вашей кредитной истории с малого: найдите небольшой предмет залога, возьмите небольшой кредит в надежном банке и верните его строго вовремя. Обязательно проследите, чтобы информация о взятом кредите передавалась в НБКИ. По мере формирования вашей кредитной истории будет формироваться и увеличиваться и ваше кредитное плечо. 

Существует другой, относительно быстрый способ привлечения денежных средств. Если деньги нужны в моменте, и вы не можете запросить требуемую сумму в банке, обратитесь в частный сектор или так называемые инвестиционные фонды, которые соединяют между собой частных инвесторов и нуждающиеся в деньгах бизнесы. Ставки по процентам в частном секторе будут серьезно превышать банковские: 26 %-60% годовых в зависимости от суммы, сроков и рисков. 

Даже если проценты серьезно уменьшат вашу прибыль, старайтесь смотреть на вопрос шире, чем в рамках одного проекта. Если ваш бизнес не является разовым проектом, не бойтесь отработать проект с минимальной маржой. Работайте на репутацию и ищите способы для финансовой оптимизации в дальнейшем. 

Как сохранить бизнес-карму?


Блокировки банковских счетов и запрос документов: обратной дороги нет

Если банк неожиданно для вас блокирует доступ к БК и запрашивает документы по совершенным транзакциям, имейте в виду, что обратного пути практически нет. С вероятностью в 99%, после внимательного изучения документов, банк окончательно заблокирует вам доступ в БК и попросит закрыть счёт. Это может нанести серьезный урон вашему бизнесу. 

Решение

Несколько простых советов, которые серьезно минимизируют ваши риски. Первое и основное – у вас должны быть открыты дублирующие счета в нескольких банках.  Делать это нужно заблаговременно. В случае блокировки одного из счетов, у вас будет возможность перегруппироваться. В то время как открыть новый счёт оперативно может оказаться невозможно.  Однако блокировок счетов лучше не допускать. 

Для этого: 

  • Распределите налоговые отчисления по вашей компании и желательно даже выплаты з/п в процентном отношении пропорционально обороту каждого из счетов. 

  • Не меняйте назначения платежей, какой бы логикой и здравым смыслом вы ни руководствовались при работе с подрядчиками.

  • Откройте счёт в банке, предоставляющем услугу по анализу рисков, связанных с вашим счётом и подключите к данному анализу остальные счета, открытые в других банках. Регулярно следите за показателями рисков и, если один показатель ухудшается, компенсируйте общую картину за счёт других показателей, которыми вы можете управлять. 

       
Неправомерные действия налоговой: «Ошибки системы» и «хиты сезона»

Налоговые инспекции так же, как и банки, блокируют счета, выставляют завышенные требования, с которыми приходится разбираться, не принимают налоговые декларации, когда собственник бизнеса находится в отпуске, и преподносят много других неприятных сюрпризов. 

Стоит оговориться, что решения о блокировке счёта в «ручном режиме» рядовые налоговые инспекторы, слава Богу, не принимают. Для этого должны быть крайне веские основания. Однако механизмов для того, чтобы добиться блокировок счетов той или иной компании у налоговой множество, и тут нужно быть крайне внимательными. 

Например, если вы «не поставили галочку» при ответе на очередное электронное требование, счёт блокируется автоматически. Иногда одни и те же требования отправляются дважды, и представители компании думают, что уже ответили на них. Однако система рассматривает каждое последующее требование, как уникальное. Игнорирование любого из них приводит к блокировке. 

По закону счёт обязан быть разблокирован через сутки после устранения причин его блокировки (в данном случае ответа на требование). На практике все происходит иначе. Разблокировки не происходит. По телефону внятных ответов не дают. При приезде бухгалтера в ФНС  ему ненавязчиво намекают, что ждут директора лично. После приезда директора начинают задавать вопросы, не имеющие отношения к текущей блокировке. При встрече инспекторы, как правило, пользуются не достаточной подкованностью директоров компаний в налоговом законодательстве и начинают их всячески «кошмарить». Главная цель —  заставить доначислить налоги в бюджет.

Вторая уловка, являющаяся «хитом» сезона, — это не приём налоговых деклараций. Это начали точечно в «тестовом режиме» делать несколько филиалов ФНС, а затем передовой опыт подхватили все остальные. Если компания вызывает хоть малейшее подозрение (например, контрольно-аналитическому отделу ФНС кажется, что компания могла бы платить больше налогов), она заносится в специальные списки, по которым декларации не принимаются. Причины не приёма никто не объяснят, говорят про «ошибки» системы. И продолжается это до тех пор, пока директор компании не явится лично и не обоснует «модель своего бизнеса».

Решение

Будьте внимательнее при ответе на требования налоговой инспекции. Что на них отвечать — вопрос отдельный. Главное —  отвечайте вовремя. Готовьте все документы, подтверждающие валидность прошедших сделок заблаговременно. И помните: время номинальных генеральных директоров прошло. Литературный фокус с «зицпредседателем Фунтом» уже не пройдет. Если вы поставили директором вашей компании кого-то, не имеющего прямого отношения к вашему бизнесу, компания проживёт ровно до первого вызова в ФНС. А последует он незамедлительно.








«Благонадежность» партнеров. Роковой «разрыв»

Самые надежные партнеры, на взгляд госорганов, могут оказаться подозрительными и навсегда испортить вашу «бизнес-карму». К сожалению, даже не раз проверенные делом подрядчики, которые существуют много лет, могут угодить в какие-то межбанковские или налоговые «черные» списки. При взаимодействии с такими компаниями у вас очень сильно портятся нормативы и показатели, что в свою очередь, может привести к блокировке счета и вызвать потом вопросы ФНС.

Основная проблема заключается в том, что даже «белая и пушистая» компания может подкинуть вам сюрприз в момент сдачи очередной квартальной отчётности. Как я описывал выше, налоговая может не принять сведения, поданные в декларации вашими партнёрами. Соответственно, в этот момент возникает нестыковка между данными, которые подали вы и сведениями от ваших партнёров. 

Подобные расхождения в данных называются «разрывами». В первую очередь, налоговые инспекторы обращают внимание на компании с такими «разрывами». То есть, если вы совершили в адрес вашего партнёра платёж с НДС, не важно – за товар или услугу, а у партнёра не приняли декларацию, вылезет тот самый «разрыв», который приведёт к требованию доначисления НДС, не уплаченного в бюджет вашим партнёром, и вызовом вас в ФНС. Если у вас большое количество подобных контрагентов и много операций, будьте готовы решать подобные вопросы в конце квартала, сдавать «уточнёнки» и т.д. 

Решение

100% механизма защиты здесь не существует. Однако вы серьезно минимизируете риски, если будете связываться только с компаниями, устоявшимися на рынке. У них должны быть свои сайты, клиенты и история. Перед началом работы с той или иной компанией проверьте ее ОКВЭДы, наличие собственных ресурсов, необходимых для выполнения проектов и факт отсутствия данной компании в межбанковских списках, куда зачастую попадают даже крупные и надёжные компании.   

***

Берегите платье снову, а бизнес-карму с молодости. 

Удачи в бизнесе!  

Алексей Батылин, 
основатель  BTL и трейд-маркетингового агентства Activity Group
 
0
Реклама на New Retail. Медиакит