0/5

Почему китайские потребители будут и дальше удивлять мир

Почему китайские потребители будут и дальше удивлять мир
время публикации: 09:00  11 июня 2015 года
«Страхи по поводу замедления роста китайской экономики сильно раздуты», – уверены авторы книги «Один час из жизни Китая» (The One Hour China Book) Джеффри Тоусон (Jeffrey Towson) и Джонатан Воцель (Jonathan Woetzel), о чем и рассказали читателям в послесловии к своей знаменитой работе.
У Китая потрясающая потребительская история. Еще до недавнего времени любая газета, онлайн-ресурс или телевизионный канал убивались в стенаниях по поводу замедления экономического роста страны и рассуждали о потребности «восстановления равновесия». На самом же деле, китайские потребители планируют продолжать богатеть и развиваться. И если вас беспокоит тот факт, что экономическая мощь Поднебесной сходит на нет, то вы неправильно понимаете, что такое производительность.

Не рассматривайте потребительские траты как процентную долю ВВП

Как и во многих других развивающихся экономиках Азии, ранний рост Китая был обусловлен накоплениями, инвестициями и экспортной прибылью. Вы побуждаете свое население экономить, переезжать в города, работать на фабриках и производить. Готовый продукт продается, а полученные средства возвращаются обратно и вкладываются в экономику государства. Кроме того, к вам приходят и зарубежные инвестиции. Благодаря такому процессу, Китай смог развить инфраструктуру во многом на собственные деньги. Кстати, так бывает не часто. Как правило, развивающиеся страны занимают средства у иностранцев, а затем отказываются платить. Например, на раннем этапе своего развития такие американские штаты, как Миссисипи и Флорида, являлись хроническими неплательщиками по иностранным кредитам.

Один из минусов первого инвестиционного подхода заключается в том, что в данном случае потребление выглядит мелким и нередко даже сокращающимся. Объемы потребления китайского населения сократились с примерно 51% от ВВП в 1985 году до 43% в 1995-м, 38% в 2005-м и 34% в 2013 году. Для сравнения в той же Японии доля потребления равна 61%, а в США – 68%. На самом деле, низкий и сокращающийся уровень китайского потребления и является той самой причиной, по которой люди говорят о пресловутом «восстановлении равновесия» – необходимости переориентировать экономику на зависимость от трат потребителей, а не инвестиций и экспорта.

Что думаем мы? Плюньте и забудьте.

Во-первых, в период с 2000 по 2010 годы размер китайской экономики более чем удвоился. Таким образом, объемы потребления выросли с $650 млрд до $1,4 трлн. Несмотря на относительное процентное соотношение к ВВП, в абсолютных величинах китайское потребление растет гораздо быстрее, чем во всех других странах.

Во-вторых, просто заставив потребителя снова тратить хотя бы 43% от ВВП (уровень 1995 года), правительство оказало бы огромное влияние на «восстановление равновесия». Кроме того, это создало бы крупнейший потребительский рынок в мире.

В-третьих, большая часть этих цифр чрезвычайно неточные. Практически нереально измерить потребительские траты такой большой, сложно устроенной экономики. Согласитесь, странная математика – пытаться сравнить одно приблизительное число с двумя другими большими приблизительными цифрами (инвестициями и чистым экспортом). Пока экономисты не станут производить свои расчеты по Китаю с учетом оценки неопределенности, все эти относительные проценты не стоят никакого внимания.

Главное – доход отдельной семьи

Интереснее рассмотреть такую величину, как доход отдельной семьи. Потребление без дохода невозможно. И вот здесь начинается нечто невероятное. Семейный доход в Китае огромный. На сегодняшний день он составляет порядка $5 трлн в год. Кроме того, нельзя забывать об огромных неучтенных объемах, так что упомянутая выше цифра – это лишь нижняя граница реального дохода семей. Развивающиеся экономики, особенно члены БРИКС – Бразилия, Россия, Индия и Китай – зачастую рассматривают все вместе, но в отношении семейных доходов все остальные просто меркнут перед Китаем (График 1).
Снимок экрана 2015-06-10 в 16.13.52.png 
Общий семейный доход в Китае значительно превосходит прочие развивающиеся рынки


Самое интересное – это возрастающие дискреционные расходы

Дискреционные расходы – это покупка вещей, которые вам нравятся, но которые вам не нужны. Или нужны, но не очень. Люди демонстрируют бесконечный аппетит ко всему – от развлечений до горных лыж и кофе латте. На сегодняшний день граждане Китая переходят ту черту, когда каждый отдельный человек в состоянии удовлетворить не только основные жизненные потребности, но и дополнительные желания. Согласно прогнозам, рост трат по годовым дискреционным категориям в Китае превысит 7% в период с 2010 по 2020 годы, в то время как годовой рост в категории «полунеобходимости» составит 6-7%. Обе эти категории расширяются гораздо быстрее, чем объемы потребительских трат на необходимые товары и услуги, рост которых, как ожидается, составит порядка 5% в год, что приблизительно равно прогнозируемому росту ВВП (График 2).

Снимок экрана 2015-06-11 в 9.01.14.png
Самый быстрый рост демонстрируют дискреционные категории.

Наконец, еще одним важным фактором в данном контексте является китайская традиционная экономность. Если сравнить уровни трат и накоплений по всем развивающимся рынкам, то резкий взлет объема сбережений в Китае просто нельзя не заметить. Кстати, он вполне объясним.

1. Это связано с культурой страны.
2. Китайцы привыкли откладывать на черный день – система социального страхования населения в Китае отсутствует, так что лечишься ты за свой счет.
3. Китайская бережливость не уникальна: Япония, Корея и Тайвань также демонстрировали 30-процентный рост накоплений на ранних этапах развития. 
4. В ситуации, когда система потребительского кредитования в стране почти не представлена, достаточно трудно использовать долг, чтобы купить что-то дорогое. Ведь загородный дом или автомобиль вполне может стоить годового заработка.

Это и есть наше откровение по поводу общей потребительской ситуации в Китае. На наш взгляд, все там по-прежнему хорошо. Определенная нестабильность, конечно, присутствует. Да и сюрпризы возможны. Но такого роста потребления вы не найдете больше нигде.

Автор Джеффри Тоусон (Jeffrey Towson) и Джонатан Воцель (Jonathan Woetzel)
Перевод Ирины Зайончковская
Источник: mckinsey.com
0
Реклама на New Retail. Медиакит