0/5

Почему поправки в закон о торговле ударят по карману поставщика?

Почему поправки в закон о торговле ударят по карману поставщика?
время публикации: 10:00  20 июля 2016 года
В начале июля текущего года президент России одобрил Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» (ФЗ 704631-6). О том, какие риски несет бизнесу принятие данных поправок, рассказывает член правления Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла Сергей Илюха.

4 июля 2016 года президент Владимир Путин одобрил Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» (ФЗ 704631-6). Внесены поправки в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее «Закон о торговле») и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Изменения в Закон о торговле были внесены Госдумой стремительно, сразу во втором и третьем чтениях, причем окончательная редакция несколько отличается от той, которая в течение почти двух лет согласовывалась Госдумой с Минпромторгом, представителями производителей и ритейлеров.

Основная цель поправок – защитить интересы отечественного производителя и сделать его равноправным партнером розничной сети. В ФЗ 704631-6 содержится несколько основных идей:

  1. Сделать отношения ритейлера и поставщика более прозрачными, переведя все бонусы в цену.
  2. Уменьшить выплаты поставщика розничным сетям, ограничив максимальный размер премии за объем выборки товара 5 % и исключив из базы для ее расчета НДС и акциз.
  3. Вернуть в оборот поставщика деньги, которые сейчас расходуются на предоставление товарного кредита ритейлеру. Для этого сокращены максимально допустимые сроки отсрочки платежа за поставленный товар (от 2 рабочих до 5 календарных дней в зависимости от срока годности).
  4. Увеличена ответственность за нарушение требований Закона о торговле и Закона о конкуренции.

Я уже  достаточно много и подробно писал о рисках и возможностях, которые несет бизнесу принятие данных поправок. Статьи можно найти как на профильных ресурсах, так и на сайте моей компании . 

Разработан даже специальный семинар о том, как производителю быстрее и безболезненнее адаптироваться к новой реальности. Но чем глубже я изучаю вопрос, тем больше «подводных камней» нахожу. 

В одной из предыдущих статей я писал о том, как должна уменьшиться дебиторская задолженность поставщиков и сколько денег понадобится ритейлу для приведения отсрочек в соответствие с Законом. Но дальнейшие размышления натолкнули меня на очень интересную мысль:

Что выгоднее: отдать 120 рублей в конце года или отдавать по 10 рублей каждый месяц в течение года?

Ответ очевиден! В конце года лучше!
Проведенные мною расчеты показали, что средние расходы поставщика на обслуживание контракта с розничной сетью после приведения всех договоров в соответствие с новыми требованиями Закона о торговле возрастут.
Для того чтобы детально разобраться в ситуации мной была составлена несложная модель.

В качестве объекта моделирования  был принят  контракт среднестатистической розничной сети и достаточно сильного поставщика, которые строго выполняют все требования законодательства.  Нет так называемого «фальшмаркетинга» (оплаты поставщиком не оказанных ритейлером услуг). Оплата за поставленный товар производится в строгом соответствии с условиями Договора поставки.

Основные положения контракта:

  •  Ежемесячный товарооборот (отгрузки в сеть) – 100 тысяч руб. (в том числе НДС 18 %)
  • Поставщик осуществляет поставки на распределительный центр розничной сети (допустим, одна отгрузка в месяц)
  • Отсрочка платежа 30 календарных дней
  • Премия за объем выборки продукции 10% ежеквартально.  База для расчета премии включает НДС.
  • Логистический бонус (компенсация поставщиком сети расходов, которые она несет при доставке продукции с распределительного центра в торговые точки)  5%. База для расчета бонуса включает НДС. Бонус выплачивается ежемесячно.
  • Предусмотрены 2 промоакции – в 6 и 12 месяце – с бюджетом 90 и 150 тысяч руб. соответственно (цифры абстрактные). Компенсация расходов по проведению акций производится разовой скидкой в цене на участвующую в акции продукцию (50 % расходов на проведение акции) и по Договору оказания услуг в течение месяца после их проведения (оставшиеся 50 %).


Сразу оговорюсь, что в этой очень упрощенной модели я не буду вдаваться в подробности налогообложения услуг и формирования НДС к начислению  и зачету производителя и розничной сети, а также расчета налога на прибыль. Эта тема, бесспорно, заслуживает глубокого изучения, но ее надо исследовать отдельно. Также в созданной модели я пренебрегаю  стоимостью привлеченных денежных средств.








В качестве исследуемого показателя мной выбраны «Расходы по контракту» – сумма средств, которые поставщик отдает ритейлеру в качестве товарного кредита (после окончания контракта эти средства полностью возвращаются поставщику) и инвестиций: «безвозвратных» расходов на предоставление скидок и выплату премий.

В этом случае взаимоотношения поставщика и розничной сети можно упрощенно представить в следующем виде (Таблица 1).

Таблица 1. Модель сотрудничества «ДО»
Почему поправки в закон о торговле ударят по карману поставщика?
 
Итоги работы таковы:
Годовой товарооборот составит 1,2 млн. рублей.
Расходы по контракту по итогам года: 420 тыс. рублей.

Что же произойдет, когда контракт будет приведен  в соответствие с требованиями новой редакции Закона о торговле? 

  1. Все бонусы переведены в цену. Признаюсь, возникли определенные трудности при корректном переводе премии в цену. Пришлось составить систему уравнений и написать специальную программу! Но выдавать ее буду только участникам своих тренингов.
  2. Отсрочка стала 25 календарных дней вместо 30, т.е. 5/30 частей стоимости поставленного товара оплачивается в текущем месяце, 25/30 частей – в следующем.
  3. Появилась новая статья расходов – скидка. Почему я отнес скидку к расходам? Фактически, скидка – сумма, которую отдает поставщик из своих денег непосредственно при отгрузке.  В «живые» деньги скидка конвертируется в момент оплаты товара, т.е. через  25 дней после отгрузки.
  4. Розничная сеть, скорее всего, при проведении акций будет использовать методику накопления бюджетов. Ввиду того, что расходы на акцию достаточно велики, скидка на ее проведение распределяется равномерно на месяцы, предшествующие акции. (1-6 месяц для первой акции и 7-12 месяц для второй). При этом цена отгрузки в первом и втором полугодии будет разной (абсурд!)

Модель работы «по-новому»  приведена в таблице 2. 

Таблица 2. Модель сотрудничества «ПОСЛЕ»
Почему поправки в закон о торговле ударят по карману поставщика?поставщики-табл2.jpg
 
Как видите,  с точки зрения расходов по контракту и уровня инвестиций результаты работы очень похожи.  Следовательно, при переводе всех бонусов  в цену ни поставщик, ни ритейлер в доходности не потеряли.  Хорошо! Все стало прозрачно и понятно. Теперь все увидят настоящую наценку сети, как и хотели  законодатели.

А что же с финансами?
  1. Фактический товарооборот уменьшился на 30%. У поставщика могут возникнуть проблемы с получением новых кредитов.
  2. А уменьшились ли расходы  поставщика по статье «Расходы по контракту».  Смотрим на график.
Почему поправки в закон о торговле ударят по карману поставщика?
 

Как видно из  графика, средние расходы ПОСЛЕ принятия закона практически на протяжении всего контракта выше, чем «ДО». Расчет среднего арифметического суммы расходов по месяцам показывает, что «ДО» эта цифра составляла 242 тысячи рублей, а после – 261 тысячу, т.е. фактически расходы производителя выросли почти на 8%.

При этом в отдельные месяцы, например, в одиннадцатом, когда «ДО» расходы составляли 330 тысяч. рублей, а «ПОСЛЕ» 407 тысяч, расходы производителя возросли более чем на 20 %. Получается, что новые кредиты понадобятся не ритейлеру, а производителю.

Что хочется сказать в заключение? На мой взгляд, к государственному регулированию торговли необходимо подходить очень взвешенно. Мировой опыт и история развития розницы в России показывают, что чем меньше это регулирование, тем лучше результаты. Если все же законодатели принимают решение вмешаться в хозяйственную деятельность торговых организаций, то необходимо больше прислушиваться к мнению экспертов и делового сообщества.

В этот раз «хотели как лучше, а получилось как всегда». Надеюсь, все еще можно исправить!

Сергей Илюха,
Член правления Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла 

0
Реклама на New Retail. Медиакит