Резкое падение цен на нефть, безусловно, сильно сказалось на состоянии экономики ближневосточных стран, самый медленный за последнюю четверть века темп роста внутреннего валового продукта был зафиксирован в Китае. Однако розничные компании по-прежнему стремятся во что бы то ни стало расширить присутствие своего бренда по всему миру. Но на этот раз ведут себя осторожнее.
Из-за неразберихи, царящей на международных рынках, и напряженной геополитической обстановки ритейлеры стали предусмотрительнее. Об этом свидетельствует и недавно составленный Индекс глобального розничного развития (Global Retail Development Index) A.T. Kearney – годовой отчет, в котором выбирают 30 из 200 развивающихся стран и оценивают их по целому ряду критериев, включая население, розничные продажи и политические риски. Это позволяет определить, на что компаниям следует обратить внимание при выходе на новый рынок.
«В результате потрясений и встрясок на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и в России на данный момент складывается более осторожный подход к международному расширению на развивающихся рынках, – заявил соавтор отчета, Майк Мориарти (Mike Moriarty). – Однако ритейлеры проводят долгосрочный анализ развивающихся рынков, стремясь инвестировать средства целенаправленно в зоны роста».
В частности, Россия потеряла 9 позиций, опустившись на 21-е место, так как рекордно низкие цены на нефть, обесценивание валюты, замедление экономического роста и геополитическая напряженность привели к тому, что такие ритейлеры, как Adidas и Zara, закрыли ряд магазинов.
Другая страна, напротив, снова стала лидером этого «хит-парада» после четырехлетнего пребывания на более низких строчках. Итак, представляем десять наиболее привлекательных развивающихся рынков для розничных инвестиций.
10. Армения
Позиция в прошлом году: 6
Население: 3 060 631 человек (на июль 2014 года)
ВВП на душу населения: $7 400 (на 2014 год)
Возможности рынка перевесили политическую нестабильность в Армении, в результате чего стране удалось войти в десятку нашего рейтинга. В феврале 2014 года в столице этого государства открылся огромный Yerevan Mall, в котором разместились бренды Levi's, Puma и Zara.
На долю столицы Армении – Еревана – приходится порядка 80% всех розничных продаж по стране, которые, если отбросить еду, прежде всего, представлены товарами для дома, одеждой и мебелью.
9. Малайзия
Позиция в прошлом году: 9
Население: 30 073 353 человека (на июль 2014 года)
ВВП на душу населения: $24 500 (на 2014 год)
Девятым местом в рейтинге розничных рынков Малайзия обязана растущим доходам, молодому городскому населению и стабильной бизнес-среде. Хотя, по данным Всемирного банка, в 2013 году валовый национальный доход на душу населения приблизился к отметке в $10 000, A.T. Kearney утверждают, что к 2020 году он уже достигнет целевого показателя в $15 000.
Розничный бизнес в стране постепенно расширяется и выходит за пределы столицы Куала-Лумпур. Aldo и Superdry открыли новые магазины в Восточной Малайзии и северо-западной столице, Пинанге, соответственно.
8. Бразилия
Позиция в прошлом году: 5
Население: 202 656 788 человек (на июль 2014 года)
ВВП на душу населения: $15 200 (на 2014 год)
Бразилия потеряла три позиции рейтинга. Это связано со стагнацией экономики и отсутствием роста внутреннего валового продукта, скачком инфляции и упадком доверия потребителей. Но не все так плохо. Уровень безработицы сохраняется низким, а зарплаты продолжают расти, хотя и медленнее, чем ожидалось.
В прошлом году основной упор был сделан на красоту. Body Shop открыл в стране более 100 магазинов, а L'Occitane – 9 торговых точек под новым бразильским брендом.
7. Объединенные Арабские Эмираты
Позиция в прошлом году: 4
Население: 5 628 805 человек
ВВП на душу населения: $65 000 (на 2014 год)
По данным A.T. Kearney, за прошлый год общая площадь розничных помещений в ОАЭ возросла на 7%. Дубаю до сих пор удается сохранять репутацию торгового центра всего ближневосточного региона, что обеспечило ОАЭ 6-процентный прирост продаж и $71 млн оборота.
К 2018 году Macy's и Bloomingdale планируют открыть магазины в элитном торговом центре The Galleria, в Абу-Даби. Кстати, именно эта торговая точка станет первым международным магазином бренда Macy's.
Dubai Holding намеревается построить торговый комплекс Mall of the World, который станет крупнейшим в мире розничным центром как минимум на ближайшие десять лет. Этот мегамолл будет представлять собой целый «город» площадью 4,5 млн кв.м с климат-контролем и крытым тематическим парком.
6. Грузия
Позиция в прошлом году: 7
Население: 4 935 880 человек (на июль 2014 года)
ВВП на душу населения: $7 700 (на 2014 год)
В Грузии представлены более 40 международных брендов, включая Gap, Marks & Spencer и Aldo. Тем не менее, современные форматы продаж охватывают лишь 30% ритейла страны, в то время как ключевое место на рынке по-прежнему занимают традиционные грузинские базары.
Однако розничная инфраструктура меняется. В этом году в столице страны, Тбилиси, должен открыться новый торгово-развлекательный центр – всего через три года после появления знаменитого Tbilisi Mall.
5. Монголия
Позиция в прошлом году: новичок
Население: 2 953 190 человек (на июль 2014 года)
ВВП на душу населения: $10 200 (на 2014 год)
Будучи новичком нашего рейтинга, Монголия ворвалась на просторы ритейла благодаря быстрому росту и низкому насыщению рынка. Розничные продажи в стране росли на 16% ежегодно в период с 2010 по 2014 годы, причем ключевое место в этом рельефе занимали товары премиум-класса.
Такие бренды, как Burberry и Louis Vuitton, открыли собственные магазины в стране, стоимость полезных ископаемых в которой, по самым скромным оценкам, превышает $1,3 трлн.
4. Катар
Позиция в прошлом году: новичок
Население: 2 123 160 человек (на июль 2014 года)
ВВП на душу населения: $144 400 (на 2014 год)
Еще одним ярким дебютантом верхней десятки оказался Катар, который опережает другие страны Ближнего Востока по стабильным экономическим показателям и розничным расходам населения в размере $12,4 млрд.
В прошлом международные игроки едва ли стремились выйти на рынок Катара, где ощущался острый дефицит недвижимости. Но, по данным A.T. Kearney, благодаря целому ряду проектов, которые запустили в стране за последние два года, «розничный рельеф Катара стал намного привлекательнее».
Кроме того, развитие инфраструктуры связано с неоднозначным и немного сомнительным планом по подготовке к Чемпионату мира 2022 года.
3. Чили
Позиция в прошлом году: 1
Население: 17 363 894 человека (на июль 2014 года)
ВВП на душу населения: $23 200 (на 2014 год)
Лидер прошлогоднего рейтинга – Чили – потерял две позиции в результате замедления роста своего ВВП, высокой инфляции и роста безработицы.
A.T. Kearney отмечают, что несмотря на явный рост продаж в таких секторах, как одежда и потребительские товары, рынок демонстрирует «явные признаки насыщения».
2. Уругвай
Позиция в прошлом году: 3
Население: 3 332 972 человека (на июль 2014 года)
ВВП на душу населения: $20 500 (на 2014 год)
Tiffany, Prada и другие премиум-бренды устремились в Уругвай навстречу местным жителям с высоким доходом и богатым туристам, ведь именно эта страна может похвастаться самым высоким объемом розничных продаж на человека в Латинской Америке.
Как и в Бразилии, здесь наблюдался замедленный рост ВВП, тем не менее, в течение четырех лет розничные продажи неуклонно шли вверх на 9% в год, и в 2014 году достигли $22,7 млрд.
1. Китай
Позиция в прошлом году: 2
Население: 1 355 692 576 человек (на июль 2014 года)
ВВП на душу населения: $12 900 (на 2014 год)
Китай переживает период самого медленного роста своего внутреннего валового продукта за последние 25 лет. Тем не менее, страна снова во главе списка.
В прошлом году розничные продажи Китая выросли почти на 12%. Кроме того, согласно прогнозам, к 2018 году его розничный рынок должен превысить рынок США и стать крупнейшим в мире.