0/5
Гипермаркет или магазин у дома: что выживет в кризис

Гипермаркет или магазин у дома: что выживет в кризис

Гипермаркет или магазин у дома: что выживет в кризис
Еще до кризиса аналитики заметили тенденцию: гипермаркеты, в лучшем случае, в стагнации, а на рынке господствуют «магазины у дома», и расцветают хард-дискаунтеры. Как будет выглядеть мир ритейла в ближайшие годы?
Гипермаркет или магазин у дома: что выживет в кризисЕгор Клименко, генеральный директор краудфандинговой платформы AKTIVO

В России пять гигантов продуктового ритейла: X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») «Магнит», «ДКБР мега ритейл груп лимитед» («Дикси», «Бристоль» «Красное и белое»), «Лента» и «Ашан». 

Каждый из них занял нишу, и большинство имеет гипермаркеты, в которых можно купить почти все. Такие магазины стали приятной альтернативой многочасовых поездкам и беготне по рынкам и профильным магазинам в разных частях города лет десять-пятнадцать назад. Вкупе – еще и помещение чистое и комфортное по температуре.

Но уже 2019 год показал, что рынок гипермаркетов уступает дорогу другим форматам. Причем гипермаркеты чувствуют себя плохо не только в России, но и во всем мире. Меняется ритм жизни, меняется экономическая обстановка, люди стараются совершать менее крупные покупки за один раз - магазин у дома становится более подходящим для покупок. 

Заметные тренды

●  Ритейлеры отмечают спад интереса к гипермаркетам и борются с этим: более половины сети «Карусель» закрывается или будет переформатирована в супермаркеты, «Лента» открывает супермаркеты у дома, «Магнит» запускает профильные форматы с косметикой и алкоголем, запускают доставку до дома и усиливают самообслуживание в магазинах.

●  Районные торговые центры успешно заменяют большие и закрывают потребности населения в товарах первой необходимости. С учетом дефицита времени и пешей доступности – такие торговые центры стали альтернативой для жителей районов. И если гипермаркеты отступают, то малые ТЦ наращивают темпы ввода. Инвесторы чаще предпочитают вкладывать средства в такой формат, зачастую распределяя благодаря ЗПИФам недвижимости бюджет на несколько привлекательных площадок. 

●  Экономическая ситуация – цены на продукты растут при сохранении зарплат на прежнем уровне. Покупатели начинают экономить, совершая более частые, но менее объемные покупки.

●  Экология - ответственные граждане задумываются о покупке фермерских и органических продуктов. Этот тренд отражается и в прогнозах по фудтеху. Аналитики предполагают, что рынок инновационных продуктов питания (клеточное мясо, альтернативное молоко и др.) заметно вырастет (CAGR 50.5%, 2018-2025).

Гипермаркет или магазин у дома: что выживет в кризис

Даже большие торговые центры предпочитают приглашать в качестве якорного арендатора продуктовые магазины. Территория вокруг продовольственного ритейла одна из самых проходимых и рентабельных. Вокруг базируются аптеки, небольшие продуктовые фермерские точки и локальные бренды. Такой подход диверсифицирует арендаторов и помогает планировать долгосрочный прирост арендной платы для собственников торговых центров. 

Но 2020 год внес свои коррективы. 

Карантинное время продемонстрировало фактор, который в 2019 году не учитывался – принудительное закрытие хозяйственных и непродовольственных магазинов. В этих условиях продуктовые магазины стали не только местом покупки питания, но и поводом ненадолго выйти на улицу из самоизоляции. Тенденция этого года наверняка продолжит сказываться и в будущем, пока не пройдет всеобщая вакцинация, а инвесторы будут продолжать вкладывать средства в торговые центры, в которых есть продуктовый ритейл – это гарантирует стабильность дохода даже в случае ограничительных мер.




Читайте также: Кризис, пандемия, нефть: почему именно сейчас инвестору стоит подумать о покупке ритейла




В целом, продуктовый ритейл зарекомендовал себя в 2020 году как ценный ресурс, который не будет закрыт ни при каких обстоятельствах. На фоне непростой экономической ситуации, ритейл работает как часы. Торговые центры с продуктовым ритейлом интересны инвесторам, поскольку приносят ощутимую и стабильную прибыль даже в самые неоднозначные времена. Спрос на них растет, предложения для инвестиций увеличиваются, интересные объекты появляются чаще.

Отсюда возросший интерес и к коллективным инвестициям в подобные объекты. Инвесторы выкупают долю в торговых центрах с якорным продуктовым арендатором – это один из самых безопасных вариантов для инвестиций на данный момент. Золотая середина – это небольшие торговые центры с крупным сетевым арендатором, который способен удовлетворить спрос жителей района, но в тоже время не занимает слишком много места, оставляя площадь для павильонов, предлагающих посетителям набор товаров и услуг первой необходимости.


Егор Клименко, 
генеральный директор краудфандинговой платформы AKTIVO
для New Retail


время публикации: 10:00  02 июня 2020 года
0
Теги: ритейл, коронакризис


Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности