Это один из самых насущных вопросов, с которым сталкивается почти каждый менеджер по островной торговле (Specialty Leasing Manager). Часто он просыпается ночью в холодном поту и в голове вертятся два вопроса: где и как искать арендаторов?
Поиск арендатора на остров и поиск арендатора на торговую секцию или павильон кардинально отличаются друг от друга, хотя общие принципы продаж, такие как холодный прозвон, определение потребностей клиента и т.д., никто не отменял.
Основная разница в том, что арендаторы островов – это в 70% случаев мелкие операторы, в основном ИП, которые:
а) нигде широко не представлены
б) не имеют собственных сайтов
в) не пользуются услугами по продвижению,
словом no-name.
Поэтому Яндекс и Google вам не помогут.
Что же делать?
Выход один – идти по другим торговым центрам и искать контакты арендаторов «в полях». Сразу отметим, что это непростой способ, но один из самых действенных. По сложности он сопоставим с работой вербовщика на вражеской территории. Ваша задача – путем агитации переманить понравившегося потенциального арендатора в свой торговый центр или заразить его желанием открыть дополнительную точку продаж.
Хорошим аргументом, как правило, является понимание, что островному арендатору выгоднее держать несколько точек продаж в одном районе. Вопрос локации, трафика и, конечно, экономики (оборота каждой торговой точки).
Кстати, процесс поиска островных арендаторов в торговых центрах называется «канвассингом». (От англ. сanvassing – агитация, вербовка сторонников).
Опыт показывает, что менеджеры по островной торговле не хотят, а часто просто боятся канвассинга. Потому что надо идти или ехать в другой торговый центр, подходить к каждому киоску, устанавливать контакт с продавцом, просить контакты хозяина точки.
Проще сидеть в теплом кабинете, разместив объявления в интернете, и принимать входящие звонки. Знаете, это такой подход: – а зачем куда-то ходить, они же сами приходят. И ставки аренды они также сами назначают. Поэтому в тех 200 торговых центрах, которые мы анализировали на предмет коммерциализации зон общего пользования, арендные ставки были намного ниже рыночных, иногда в два-три раза ниже. Поэтому не стоит полагаться на то, что к вам придут и еще предложат условия, которые будут для вас максимально выгодными.
Рекомендация № 1: Если вы хотите самостоятельно искать арендаторов островной торговли для вашего ТЦ – развивайте у ваших менеджеров навыки сбора контактов «в полях».
По внешнему виду торговой точки, наличию товара, продавцу можно с легкостью определить средний чек, количество продаж в день, ее успешность, наиболее продаваемые товары (best sellers) и т.д. Здесь просто необходимо применять навыки коммуникаций. Чем больше выяснил – тем меньше будет ошибок и недоразумений, когда арендатор встанет в ваш ТЦ.
Как «наводить мосты» с продавцом? Прежде всего ваш визит в торговый центр не должен проходить как официальное мероприятие.
Рекомендация № 2: Оставьте в офисе деловой костюм и галстук. Потому что так вы будете больше похожи на проверяющего, при виде которого продавец напрягается и включает режим обороны. Стиль одежды casual будет в этом случае работать лучше.
У вас есть 7 секунд, чтобы произвести нужное первое впечатление и, самое главное, расположить к себе. Конгруэнтность и невербалика наше все.
Какие вопросы следует задавать:
Как бизнес?
Есть ли покупатели?
Бывает ли «0» продаж?
Что лучше всего продается?
Какой трафик в торговом центре?
Что происходит на выходных?
Если вы подойдете к процессу с пониманием, что продавцы это люди, которые устают, не всегда любят свою работу, часто не выполняют план, жалуются на руководство и т.д., то вам будет проще собрать нужную информацию.
Уверяю вас, в 80 случаев из 100 у вас будут контакты и продавец «изольет вам душу». Слушайте больше, говорите меньше и запоминайте. После разговора сфотографируйте торговую точку и запишите наиболее ценные моменты из разговора. Это не даст вам возможности в дальнейшем забыть, какой товар был на ней представлен и как выглядел остров (киоск).
Рекомендация № 3: При сборе информации фиксируйте все значимые моменты (фотографируйте и записывайте)
Как провалить операцию канвассинга? (Чего делать категорически не надо)
Нельзя обращаться к продавцу официально и требовать у него контакты собственника. Он замкнется и скажет, что он ничего не знает, он лишь продавец и не понимает как тут все устроено. Лучше всего представиться потенциальным арендатором, который интересуется, хорошее ли это место с точки зрения островной торговли. Думаю, не надо говорить о том, что ваша легенда должна быть максимально правдоподобной.
Например, если я иду в торговый центр, я обхожу все без исключения острова, беру контакты у всех и фотографирую все точки – так в дальнейшем у меня всегда будет возможность выбора арендатора, если даже сейчас он мне не нужен.
И нужно помнить правило – как правило канвассинг в торговом центре дает моментальные результаты. Утром вы получили номер телефона владельца, а вечером уже встретились с ним за чашкой кофе и обсудили ваше предложение. Это самый эффективный способ найти арендатора.
Поиск по концепциям или по категориям товара. Возможно для новичков в ритейле это будет открытием, но в торговом центре не каждая локация одинаковая, не каждая стоит одних и тех же денег, не каждая имеет одинаковый уровень проходимости, и не каждая локация окружена магазинами с высоким трафиком. Арендная ставка в пределах одного и того же торгового центра может варьироваться от 30 000 до 300 000 рублей за торговую точку в месяц. Поиск нужно ориентировать именно в направлении разнообразия концепций. Вы не сможете разместить 10 арендаторов с мобильными аксессуарами на одном этаже торгового центра. Они «сожрут» друг друга, и результат будет плачевным.
Хотя примеры подобного размещения есть в The Mall of the Emirates: там спокойно уживаются несколько десятков ювелирных островов и это обусловлено спецификой высокого покупательского спроса на ювелирные украшения. Но мы с вами не в Арабских эмиратах.
Рекомендация №4: Ищите интересные концепции, причем, не обязательно, чтобы киоск, который вы увидели в конкурирующем торговом центре, должен быть красивым и правильным. Обращайте, прежде всего, внимание на интересный товар или правильный сервис.
Какие концепции искать?
Ювелирные украшения, мобильные аксессуары, «кофе с собой», кожгалантерея, детские игрушки, экспресс-маникюр, косметика ухо́довая и декоративная, бижутерия, сезонные товары, различные фуд-концепции на киосках (мороженное, соки, снеки и т.д.), сервисы по ремонту (часы, мобильные устройства), мобильные арендаторы.
Вот, пожалуй, список самых распространенных концепций, которые в данный момент востребованы на островной торговле.
Где искать?
мелкие операторы островной торговли. У вас рано или поздно сформируется база из арендаторов островов. Она должна обновляться и пополняться. В моем случае это порядка 2000 контактов. Плюс канвассинг в конкурирующем торговом центре;
арендаторы стационарных магазинов (in-line) – они зачастую также используют формат острова. Примеры достаточно многочисленны – Билайн, Теле2, «Бронницкий ювелир», Мегафон;
представители региональных и международных брендов, представленных в регионе, в РФ или в мире. Примеры: Premier, Mywallit, Valtera, «Бронницкий ювелир»;
интернет-магазины;
онлайн издания и каталоги;
ремесленники (производители штучной сувенирной и прочей продукции, художники, скульпторы и т.д.), С ними необходимо быть крайне разборчивыми, так как люди очень творческие и сконцентрированы, скорее, на искусстве и творчестве, чем на бизнесе и рутинной коммерческой деятельности;
организации, оказывающие услуги и предоставляющие сервисы населению.
Продолжение следует…
В следующей статье мы поговорим о дизайне острова. Как сочетать неземную красоту с практичностью и эффективностью.
Все статьи Индиры Шафиковой и Антона Реутова о правильной организации островной торговли в торговых центрах читайте в спецпроекте «Острова везения».