0/5

Как добиться оптимальной представленности товаров на полке (OSA) минимумом инвестиций?

Как добиться оптимальной представленности товаров на полке (OSA) минимумом инвестиций?
время публикации: 10:00  06 октября 2025 года
Какой должна быть доступность товаров на полке, чтобы покупатель не ушел с пустыми руками? На что обращать внимание – количество, свежесть, ценники или товарное соседство? А, может, все дело в категории и ее представленности в магазине? А сколько ритейлеру вложить ресурсов в работу с полкой, чтобы это было эффективно? А как посчитать результат? И как влияет доступность товаров на поставщика и есть ли возможности взаимодействия с торговыми сетями?
Как добиться оптимальной представленности товаров на полке (OSA) минимумом инвестиций?



Эти и многие другие вопросы о работе ритейлера (и поставщика) с доступностью товаров OSA разберем вместе с Труфановой Татьяной, Директором по развитию продуктового направления Imredi.


Imredi – цифровая платформа для контроля и развития розничных сетей, единственный разработчик, реализовавший концепцию мобильного рабочего места в автоматизации ритейла. 60+ готовых бизнес-процессов, 60 000+ пользователей, +1% к РТО. 

Платформа объединяет несколько цифровых продуктов, позволяющих автоматизировать операционные процессы, работу с товарами, персоналом и промоакциями и предоставить детальную аналитику по работе сети для принятия стратегических решений и повышения эффективности с помощью индивидуально подобранных инструментов.



В современном ритейле одним из ключевых факторов успеха является правильное управление представленностью товаров на полках магазинов — OSA (Optimal-Shelf Availability). Именно Optimal -Shelf Availability, потому как многие из нас не берут последнюю пачку, последнее яблоко или последний кусок мяса. Полка должна быть заполнена оптимально для данной категории, чтобы быть привлекательной для покупки. 

Сколько стоит бизнесу 100-процентная OSA?

В первую очередь OSA – это баланс между расходами и доходами, потому что представленность в 100% влечет за собой огромные издержки – это траты на хранение, логистику и списания. Просчитав все издержки, можно легко прийти к выводу, что бизнесу не нужна настолько идеальная полка. Надо, конечно, не забывать, что сейчас все активнее в нашу жизнь входит полка online, которая требует совсем иных подходов и управлений. Все это диктует свои правила и ограничения. Невозможно добиться равновесия, не пройдя по всей цепочке поставок от производства до момента продажи товара покупателю.

В статье рассмотрим основные аспекты OSA, её взаимосвязь с ISA, важность взаимодействия всех участников цепочки поставок, а также рекомендации по оценке и улучшению бизнес-процессов для достижения максимальной эффективности. Иными словами, ответим на три главных вопроса касательно OSA – что это такое, как бизнесу выстроить правильную систему работы с этим показателем, как оценить эффект?



Понятия OSA и ISA: ключевые определения и значение в ритейле


В ритейле термин OSA означает уровень фактической представленности товара на полке магазина в момент покупки. Это ключевой показатель, который отражает, насколько полно и своевременно товар доступен для конечного потребителя. Высокий уровень OSA напрямую влияет на рост продаж и удовлетворенность покупателей, так как отсутствие нужного товара на полке приводит к потерям выручки и снижению лояльности клиентов.

ISA (In Store Availability) — тесно связанный с OSA показатель, характеризующий наличие товара на складе или в торговой точке. В отличие от OSA, ISA больше фокусируется на внутреннем запасе, а не на непосредственном присутствии продукта перед покупателем. Но при этом он играет огромную роль как для пополнения витрины, так и для работы с E-com заказами.


Баланс между представленностью товаров и затратами — почему это важно


Представленность товаров на 100% на полках кажется идеальной, но на практике она сопряжена с рядом сложностей:

● Высокие списания — товары, особенно скоропортящиеся, могут не успевать продаваться и списываются по истечении сроков годности

● Увеличение складских затрат — поддержание большого запаса требует дополнительных ресурсов

● Затаренность проходов в торговой точке может нести убытки из-за порчи товаров, усложнения работы и штрафы за несоблюдение норм безопасности

● Риск избыточной выкладки — излишки продукции занимают место, мешая представлению других SKU.

Как добиться оптимальной представленности товаров на полке (OSA) минимумом инвестиций?

Обеспечение оптимальных показателей OSA невозможно без слаженной работы всей цепочки поставок. 

Цепочка включает в себя:

● Производственные процессы — своевременное и качественное производство необходимого ассортимента

● Логистику и транспортировку — оптимизация поставок для минимизации времени доставки и сохранения качества

● Складские операции — правильное хранение и управление запасами для предотвращения дефицита и излишков

● Выставление товаров на полки — своевременная выкладка с учетом планограмм и актуальных потребностей

Обмен данными между всеми звеньями цепочки позволяет прогнозировать потребности и корректировать планы поставок, при этом у всех участников процесса – свои интересы и задачи:

● Мерчандайзинговые агентства осуществляют ручную выкладку товаров, отвечая за аккуратность и соответствие планограммам

● Ритейлер заинтересован в максимальном удовлетворении потребительских запросов и минимизации потерь

● Поставщики обеспечивают необходимый ассортимент и своевременные поставки

● Производители наполняют рынок востребованным продуктом

Скоординированное взаимодействие помогает избежать конфликтов при выкладке, повторных переделок полок, а также позволяет улучшить общую представленность и привлекательность товаров.

Представьте, сотрудник магазина навел порядок на полке, через час приходит мерчандайзер и начинает переставлять и добавлять товары в том же месте – двойная работа, время потрачено, а на продажах это кардинальным образом не отразится. 

Или другой пример – есть товары, которые не влияют на объем продаж, но создают трафик: понадобились вам срочно носки ребенку, вы забежите в соседний супермаркет и заодно купите набор продуктов к ужину. Или как регулярно бывает - зашел за хлебушком, а вышел с полным пакетом продуктов. Очень часто именно такие импульсные покупки формируют трафик, поэтому важно поддерживать эстетику и логику выкладки в SKU, которые, казалось бы, не являются первыми в списке интересов покупателя.

Есть еще любопытная аналитика, в которой заметили, что чем больше представленность товаров в категории, тем выше продажи по категории в целом. Например, не 5 йогуртов на полке одного производителя, а 20 - от нескольких.  Несмотря на конкуренцию между производителями, им выгоднее стоять рядом с конкурентами, чем быть единственным SKU на полке. И вот тут начинается особая магия формирования ассортимента, когда все и сразу выставить физически невозможно. 


Когда мы говорим о работе с OSA непосредственно в магазине – это не просто НЕпустая полка, это оптимальное количество товара, правильные ценники, проверенные сроки годности, аккуратная выкладка – абсолютно все эти параметры влияют на решение о покупке. 



Важно выстроить систему, чтобы сотрудник в торговой точке работал эффективно, не дублируя действия смежных служб и не упуская важных моментов. Например, работа только с фокусными товарами уже давно не дает результата. Если сотрудник хаотично поправляет полку, это тоже не приносит пользы. 

Важно выстроить рутинный день внутри точки в сотрудничестве мерчандайзинговыми агентствами и в плотном взаимодействии с поставщиками. Об этом много можно философствовать. Для каждой сети со своей спецификой необходимо подобрать оптимальный набор процессов с полкой, чтобы достичь максимального результата.




Читайте также: Как биометрическая идентификация позволила ритейлеру лучше понять сотрудников: кейс большой сети




А теперь стоит подумать, как оценить эффективность проектов по работе с сигналами OSA


Как правильно оценить, работают выбранные подходы и инструменты или нет? Как измерить, какая доля выручки вечером в кассе является результатом вовремя замененных ценников или выставленной гречки?

Сейчас существует несколько методик оценки эффективности работы с OSA и зависят они от того, на какой стадии проект находится – пилотирование или уже рутинная работа.

Как добиться оптимальной представленности товаров на полке (OSA) минимумом инвестиций?
 
Эти методы обеспечивают объективную оценку и помогают корректировать бизнес-процессы для повышения эффективности, но в каждом из подходов есть свои достоинства и ограничения:


С чего начать и как оценить текущие потери продаж

● Провести технический аудит текущих процессов и определить долю продаж, теряемую из-за отсутствия товаров (обычно от 5 до 15%)

● Проанализировать методы хранения и наличие избыточных запасов

● Оптимизировать процессы выкладки и взаимодействия между мерчандайзерами, ритейлером и поставщиками

● Внедрить системы мониторинга и анализа данных для постоянной оценки эффективности

● Фокусироваться не только на массовых SKU, но и на «хвостах» ассортимента, генерирующих трафик

● Обеспечивать присутствие ключевых брендов, ориентируясь на предпочтения потребителей

● Строить прозрачные и согласованные бизнес-процессы между всеми участниками цепочки поставок

● Сформировать метрики и регулярно оценивать внедряемые изменения

● Регулярно обучать сотрудников магазина и мерчандайзеров для предотвращения конфликтов в выкладке.



Оптимизация процессов работы с OSA в ритейле — это комплексная задача, требующая баланса между представленностью товаров и контролем затрат. Эффективное управление OSA невозможно без слаженной работы всей цепочки поставок и тесного сотрудничества между мерчандайзерами, ритейлом и поставщиками. Учет особенностей потребительского поведения, внедрение согласованных бизнес-процессов позволяют повысить уровень представленности, увеличить продажи и удовлетворить ожидания покупателей. Правильно выстроенные процессы OSA становятся фундаментом устойчивого роста и конкурентоспособности ритейл-бизнеса. 

Примеры практических кейсов можно найти здесь

Как добиться оптимальной представленности товаров на полке (OSA) минимумом инвестиций?

 

0
Реклама на New Retail. Медиакит