Как открыть ИП онлайн в 2025 году

время публикации: 10:00 08 октября 2025 года
Фото: @Freepik (лицензия INV-C-2024-8250540)
В этой статье — пошаговая инструкция для тех, кто собирается зарегистрировать ИП и планирует сделать это не выходя из дома.
О процессе регистрации ИП рассказывает Мария Сысойкина.Что нужно сделать до подачи заявления о регистрации ИП
— Подобрать коды ОКВЭД, которые описывают деятельность будущего ИП.
— Выбрать систему налогообложения. Чаще всего на старте бизнеса выбирают упрощенную систему (УСН).
— Выпустить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Только с ней можно оформить ИП не выходя из дома.
Как подать заявление о регистрации ИП онлайн
Заявление подается в установленной форме Р21001. Для заполнения потребуются паспортные данные, ИНН и список кодов ОКВЭД. Все онлайн-сервисы, через которые можно подать документы на регистрацию, формируют это заявление автоматически.
Как получить УКЭП для физлица
Налоговая принимает документы онлайн, если они подписаны одним из двух вариантов электронной подписи:
— выданной аккредитованным удостоверяющим центром;
— бесплатно созданной в приложении «Госключ».
УКЭП в «Госключе» также можно сделать не выходя из дома. Вам понадобится подтвердить личность онлайн, например, с помощью подтвержденной записи в Единой Биометрической системе (ГИС ЕБС) или используя учетную запись Госуслуг, загранпаспорт с биометрией и смартфон с NFC. Если нужных условий для онлайн-подтверждения нет, придется сделать это очно в МФЦ или отделении Сбербанка.
Как зарегистрировать ИП онлайн через ФНС: подробный алгоритм
Разберем процесс по шагам. Для подачи заявления вам нужно авторизоваться на сайте налоговой в сервисе «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».
Это можно сделать несколькими способами:
● С email и паролем;
● С помощью электронной подписи;
● Через Госуслуги (ЕСИА);
● Войти через ГИС ЕБС.
На странице «Готовим документы» выбираем «Индивидуальные предприниматели» и нажимаем «Зарегистрировать».
Для начала нужно будет дать согласие на обработку персональных данных. После этого откроется пошаговый конструктор заявления:
— Если вы авторизовались через ЕСИА или биометрию, информация подгрузится из профиля автоматически. В противном случае паспортные данные и сведения о регистрации нужно будет ввести вручную.
— Далее система предложит выбрать основной ОКВЭД, а на следующей странице — дополнительные коды.
— После этого нужно будет указать контактные данные — телефон и email, на которые придут уведомления о готовности документов.
— Затем сервис предложит выбрать налоговый режим. Если этого не сделать, по умолчанию будет назначена общая система налогообложения ОСН — слишком сложная и финансово нагруженная для начинающих предпринимателей.
— Далее у предпринимателя будет возможность подать заявление на открытие счета ИП, выбрав один из нескольких доступных в системе банков. Этот пункт опциональный, и доступен он только тем, у кого есть подтвержденная биометрия.
После этого заявления на регистрацию ИП и изменение системы налогообложения сформированы. Остается выбрать способ подписания документов в электронном виде. Допустимы два варианта:
— На сайте ФНС России: заявитель проверяет созданные документы, заверяет их имеющейся у него УКЭП, которая выдана аккредитованным удостоверяющим центром (УЦ), и отправляет в налоговую;
— Через «Госключ», если пользователь получил УКЭП в этом сервисе. Документы отправляются на подпись в «Госключ», предприниматель получает уведомление в мобильном приложении, подписывает документы и возвращается на сайт налоговой, чтобы отправить документы в ФНС.
Если ни УКЭП, ни Госключа нет, можно отправить заявление в электронном виде без подписи. Но тогда заявителю придется прийти в указанное отделение налоговой и подписать документы на месте, а заодно и оплатить госпошлину в 800 руб.
Читайте также: Почему не стоит расстраиваться, если «слетели» с УСН
Как подать заявление на регистрацию ИП через Госуслуги: пошаговая инструкция
Для подачи документов через Госуслуги вам понадобятся скан паспорта и УКЭП. Этот способ во многом похож на предыдущий:
— вводим паспортные данные, адрес регистрации, телефон и email;
— указываем нужные ОКВЭД;
— выбираем систему налогообложения;
— прикрепляем к заявлению скан паспорта (первый разворот и страницу с регистрацией);
— подписываем документ с помощью УКЭП или приложения «Госключ».
Обратите внимание, что на Госуслугах у вас не будет возможности подать заявление на открытие банковского счета ИП.
Как подать заявление через интернет, если нет УКЭП
Если у вас нет усиленной квалифицированной электронной подписи, вы можете подать заявление онлайн через МФЦ или нотариуса.
В МФЦ
При подаче документов потребуются:
— заявление о регистрации ИП,
— заявление о смене режима налогообложения,
— оригинал паспорта, данные о регистрации.
Форму Р21001 можно заполнить вручную или на компьютере, бланк доступен на сайте ФНС. Но удобнее будет сформировать заявления на регистрацию и применение УСН в сервисе «Государственная регистрация бизнеса» или на Госуслугах. Заполните все необходимые данные в конструкторе, как при обычной онлайн-отправке. Но на предпоследнем шаге вместо отправки просто сохраните файлы на компьютер. После этого распечатайте их и поставьте свою подпись.
При подаче заявления в МФЦ нужно учитывать следующие нюансы:
— не все отделения принимают документы для регистрации ИП;
— не во всех отделениях есть возможность отправлять документы в налоговую в электронном виде. Если сотрудники будут передавать заявление в бумажном виде, придется оплатить пошлину в 800 руб;
— сотрудники МФЦ не смогут оказать компетентную помощь в заполнении заявления, так как не являются специалистами по налоговому праву.
У нотариуса
Нужно подготовить тот же пакет документов, что и для регистрации в МФЦ. Нотариус заверяет копию паспорта и вашу подпись на заявлениях, затем подписывает документы своей УКЭП и в тот же день отправляет их в налоговую. В этом случае платить госпошлину не нужно, но за услуги нотариуса придется заплатить.
Как подать документы офлайн
Если ни один из описанных выше способов не подходит, вы можете лично приехать в налоговую или отправить документы по почте.
В обоих случаях нужно оплатить пошлину и распечатать квитанцию. В налоговую достаточно принести квитанцию, заявление и паспорт — документы вы подпишите в присутствии сотрудника ФНС. Если вы отправляете документы по почте, необходимо нотариально заверить копию паспорта и подпись на заявлении. Эти документы отправляются письмом с объявленной ценностью.
Когда налоговая зарегистрирует ИП
ФНС рассматривает документы не дольше 3 рабочих дней с момента их поступления. При онлайн-подаче заявления регистрация занимает не более суток, но чаще всего проходит за считанные минуты.
Решение ФНС придет на электронную почту, указанную в заявлении. В случае положительного решения в письме будут ссылки для скачивания следующих документов:
● лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
● свидетельство о постановке на учет в налоговой;
● уведомление с регистрационным номером в Социальном фонде.
Если заявление подавалось офлайн или дистанционно без УКЭП, то налоговая выдаст бумажные копии документов при личном посещении заявителя. ИП считается зарегистрированным со дня внесения данных в ЕГРИП.
Мария Сысойкина
NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Платформенная занятость 2026: что HR нужно знать, чтобы не потерять кадры и репу...
-
ИИ в ритейле-2025: глобальные тренды и российские реалии
-
«Айкрафт Оптика»: реальные истории успеха, прибыльный бизнес в перспективной ниш...
-
Почему люди не покупают в интернет-магазине? Ошибки в интерфейсе, которые назвал...
-
СТМ в Китае: готовая еда, высокие цены, экологичность и другие тренды