Как сегодня выглядит рынок экосистем для малого и среднего бизнеса
«Ползучая цифровизация» последнего десятилетия в 2020 году резко ускорилась на фоне коронавирусных ограничений. Для небольших офлайн-бизнесов весенний карантин стал серьезной проверкой на способность адаптироваться.
В новых реалиях выживают и развиваются те компании, которые смогли быстро перестроиться: создать интернет-магазин, обеспечить его продвижение в сети, подключить прием онлайн-платежей, организовать курьерскую доставку. Сделать это все самостоятельно в кратчайшие сроки — неподъемная задача для малых и средних компаний. Их выживание стало возможным благодаря экосистемам электронной коммерции.
Исследование, проведенное «Яндекс.Взглядом», выявило интересные закономерности в предпочтениях потребителей. Согласно этим данным, от 56% до 75% пользователей будут продолжать покупки в онлайне после отмены карантинных мер. При этом более половины опрошенных считают очень важной скорость доставки заказа. Если сроки доставки их не устраивают, они скорее не станут оформлять заказ.
Это значит, что доля интернет-коммерции останется достаточно высокой даже после окончания пандемии: пользователи оценили удобство онлайн-шопинга и вряд ли захотят от него отказаться. Поэтому переход в онлайн будет выгодным направлением развития для любого бизнеса, связанного с торговлей. К счастью, самые сложные задачи, связанные с этим переходом, можно отдать на аутсорсинг. Сегодня на рынке представлено достаточно сервисов, предлагающих услуги доставки, фулфилмента, продвижения и создания онлайн-витрин. А самый удобный вариант — подключение к экосистеме, которая объединяет в себе несколько необходимо услуг.
Историческая справка:
Экосистема — это совокупность технологий и сервисов, которые работают в разных сферах, но объединены одним брендом. Первыми экосистемами были Apple, Google, Alibaba, Amazon и другие IT-гиганты. Они начинали с какой-то одной сферы (гаджеты, цифровые сервисы, интернет-коммерция) – а затем расширялись, осваивая новые области и направления. Известность бренда играла в этом не последнюю роль: пользователи доверяли знакомой компании и отдавали ей предпочтение перед неизвестными пока конкурентами. В России самые крупные экосистемы – это IT-компании и банки (Яндекс, Mail.ru, Сбер, Тинькофф Банк), но границы между ними постепенно размываются. Каждая из них предлагает пользователям услуги в сфере финансов, развлечений, коммуникаций и медиа.
Экосистемы для бизнеса
Экосистемы для бизнеса – это комплексные решения, которые облегчают жизнь предпринимателя. Например, экосистема, выстроенная на основе банка, может взять на себя оформление ИП, бухгалтерию и налоговую отчетность, облегчить CRM-менеджмент, подключить онлайн-кассу и эквайринг. Маркетплейсы также выступают в качестве экосистемы, предоставляя участникам услуги по приему платежей, складскому хранению, фулфилменту, логистике и курьерской доставке. Рассмотрим подробнее, какие схемы сотрудничества доступны малому и среднему бизнесу в экосистемах российского рынка.
● Веб-страница, онлайн-банкинг, налоговая отчетность и бухгалтерия
Активное развитие финансовых экосистем позволяет начинающим предпринимателям не тратить время на бюрократические проволочки и бумажный документооборот. Среди них самыми продвинутыми являются Тинькофф, Точка и Модульбанк. Они открывают предпринимателям расчетные счета без визита в офис, оформляют ИП под ключ без посещения налоговой, предлагают конструкторы сайтов для быстрого создания веб-страницы с возможностью приема платежей.
Кроме того, здесь можно подключить автоматическую бухгалтерию и расчет налогов, а также отправлять из приложения закрывающие документы: накладные, счета-фактуры и акты о выполненных работах. Этот комплекс услуг отлично подойдет для малого и среднего бизнеса практически в любой сфере кроме электронной коммерции – о ней речь пойдет в следующих пунктах.
Стоит упомянуть о том, что сервисы для малого и среднего бизнеса есть и у такого гиганта как Сбер. К ним относятся «Сайт для бизнеса», «Выставление счетов», «Таможенные платежи», «Продвижение бизнеса онлайн» и другие, общим количеством более двух десятков. Сбер также выделяется среди других банков тем, что предлагает малому бизнесу доставку товаров покупателям (с возможностью хранения товаров).
● Онлайн-витрина, прием платежей, фискализация и CRM
Экосистема, выстроенная на основе платежного агрегатора Robokassa, представляется оптимальной для малого и микробизнеса в сфере интернет-торговли. Подключение к этой экосистеме позволяет начать продажи среди большой аудитории маркетплейса Robo.market и принимать практически любые виды онлайн-платежей. Решение «Робочеки» закрывает все вопросы с фискализацией: вся информация о полученных платежах передается в ФНС. Это полностью легально и не требует затрат на покупку онлайн-касс (по разным оценкам, установка и настройка “умной кассы” обходится примерно в 22-28 тысяч рублей). Немаловажным плюсом также является сервис CRM: он упрощает аналитику продаж и помогает выстроить более эффективное взаимодействие с клиентами.
Для тех предпринимателей, чьей основной торговой площадкой является Instagram, платежный сервис разработал решение Insta.robo.market. Несмотря на свою популярность среди малого и среднего бизнеса, Instagram не имеет встроенного функционала для оформления заказов и приема платежей. Интеграция с Robo.market превращает инста-аккаунт в полноценный интернет-магазин: больше не нужно отправлять покупателей на сторонние площадки или отслеживать оплату заказов через онлайн-банкинг. Все это можно отслеживать в личном кабинете продавца.
Читайте также: Татьяна Глазачева, Robokassa: о «мягкой силе», о съемках в кино и о пользе театрального опыта в технологичном бизнесе
● Магазин полного цикла: онлайн-витрина, платежи и фулфилмент
Скорость выполнения заказов часто является определяющим фактором для покупателей. Поэтому партнеры Ozon, Googs.ru, Lamoda и Wildberries отправляют свою продукцию на склад маркетплейса. При оформлении заказа сотрудники склада максимально быстро собирают выбранные покупателем товары и отправляют их в пункты выдачи заказов. Как правило, средний и малый бизнес не может достичь такой скорости доставки своими силами.
Маркетплейсы полного цикла берут на себя и другие задачи, необходимые для слаженной работы всей экосистемы: техподдержка, клиентская поддержка, привлечение новых покупателей с помощью инновационных технологий продвижения – таких как динамические рекомендации, ретаргетинг, персонализированные подборки и email-рассылки.
Несмотря на очевидные преимущества этой схемы, она не всегда подходит для малого бизнеса. Маркетплейсы берут достаточно высокую комиссию за полный пакет своих услуг, поэтому при небольшом обороте доход будет скромным и не позволит инвестировать в дальнейшее развитие.
* * *
Разнообразные экосистемы для бизнеса значительно упрощают задачи, стоящие перед начинающими предпринимателями. Если 20 лет назад открытие своего бизнеса было настоящим испытанием, то сегодня организационные процессы сильно упростили. Регистрация ИП или самозанятого происходит онлайн и не требует много времени, налоговая отчетность составляется автоматически, и даже сложности с онлайн-кассами можно обойти с помощью решений для фискализации через интернет.Сотрудничество с маркетплейсами позволяет отдать многие бизнес-процессы на аутсорсинг и работать в комфортном для себя режиме. Вместо того чтобы «распыляться» на рутинные задачи и бюрократические сложности, предприниматель может сосредоточиться на самом главном: поставке качественной продукции и дальнейшем развитии. Тогда даже затянувшаяся пандемия будет не приговором для бизнеса, а стимулом для движения вперед. Хочу пожелать удачи и профессионального успеха всем предпринимателям!
Татьяна Глазачева,
CEO платежного сервиса Robokassa
Для New Retail
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...