0/5

Как внедрить систему маркировки товаров и получить максимальную выгоду

Как внедрить систему маркировки товаров и получить максимальную выгоду
время публикации: 10:00  27 марта 2020 года
Маркировка – уникальный проект. Впервые государство решает проблему прозрачности цепочек поставок путем цифровой трансформации всей отрасли. Как производителю и ритейлеру вынести из маркировки максимальную выгоду, и на основании каких критериев выбрать исполнителя соответствующих ИТ-решений?
Как внедрить систему маркировки товаров и получить максимальную выгодуСветлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group

Переход многих сегментов российской отрасли FMCG к обязательной маркировке товаров – это системное решение целого комплекса проблем, с которыми постоянно сталкивается население страны, профессиональные участники рынка и государство (как получатель налогов, регулятор и структура, противодействующая криминалу). Должны уйти в прошлое всевозможные последствия чёрных и серых схем ввоза импортных товаров, некачественные и опасные подделки и просроченные товары (которые могут создавать не только неудобства, но и серьёзные риски для населения). 

Более того, маркировка должна помочь устранить перекос в развитии всего рынка, когда законопослушные предприятия проигрывают в конкуренции нечистым на руку участникам рынка вследствие заведомо более высоких издержек. А также снизить криминализацию цепочек поставок, значительно увеличить объём легальных рынков и, соответственно, способствовать повышению суммарного объёма налоговых сборов. 

Проблема действительно назрела. И особенно интересно, что государство (пожалуй, впервые) решает её в форме цифровой трансформации всей отрасли. При этом оно создаёт не только нормативную базу, но и мощную технологическую инфраструктуру – национальную систему маркировки (НСМ) Честный ЗНАК.

В то же время, для законопослушных предприятий – производителей товаров, импортёров, дистрибуторов и др. – внедрение маркировки создаёт немало сложностей, которые не сводятся к выбору, приобретению и встраиванию в производственный процесс оборудования для нанесения маркировки (что само по себе непросто и затратно). Такое внедрение обязательно требует создания новых и перекраивания существующих процессов. Оно меняет уровень автоматизации и требует корректного учёта эксплуатационных расходов для всей информационной системы (ИС), а не только для внедрённого оборудования. 
Разнообразие оборудования для нанесения маркировки – это нормальное состояние для развивающегося предприятия.

Но если предприятие изначально рассматривает внедрение маркировки не как узкую производственную задачу, а как фундамент и драйвер широкой цифровой трансформации, это превращает издержки в инвестиции, то есть в источник больших конкурентных преимуществ. 

В этой статье мы отметим наиболее важные и неочевидные моменты, знание которых позволяет производителю товаров и торговой организации извлечь из внедрения маркировки наибольшую пользу и выработать оптимальные критерии выбора исполнителей для этапов внедрения, развития и сопровождения соответствующих ИТ-решений.


Поддержка практически любого оборудования для нанесения и считывания маркировки

Это важнейшее требование, и его важно учитывать с самого начала. Впервые внедряя систему маркировки, производитель товаров должен найти ресурсы для решения множества задач. Из-за нехватки средств или особенностей стратегии предприятие может сначала приобрести менее производительное, качественное, надёжное оборудование маркировки, чем было бы нужно. Позже, приобретя опыт и отладив всю систему, оно вполне может начать устанавливать на другие производственные линии другое оборудование маркировки. 

К такому же изменению может приводить и рост объёма производства, слияния и поглощения компаний, диверсификации бизнеса, открытие новых опытных и полномасштабных производств. Возможна и обратная ситуация, когда предприятие, первоначально ориентировавшееся на оборудование с избыточными характеристиками, оценив свои реальные потребности и затраты, переходит на более экономные решения. Главное: разнообразие оборудования для нанесения маркировки – это нормальное состояние для развивающегося предприятия. 

При этом всё оборудование для нанесения маркировки должно так сосуществовать в рамках одной информационной системы, чтобы различия не ограничивали процессы более высокого уровня (например, электронный документооборот с НСМ Честный ЗНАК или интеграцию с корпоративной ERP), а лучше – вообще не влияли бы на них. Должен работать принцип не наименьшего, а «наибольшего общего знаменателя». А реализовать его гораздо проще, если ИТ-решение поддерживает практически любое оборудование нанесения маркировки.

Как внедрить систему маркировки товаров и получить максимальную выгоду

Это свойство ИТ-решения важно не только для производителя товаров, но и для дистрибуторов и крупных торговых организаций, которые имеют дело с большим числом товаров, относящихся к разным товарным категориям, для которых содержание маркировки, требования регулятора и бизнес-процессы различаются. 

Здесь мощнейшим фактором снижения издержек на внедрение, развитие и сопровождение информационной системы является наличие у ИТ-компании компетенций, распространяющихся на все эти процессы, а также способность её ИТ-решения работать с разными видами маркировки, любым оборудованием для считывания последней, а также поддерживать электронный документооборот для всех транспортно-логистических цепочек. 

Работать с одним универсальным ИТ-решением намного проще, удобнее и дешевле чем с десятками таких решений. Учёт этого уже в первом проекте внедрения будет приносить предприятию выгоду на протяжении всего жизненного цикла информационных систем, в которые встроено нанесение или использование маркировки.


Вложенная упаковка

И для производителей товаров, и для торговых организаций очень полезна максимально полная поддержка работы с вложенными упаковками, применяемыми в логистике. Если производитель товаров корректно наносит маркировку на упаковки всех уровней, это резко упрощает работу всей расширенной цепочки поставок.
 
Так, при отгрузке и при приёме товаров на склад достаточно считывать только маркировку с упаковки самого высокого уровня. При этом данные о её наполнении (включая содержащиеся внутри неё упаковки всех уровней вложенности) автоматически определяются и вносятся в учётную систему предприятия. А информация об изменении состояния данной упаковки и всех вложенных упаковок и товаров корректно передаётся в НСМ Честный ЗНАК. Это позволяет проверить допустимость запрашиваемых действий для всей иерархии – от транспортных паллет до минимальных потребительских упаковок. 
Технологичность решения по маркировке не должна обгонять уровень реальных потребностей предприятия-заказчика.

Так должно быть с самого начала! Ведь даже для не очень крупной организации отклонение от этой схемы неизбежно обернётся ростом расходов и различными проявлениями «человеческого фактора»: ошибками, задержками, невозможностью одинакового выполнения однотипных рутинных операций и др. Напротив, поддержка ИТ-решением работы с вложенными упаковками во всех операциях с товарами повышает степень автоматизации, сводит к минимуму число операций, сопряжённых с возможностью ошибок, и при этом делает учёт движения товаров безошибочным и оперативным. Это большая выгода для предприятия. Эффект ещё более возрастает, если такое ИТ-решение интегрировано с корпоративной системой ERP или i-ERP. 

В то же время, технологичность решения по маркировке не должна обгонять уровень реальных потребностей предприятия-заказчика. Предприятию-заказчику с самого начала проекта необходимы «железные» гарантии возможности поэтапно повышать уровень автоматизации и достичь максимального уровня. И на каждом этапе поставщик ИТ-решения должен поддерживать именно нужный заказчику уровень автоматизации – и уметь выжать из него максимум. Это позволяет увязать темпы и полноту цифровой трансформации предприятия с изменениями организационного уровня: ростом уровня менеджмента, переподготовкой персонала и изменением системы мотивации  и мн. др. 


Интеграция маркировки в систему управления предприятием (ERP)

Как бы ни было совершенно собственно ИТ-решение по маркировке, его взаимодействие с системой ERP даёт организации значительные преимущества. На этом участке автоматизация не только устраняет проявления «человеческого фактора», но и позволяет повысить оперативность учёта, применить различные способы ускорения оборачиваемости товаров и уменьшения складских запасов, а также приблизить к режиму реального времени контрольные процессы, аналитическую обработку данных и управление транспортно-логистическими цепочками. При этом, максимальная интеграция систем маркировки и ERP должна быть гарантирована, но не должна быть навязана заказчику. 

Иногда при внедрении системы автоматизации маркировки лучше сначала ограничиться минимальной интеграцией, а потом двигаться адаптивно, добавляя новые функции. Для этого ИТ-компания должна уметь работать по схеме Agile + DevOps и поддерживать существенно различные схемы внедрения. 

Что же может служить достаточной гарантией возможности максимальной интеграции?
 
Просто обещания точно не могут. Не достаточно даже списка выполненных проектов интеграции каких-либо ИС с ERP-системой. Слишком много интеграционных решений превратились в неповоротливых и ненадёжных монстров, которые резко усложняют развитие и удорожают сопровождение информационных систем.
 
Сегодня, когда резко повысились требования к объёму данных, сложности и оперативности их передачи и обработки, предприятие должно применять гибко настраиваемые специализированные технологические платформы для интеграции различных видов бизнес-ПО на уровне потоков данных, сервисов системы ERP или i-ERP, а также контроля, улучшения и дополнения первичных данных (на предмет полноты, достоверности, отсутствия метрологических ошибок, вставки результатов сложных экономических расчётов). 

Ещё лучше, если эти платформы настраиваются с помощью метаданных и управляются централизованно. Только такой набор компетенций и технологий может служить гарантией на обозримую перспективу. А самым сильным подтверждением этих компетенций служит наличие у ИТ-компании набора платформ собственной разработки, охватывающих все вышеперечисленные аспекты интеграции.

Как внедрить систему маркировки товаров и получить максимальную выгоду


Изменение процессов и рабочих мест

Четвёртый источник преимуществ для заказчика (и требований к ИТ-компаниям) относится к изменению и оптимизации существующих бизнес-процессов. Кроме того, внедрение маркировки приводит к появлению новых процессов (например, связанных с контролем качества нанесения маркировки или с взаимодействием с НСМ Честный ЗНАК при получении, отбраковке и оплате кодов маркировки). Но и многие существующие процессы глубоко меняются (выше я приводила примеры влияния маркировки на транспортно-логистические процессы). 

Изменения процессов требуют соответствующей адаптации рабочих мест, где одни функции появляются, а другие исчезают. А ведь эти изменения происходят в работающей организации и непосредственно затрагивают работу персонала. ИТ-компания должна уметь проводить все эти изменения, не затрудняя работу предприятия. И делать это безопасно: с резервным копированием и гарантией восстановления данных, с планированием, как процесса внесения изменений, так и процесса восстановления (на случай, если что-то пошло не так). Без этого внедрение маркировки товаров, как и любая цифровая трансформация предприятия, может внести хаос в работу подразделений или всего предприятия. 

Очень полезно, если ИТ-компания знает теоретически и применяет на практике технологию непрерывной оптимизации процессов (process mining). Это позволяет постепенно шлифовать процессы, подтверждать ценность каждого нововведения на основе объективных данных и выявлять проблемные участки, требующие небольших улучшений или значительной переработки.




Читайте также: Мнение экспертов о маркировке товаров: сложности, к которым нужно готовиться всем участникам товарной цепочки




Подведём итоги

Мы рассмотрели ряд важнейших аспектов внедрения систем автоматизации маркировки товаров на производстве и на участке расширенной цепочки поставок. И дали универсальные, но при этом вполне конкретные рекомендации по выбору целей проектов, траекторий цифровой трансформации, а также ИТ-компаний, которым можно поручить подобный проект. Следуя этим рекомендациям, предприятие-заказчик получает источник существенных выгод, которые проявляются с внедрения первой версии ИТ-решения, а затем разворачиваются во времени на протяжении его жизненного цикла.

Предприятиям, рассматривающим внедрение маркировки именно как цифровую трансформацию, важно учитывать ещё несколько моментов.

Во-первых, даже если внедрение первоначально запланировано как максимально простое, самому предприятию выгодно заранее продумать те варианты его развития, которые с большой вероятностью произойдут рано или поздно. Опираясь на эту дорожную карту, надо чётко сформулировать, что должен гарантировать потенциальный исполнитель такого проекта и в каких пределах. И решить, чем такие гарантии могут быть подтверждены и как закреплены в юридически значимых документах. 

Очерёдность и скорость развития сложной информационной системы, тесно интегрированной с бизнесом и являющейся объектом регулирования, едва ли можно прогнозировать с высокой точностью. Но выявить направления и узловые точки развития вполне можно. Необходимость в развитии возникает всегда! И обычно намного быстрее, чем казалось ранее. Поэтому очень важно изначально увидеть решение по маркировке как динамичное, обеспечивающее не только сиюминутные потребности бизнеса, но и помогающее ему двигаться вперёд.

Во-вторых, важно сразу рассматривать внедрение маркировки товаров именно как цифровую трансформацию всего предприятия и даже всей расширенной цепочки поставок. Это позволяет увидеть гораздо больше «окон возможностей» и воспользоваться ими для получения преимуществ. 

И надо обязательно задуматься, есть ли у исполнителя соответствующий набор подходов, методик, инструментов и «ноу хау» в этой новой области? Не ограничит ли уровень его компетенций масштабы и глубину цифровой трансформации (и, соответственно, её выгод)? Не пойдёт ли проект по пути внедрения технологий ради технологий? Сможет ли ИТ-компания безболезненно провести организацию через весь сложнейший процесс нововведений?

Соблюдение приведённых в статье рекомендаций снизит сложности и риски внедрения маркировки практически на любом предприятии. Соблюдение требований нормативной базы РФ – это лишь обязательный минимум. Такой проект может дать предприятию импульс развития, стать чрезвычайно выгодным для него, улучшить многие аспекты работы. Внедряя маркировку, компания, производственно-логистический кластер и целая отрасль могут ощутить, как уже сегодня информационные технологии и опора на созданную в стране организационно-техническую инфраструктуру НСМ Честный ЗНАК позволяют преодолеть проблемы, которые десятилетиями казались неразрешимыми.

Светлана Гацакова, 
директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group

для New Retail



0
Реклама на New Retail. Медиакит