Как за 3 этапа перехода на онлайн-кассы изменился рынок?
![Как за 3 этапа перехода на онлайн-кассы изменился рынок? Как за 3 этапа перехода на онлайн-кассы изменился рынок?](/upload/iblock/32e/32e7d7c157045a26aeac385a782b2c0e.jpg)
время публикации: 10:00 30 января 2020 года
С июля 2016 года российский бизнес начал повсеместный переход на онлайн-кассы. Как выглядит кассовая реформа в актуальных цифрах, и какие новые сегменты рынка, услуги и сервисы появились?
![Татьяна Глазачева Как за 3 этапа перехода на онлайн-кассы изменился рынок?](/upload/medialibrary/0e3/0e3eda34ca06c1b150998e8df56b3ba1.jpg)
Татьяна Глазачева, CEO Robokassa
Онлайн-кассы начали триумфальное шествие по российскому рынку два с половиной года назад — в июле 2016 года, когда вступили в силу изменения к закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Этот закон определил дальнейшее внедрение онлайн-касс: за три этапа с интервалом в год их подключили практически все категории предпринимателей.
Повсеместная интернетизация бизнеса в масштабах всей страны просто не могла пройти без последствий. Посмотрим на российский рынок: как он изменился с внедрением онлайн-касс, и какие можно сделать выводы.
Как выглядит кассовая реформа в цифрах:
● Количество зарегистрированных ККТ выросло в 2,5 раза: с «дореформенных» 1,15 млн до 3,2 млн;
● Ежедневно формируются 200 млн чеков на общую сумму свыше 125 млрд рублей;
● Налоговые сборы выросли в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом;
● Ликвидирована кассовая отчетность, выездных проверок стало меньше на 34,4%, чем в прошлом году, и вчетверо меньше, чем в 2015 году;
Реестры ФНС включают 179 моделей онлайн-касс и 18 моделей фискальных накопителей;
● Штраф за работу без кассы — от 25% до 50% выручки для ИП (но не менее 10 тысяч рублей), от 75% до 100% выручки для организации (но не менее 30 тысяч рублей);
● Покупатели ежедневно проверяют более 720 тысяч чеков на легальность с помощью сервиса ФНС «Проверка чеков».
Кассовая реформа и бизнес
Как повлияла кассовая реформа на бизнес? Крупные торговые предприятия и раньше автоматизировали бизнес-процессы, поэтому для них принципиально ничего не изменилось. Они просто перешли на новое решение, которое оперативно отправляло данные в ФНС.
У малого и среднего бизнеса ситуация была и остается не столь радужной. Небольшие компании и ИП не были готовы к сложностям и издержкам, вызванным кассовыми нововведениями.
В 2017 году минимальная стоимость одной онлайн-кассы (с подключением и фискальным накопителем) составляла 18 тысяч рублей, что для многих мелких предпринимателей было ощутимой суммой, а налогового вычета за онлайн-ККТ еще не было — его ввели только в 2018 году.
В 2019 году предприниматели все еще настроены пессимистически, несмотря на налоговые вычеты и снижение цен на онлайн-кассы. Опрос представителей бизнеса показал, что к кассовой реформе отрицательно относятся больше половины индивидуальных предпринимателей (56%) и треть руководителей компаний (33%). Большинство связывает внедрение онлайн-касс с ростом издержек (56%), а также с ростом налоговой нагрузки (11%) и вынужденным поднятием цен (10%).
Возможно, это совпадение, но именно с 2016 года в России начался долгосрочный тренд по закрытию компаний: каждый год закрывается больше юрлиц, чем создается новых. Динамика и сейчас остается негативной: по данным исследования FinExpertiza, в прошлом году было ликвидировано вдвое больше компаний, чем создано новых. За период 2015-2018 годов численность работающих компаний в России снизилась с 5,04 млн до 4,2 млн (увы, это уровень 2004 года). Разумеется, здесь сказывается множество факторов – общее состояние экономики, санкции и контрсанкции, снизившаяся покупательская способность населения в столице и регионах. В интернете можно видеть заявления и комментарии представителей малого бизнеса о своем неминуемом закрытии.
Впрочем, для них есть и хорошая новость: правительство рассматривает возможность замены онлайн-ККТ для малого бизнеса на мобильное приложение, подобное сервису «Мой налог» для самозанятых. Это снизит нагрузку на малые предприятия, многие из которых уже закрылись или же балансируют на грани рентабельности.
![Как за 3 этапа перехода на онлайн-кассы изменился рынок? Как за 3 этапа перехода на онлайн-кассы изменился рынок?](/upload/medialibrary/b14/b14b9bc2102237aada5370055007b9bb.jpg)
Новые сегменты рынка, услуги и сервисы
Онлайн-кассы, фискальные накопители и необходимое для их работы ПО сейчас образуют отдельный крупный сегмент рынка. Монополистов в этой сфере нет, поэтому ее участники активно борются за привлечение клиентов. Вначале определяющими факторами были удобство подключения, цена и надежность устройств. Сейчас же фокус сместился на дополнительные услуги и сервисы – их активно разрабатывают банки, мобильные операторы, IT-компании и так далее.
● Физические устройства
Основными производителями онлайн-касс являются компании «АТОЛ», «Эвотор», «ШТРИХ-М», «Дримкас» и «Меркурий». Они предлагают устройства с различным функционалом: от самых простых онлайн-касс за 4-5 тысяч рублей до смарт-терминалов со встроенным фискальным накопителем, сканером штрих-кодов и эквайрингом (цена от 10 тысяч рублей и выше).
● Сбор и обработка фискальных данных
Операторы фискальных данных собирают данные с онлайн-ККТ, хранят их и передают в ФНС. За свои услуги они берут в среднем около 3-3,5 тысячи рублей в год. Перечень ОФД в 2016 году включал 5 компаний, а сегодня — 21 компанию. Помимо своей основной деятельности ОФД также предлагают дополнительные услуги: брендирование чеков, облачные кассы, чат-боты, аналитические решения и так далее.
● Аналитика
Внедрение онлайн-касс обеспечило огромное количество данных, которые можно использовать для автоматизации бизнес-процессов и аналитики продаж. Например, в личном кабинете предприниматель может изучить консолидированную информацию по выручке, самым продаваемым товарам, среднему чеку и так далее. ККТ можно интегрировать с программами складского учета и получать уведомления о том, что тот или иной товар заканчивается. Предприниматели также могут отслеживать сезонные всплески спроса на определенные категории и заранее заказывать крупную партию летних или зимних товаров. Уже разрабатываются сервисы для оценки рентабельности торговой точки: они будут не только оценивать эффективность торговли, но и предлагать более выгодные локации.
Можно сказать, что те малые и средние предприятия, которые выдержали переход на онлайн-кассы, получили огромный бонус: они могут анализировать свои операции, находить слабые места в бизнес-процессах и оптимизировать их. Доступ к аналитическим сервисам становится важным конкурентным преимуществом, если накоплено достаточное количество исторических данных. Другими словами, малый и средний бизнес сможет выдерживать конкуренцию с торговыми гигантами.
Важно также отметить аналитические сервисы на основе big data. Различные ОФД объединяют свои данные в единый массив объемом в сотни терабайт, а специалисты по работе с данными анализируют эту информацию (в обезличенном виде, без привязки к конкретным компаниям). Из фискальных данных можно извлечь множество ценных инсайтов: как изменяется спрос на отдельные категории товаров, как реагируют покупатели на маркетинговые акции, какой эффект дает ребрендинг и так далее. Идет работа над сервисами предиктивной аналитики: можно будет делать точные прогнозы в масштабах всего рынка.
Читайте также: Легально работать без онлайн-кассы: три решения для e-commerce и не только
● Банковская сфера
Банки активно пользуются возможностями, которые дает доступность фискальных данных. Например, можно подать онлайн-заявку на кредит, на рассмотрение которой банку понадобится 10 секунд, он оценит обороты ваших онлайн-касс и примет решение о выдаче или невыдаче. Уже не нужно готовить документы для займа и лично ехать в отделение банка.
Кроме того, многие банки (Сбербанк, Альфа-Банк, Модульбанк, Точка, Тинькофф Банк и другие) встроились в цепочку поставки онлайн-касс и создают на их основе целую экосистему услуг для малого бизнеса. В партнерстве с производителями ККТ и операторами фискальных данных они предлагают комплексные решения: подключение онлайн-ККТ, эквайринг на выгодных условиях, быстрое оформление ИП, расчетно-кассовое обслуживание, мобильные приложения для бизнеса и так далее. Приобретая онлайн-кассу в банке (например, на условиях гуманной рассрочки и с различными бонусами), предприниматель становится постоянным потребителем банковских услуг.
● Облачные кассы и платежные агенты
Заметные расходы на физические онлайн-кассы способствовали тому, что в среде малого бизнеса сформировался четкий запрос на более бюджетные способы соблюдения закона №54-ФЗ. Рынок незамедлительно отозвался, предложив доступные варианты:
○ Платежные агрегаторы
Это популярный вариант среди микро- и малого интернет-бизнеса. Закон 54-ФЗ разрешает работу без онлайн-кассы как физического устройства, если предприниматель получает все платежи безналичным способом. Поэтому интернет-предприниматели снижают свои издержки, работая через агрегаторы с онлайн-фискализацией (Яндекс.Касса, RBK.Money, «Робочеки» от Robokassa и другие). Все транзакции проходят через онлайн-кассу платежного агента, а также он осуществляет все взаимодействие с ФНС от лица предпринимателя. Если говорить о решении «Робочеки», его подключение бесплатно. Расходы предпринимателя – стандартная комиссия сервиса с транзакций по любым способам платежей. В итоге представители бизнеса экономят на покупке и интеграции онлайн-кассы (до 45000 рублей) и далее на ежегодном техническом обслуживании (до 40000 рублей).
При такой очевидной выгоде и комфортности подобных решений логично то, что их популярность растет. А с ростом спроса, как известно, растет и предложение. Поэтому, думаю, что рынок в ближайшем будущем может ожидать новых аналогичных сервисов.
○ Аренда облачной кассы
Облачная касса — это SaaS-услуга, предоставление функционала онлайн-кассы по подписке. Интернет-магазин, принимающий только безналичные платежи, может сократить расходы на покупку и подключение физической ККТ, подключив один из облачных сервисов (их предоставляют компании «АТОЛ», «Эвотор», Nanokassa и другие). Облачная касса принимает онлайн-платежи, формирует электронные чеки и отправляет в ФНС все необходимые данные. При этом достаточно одной кассы на весь интернет-магазин, не нужно покупать физическое устройство для каждого курьера. Стоимость облачной кассы — от 2 тысяч рублей в месяц.
Это популярный вариант среди микро- и малого интернет-бизнеса. Закон 54-ФЗ разрешает работу без онлайн-кассы как физического устройства, если предприниматель получает все платежи безналичным способом. Поэтому интернет-предприниматели снижают свои издержки, работая через агрегаторы с онлайн-фискализацией (Яндекс.Касса, RBK.Money, «Робочеки» от Robokassa и другие). Все транзакции проходят через онлайн-кассу платежного агента, а также он осуществляет все взаимодействие с ФНС от лица предпринимателя. Если говорить о решении «Робочеки», его подключение бесплатно. Расходы предпринимателя – стандартная комиссия сервиса с транзакций по любым способам платежей. В итоге представители бизнеса экономят на покупке и интеграции онлайн-кассы (до 45000 рублей) и далее на ежегодном техническом обслуживании (до 40000 рублей).
При такой очевидной выгоде и комфортности подобных решений логично то, что их популярность растет. А с ростом спроса, как известно, растет и предложение. Поэтому, думаю, что рынок в ближайшем будущем может ожидать новых аналогичных сервисов.
○ Аренда облачной кассы
Облачная касса — это SaaS-услуга, предоставление функционала онлайн-кассы по подписке. Интернет-магазин, принимающий только безналичные платежи, может сократить расходы на покупку и подключение физической ККТ, подключив один из облачных сервисов (их предоставляют компании «АТОЛ», «Эвотор», Nanokassa и другие). Облачная касса принимает онлайн-платежи, формирует электронные чеки и отправляет в ФНС все необходимые данные. При этом достаточно одной кассы на весь интернет-магазин, не нужно покупать физическое устройство для каждого курьера. Стоимость облачной кассы — от 2 тысяч рублей в месяц.
Заключение
Внедрение онлайн-касс для подавляющего большинства компаний и ИП — непопулярный шаг, который, однако, может вывести российский рынок на новые высоты цифровизации и эффективности. Особенно быстрого развития можно ожидать в области аналитики и облачных сервисов: будут реализованы новые способы структурировать и использовать фискальные данные для получения важных инсайтов и принятия ключевых решений.
Судя по всему, ФНС серьезно и масштабно подошли к реализации этой программы, не оставляя предпринимателям ни одного шанса застрять в темном доинтернетном прошлом. Рекомендуем не опускать руки, а оседлать эту волну прогресса и использовать ее с максимальной пользой для своего бизнеса.
Татьяна Глазачева, CEO Robokassa
0
Последние новости
Самое популярное
-
Experiential retail: Шопинг как Диснейленд для взрослых
-
Кейс «Экстра-М», производителя макарон Pasteroni: как за 3 месяца автоматизирова...
-
Кейс Munz Group: как в компании увеличили конверсию в ритейле с помощью «Офисног...
-
SEO продвижение сайтов B2B-тематики в 2024-2025 году
-
Цифровизация ритейла: MDM-система как способ повысить эффективность управления