Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО
![Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО](/upload/iblock/a3c/0mk6poqfvefhi7o9b0bcgkb8uvopibfk.jpg)
время публикации: 10:00 23 ноября 2023 года
С 2017 года все пользуются онлайн-кассами. Для их работы нужно кассовое ПО. Оно оформляет покупки, фиксирует все кассовые операции и передаёт данные в ККТ, с помощью которого они уже попадают в налоговую. На рынке есть много вариантов с разной архитектурой и возможностями. Какие признаки должны быть у хорошей кассовой системы, и как её выбрать?
1. Сокращённый тайм-ту-маркет.
Это время от начала разработки какой-либо идеи до конечного запуска решения или его выхода на рынок. Это может быть добавление новой функции или выполнение требований законодательства.
Для кассового ПО тайм-ту-маркет начинается с момента, когда компания только решила реализовать новый или доработать существующий функционал. А заканчивается — когда приложение выходит или внедряется в компании.
Кассовая система служит минимум 5 лет. За это время у ритейлера обязательно появятся новые требования к работе системы. Например, выйдут новые законы или виды маркировки, и для системы будут нужны новые функции. Чем быстрее тайм-ту-маркет, тем скорее получится внести доработки.
![Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО](/upload/medialibrary/80b/mtif6l0o31ljn5nrlyx62t7kdywsxxs4.jpg)
Этапы внедрения типичной доработки
2. Микросервисная архитектура.
Это архитектура, в которой каждый раздел системы — отдельное приложение. Каждый его процесс функционирует как отдельный сервис со своей собственной логикой. В этом случае систему легко дорабатывать: обновление, развертывание, тестирование и масштабирование происходит в рамках отдельного модуля.
ПО на микросервисной архитектуре легко и быстро дорабатывать ещё и потому, что над каждым сервисом может работать отдельная команда разработки. Ритейлер даже может подключить свою ИТ-команду, которая создаст собственный микросервис под специфику работы сети.
ПО с такой архитектурой легко внедрить в экосистему магазина и поставить параллельно уже существующей системе. Например, если ритейлер захочет установить в магазине зону с КСО, он может поставить на киоски отдельное ПО на микросервисной архитектуре, а на обычных кассах оставить старое. Системы будут легко общаться с единой товароучетной системой.
Кассовые программы на микросервисной архитектуре более надёжные и работоспособные — если один сервис сломается или потребует обновлений, другие продолжат работать. Система с микросервисами ещё и более безопасная — если взломать отдельную её часть, другие не пострадают.
![Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО](/upload/medialibrary/127/p6qhx1ynxu7tq3x1zvmx1am69o5edjew.jpg)
Все микросервисы обособлены — это главное отличие от монолитных систем. Если что-то случится с монолитом — сломается все, а проблема в одном микросервисе не блокирует работу всей системы
3. Работа на КСО.
От интерфейса кассы самообслуживания зависит удобство покупателей, их эмоции и лояльность. А отвечает за интерфейс на КСО кассовая система. Она должна выполнять не только стандартные функции, но и помогать покупателям. Например, позволять подключить голосовые и анимированные подсказки для них, чтобы облегчить процесс покупки. Также кассовое ПО должно уметь обеспечивать безопасность на КСО: поддерживать работу систем видеораспознавания и видеоконтроля, управлять светосигнальной колонной и контрольно-весовой платформой.
![Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО](/upload/medialibrary/adb/iqe9adwymijyq1e1qat2aktf3agy2g1u.jpg)
Хорошая кассовая система работает и на кассах, и на КСО, поэтому должна иметь несколько интерфейсов. А единая логика должна позволять обновлять их одновременно
4. Легкое обновление.
В рознице постоянно появляются новые правила и законы, для которых понадобится дорабатывать функционал. После всех доработок кассовую систему нужно обновлять на каждой кассе торговой сети. И здесь самый большой кошмар администратора кассовой системы — это необходимость за одну ночь обновить и кассовый сервер, и все кассы сразу. У хорошей кассовой системы необязательно устанавливать обновления на всю сеть в одно время — есть обратная совместимость версий. Это когда новый кассовый сервер может работать одновременно и с новыми версиями касс, и со старыми. Так можно обновлять кассы постепенно.
3 дня понадобится,
чтобы плавно и контролируемо обновить парк из нескольких тысяч касс.
Обычно используется процедура из трех этапов. Сперва обновляются несколько касс в небольшом количестве магазинов, затем во всех магазинах — каждая чётная касса, а на последнем этапе — все оставшиеся кассы. Такое постепенное развертывание позволяет контролировать ход обновления, убедиться в работе всех новых функций и гарантирует, что магазины будут непрерывно работать в течение всего процесса. Также во время обновления полезно иметь функцию отката к предыдущей версии. Это позволяет при внезапных ошибках вернуться к работающему состоянию и обновиться тогда, когда возникшие ошибки исправят.
5. Порог вхождения в систему.
Кассовое ПО — это не ракетная техника. Обслуживание кассовой системы должно быть по силам среднему инженеру. Иначе для любого действия потребуется изучать мануалы или даже обращаться в техподдержку. А это не только трата полезного времени, но и стресс для сотрудников. Интуитивность и логичность системы поможет опытным техническим специалистам экономить время на рутинных операциях, а новичкам — быстрее и легче адаптироваться.
![Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО](/upload/medialibrary/bcd/8azrz7738ml08rb6huaqoeuwvvic9zva.jpg)
Интерфейс кассовой системы должен быть интуитивно понятен любому инженеру
6. Удобное управление конфигурациями.
Важный признак для торговой сети с большим парком касс. Чтобы не обновлять каждую кассу вручную, должна быть возможность масштабирования настроек: скопировать их с одной кассы сразу на несколько внутри одного магазина или между магазинами и регионами.
Если этого нет, то на каждую кассу придётся передавать настройки вручную, а в худшем случае — через флешку. От этого теряется время на запуске магазина и увеличиваются затраты на масштабировании сети.
7. Открытые протоколы.
В разработке ПО это набор спецификаций, протоколов, форматов данных и т. д., которые разработчики программного обеспечения используют для общения с приложением или сервисом. Это ключевой инструмент для создания интеграций между программными продуктами и сервисами в ИТ-архитектуре ритейлера.
Иногда вендоры закрывают протоколы от других разработчиков или требуют за него денег. Закрытые интерфейсы вводят ритейлера в зависимость от вендора, который может запретить интеграции с некоторыми ПО.
А если вендор открывает доступ к описанию своих протоколов, то сторонние разработчики могут интегрировать свои приложения с его системой без специальных требований, облегчая жизнь ритейлеру и удешевляя разработку софта.
![Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО](/upload/medialibrary/9b8/1099r6p803dmt14tbls3il2x9z21kouz.jpg)
REST API — самый простой и распространенный способ связывать системы друг с другом
8. Работа с маркировкой.
Если магазин торгует алкоголем, кассовая система должна уметь работать с ЕГАИС, а если табаком или другой маркированной продукцией — с кодами DataMatrix.
У хорошей кассовой системы есть группа аналитиков, которая следит за изменениями в законе и заранее планирует доработки. Под маркировку постоянно попадают новые категории товаров, поэтому кассовая программа должна постоянно учиться читать новые коды. Своевременная поддержка изменений в маркировке экономит ритейлеру время и нервы.
![Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО](/upload/medialibrary/7c9/ql8ebi2snpku7lapr13qkpb2leyu7bpv.jpg)
Честный знак постоянно вводит новые маркировки. Хороший вендор должен поддерживать их бесплатно
9. Локализация.
Если ритейлер решит выйти на новый рынок, его кассовая система должна уметь поддерживать язык, законы, требования к маркировке и валюту другой страны. Если в системе это не предусмотрено, выход на новый рынок затянется или будет под угрозой. В крайнем случае придётся покупать отдельную кассовую систему специально для других стран.
Хорошая кассовая система должна иметь локализацию для различных стран или позволять легко добавить новую при необходимости.
![Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО](/upload/medialibrary/a3b/aonu0o7zh2s4dm3hwoflqyrr6fe2soks.jpg)
Локализация интерфейса касс самообслуживания — обязательное требование в большинстве стран СНГ
10. Документация.
Руководство пользователя и администратора должны, разумеется, быть у каждой кассовой системы. А у хорошей всё это должно быть доступно в онлайне и регулярно обновляться. Хорошая практика — публиковать в руководстве описания открытых интерфейсов для разработчиков. С грамотно составленной документацией инженеры ритейлера будут быстрее находить ответы на вопросы и реже обращаться в техподдержку.
11. Техническая поддержка.
После ухода вендоров западного ПО многие ритейлеры лишились технической поддержки. Если возникнут проблемы с конфигурациями, интерфейсами, чтением маркировок и чем угодно ещё, решить их без специалистов поддержки невозможно. А хорошая техподдержка не просто вышлет ссылку на нужный раздел руководства пользователя, а разберётся в задаче клиента и предложит варианты решения. Признак хорошего сервиса — наличие нескольких тарифов техподдержки, в том числе персональных.
12. Совместимость с оборудованием.
Хорошая кассовая система должна работать на любом оборудовании. А если не умеет, то очень быстро научиться. Некоторые производители торгового оборудования и ПО ставят ограничения — их продукты должны работать только на определенном оборудовании. В этом случае появляется зависимость от вендора — производитель ПО решает за ритейлера, какое оборудование ему устанавливать.
13. Наличие готовых интеграций.
Если понадобится внедрить ещё какую-то систему, например, программу лояльности, или внедрить оплату СБП, то не нужно будет делать интеграцию с помощью своих программистов — тратить деньги и время.
14. Поддержка двух уровней архитектуры.
Старые кассовые системы имеют, как правило, архитектуру из трех уровней: главный кассовый сервер, по одному серверу в каждом магазине и кассу. Это позволяло экономить дорогой и слабый канал связи: главный сервер отправлял по интернету данные о товарах и прочие настройки на сервер магазина, а тот уже по локальной сети распространял их на кассы. Существенным минусом этой архитектуры были затраты на сервера магазинов и поддержание их работы.
В 3 раза
сократились затраты на техподдержку
при переходе 3-уровневой на 2-уровневую архитектуру у одного из клиентов
Двухуровневая архитектура — это система из центрального сервера и касс, которые общаются между собой напрямую. Такая архитектура позволяет отказаться от промежуточных серверов в магазинах и сэкономить на содержании оборудования и оплате труда. В зависимости от количества магазинов, при переходе на двухуровневую архитектуру ритейлер может сократить свои затраты на поддержание архитектуры в три раза. И не только на этом: ещё это уменьшает затраты при открытии новых магазинов.
Для двухуровневой архитектуры есть одно важное требование — хороший интернет. Для этого может понадобиться дополнительная линия связи, но это всё равно дешевле, чем содержать и обслуживать дополнительный сервер в каждом магазине.
Читайте также: Как мобильные мультикассы помогают торговым точкам работать без терминалов
15. Поддержка двух- и трехуровневой архитектуры одновременно.
Некоторые товароучётные системы рассчитаны на работу с локальными серверами магазинов. Чтобы не переделывать товароучётку, кассовую систему можно связать с ней через специальный модуль. Это поможет не затрагивать функционал товароучётной системы на проекте внедрения, а заодно и снизит требования к промежуточным серверам.
16. Зачисление в реестр отечественного ПО.
Это даёт дополнительные гарантии надежности. Если компания-разработчик входит в реестр, она не уйдёт с рынка внезапно, а её клиенту не придётся срочно искать замену софту. Такие компании освобождены от НДС, а значит их ПО покупать выгоднее. Ещё важно, чтобы вендор кассового ПО лицензировал систему целиком, а не только некоторые её части. Если какая-то часть системы не лицензирована, то в ней могут скрываться элементы кода, зависящие от западных компаний, а это риск — такие элементы могут прекратить работу из-за санкций или лишиться техподдержки в России.
Все скриншоты в статье взяты из кассовой системы СуперМаг УКМ 5 — первого отечественного кассового ПО на микросервисной архитектуре. В УКМ 5 реализованы все 16 признаков. В том числе приятный и логичный интерфейс КСО, а также целая экосистема дополнительных сервисов: от профессиональной системы лояльности до обработки внешних интернет-заказов.
Чтобы посмотреть на работу системы в деле, закажите консультацию на сайте.
Больше о кассовых системах в телеграм-канале о технологиях в ритейле: https://t.me/serv_plus.
Реклама: ООО "РИТЕЙЛ СОФТ", ИНН 7724308434
erid: 4CQwVszH9pWuKD1GDPo
0
Последние новости
Самое популярное
-
Experiential retail: Шопинг как Диснейленд для взрослых
-
Кейс «Экстра-М», производителя макарон Pasteroni: как за 3 месяца автоматизирова...
-
Кейс Munz Group: как в компании увеличили конверсию в ритейле с помощью «Офисног...
-
SEO продвижение сайтов B2B-тематики в 2024-2025 году
-
Цифровизация ритейла: MDM-система как способ повысить эффективность управления