Какой должна быть кассовая система: 16 признаков хорошего кассового ПО
время публикации: 10:00 23 ноября 2023 года
С 2017 года все пользуются онлайн-кассами. Для их работы нужно кассовое ПО. Оно оформляет покупки, фиксирует все кассовые операции и передаёт данные в ККТ, с помощью которого они уже попадают в налоговую. На рынке есть много вариантов с разной архитектурой и возможностями. Какие признаки должны быть у хорошей кассовой системы, и как её выбрать?
1. Сокращённый тайм-ту-маркет.
Это время от начала разработки какой-либо идеи до конечного запуска решения или его выхода на рынок. Это может быть добавление новой функции или выполнение требований законодательства.
Для кассового ПО тайм-ту-маркет начинается с момента, когда компания только решила реализовать новый или доработать существующий функционал. А заканчивается — когда приложение выходит или внедряется в компании.
Кассовая система служит минимум 5 лет. За это время у ритейлера обязательно появятся новые требования к работе системы. Например, выйдут новые законы или виды маркировки, и для системы будут нужны новые функции. Чем быстрее тайм-ту-маркет, тем скорее получится внести доработки.
Этапы внедрения типичной доработки
2. Микросервисная архитектура.
Это архитектура, в которой каждый раздел системы — отдельное приложение. Каждый его процесс функционирует как отдельный сервис со своей собственной логикой. В этом случае систему легко дорабатывать: обновление, развертывание, тестирование и масштабирование происходит в рамках отдельного модуля.
ПО на микросервисной архитектуре легко и быстро дорабатывать ещё и потому, что над каждым сервисом может работать отдельная команда разработки. Ритейлер даже может подключить свою ИТ-команду, которая создаст собственный микросервис под специфику работы сети.
ПО с такой архитектурой легко внедрить в экосистему магазина и поставить параллельно уже существующей системе. Например, если ритейлер захочет установить в магазине зону с КСО, он может поставить на киоски отдельное ПО на микросервисной архитектуре, а на обычных кассах оставить старое. Системы будут легко общаться с единой товароучетной системой.
Кассовые программы на микросервисной архитектуре более надёжные и работоспособные — если один сервис сломается или потребует обновлений, другие продолжат работать. Система с микросервисами ещё и более безопасная — если взломать отдельную её часть, другие не пострадают.
Все микросервисы обособлены — это главное отличие от монолитных систем. Если что-то случится с монолитом — сломается все, а проблема в одном микросервисе не блокирует работу всей системы
3. Работа на КСО.
От интерфейса кассы самообслуживания зависит удобство покупателей, их эмоции и лояльность. А отвечает за интерфейс на КСО кассовая система. Она должна выполнять не только стандартные функции, но и помогать покупателям. Например, позволять подключить голосовые и анимированные подсказки для них, чтобы облегчить процесс покупки. Также кассовое ПО должно уметь обеспечивать безопасность на КСО: поддерживать работу систем видеораспознавания и видеоконтроля, управлять светосигнальной колонной и контрольно-весовой платформой.
Хорошая кассовая система работает и на кассах, и на КСО, поэтому должна иметь несколько интерфейсов. А единая логика должна позволять обновлять их одновременно
4. Легкое обновление.
В рознице постоянно появляются новые правила и законы, для которых понадобится дорабатывать функционал. После всех доработок кассовую систему нужно обновлять на каждой кассе торговой сети. И здесь самый большой кошмар администратора кассовой системы — это необходимость за одну ночь обновить и кассовый сервер, и все кассы сразу. У хорошей кассовой системы необязательно устанавливать обновления на всю сеть в одно время — есть обратная совместимость версий. Это когда новый кассовый сервер может работать одновременно и с новыми версиями касс, и со старыми. Так можно обновлять кассы постепенно.
3 дня понадобится,
чтобы плавно и контролируемо обновить парк из нескольких тысяч касс.
Обычно используется процедура из трех этапов. Сперва обновляются несколько касс в небольшом количестве магазинов, затем во всех магазинах — каждая чётная касса, а на последнем этапе — все оставшиеся кассы. Такое постепенное развертывание позволяет контролировать ход обновления, убедиться в работе всех новых функций и гарантирует, что магазины будут непрерывно работать в течение всего процесса. Также во время обновления полезно иметь функцию отката к предыдущей версии. Это позволяет при внезапных ошибках вернуться к работающему состоянию и обновиться тогда, когда возникшие ошибки исправят.
5. Порог вхождения в систему.
Кассовое ПО — это не ракетная техника. Обслуживание кассовой системы должно быть по силам среднему инженеру. Иначе для любого действия потребуется изучать мануалы или даже обращаться в техподдержку. А это не только трата полезного времени, но и стресс для сотрудников. Интуитивность и логичность системы поможет опытным техническим специалистам экономить время на рутинных операциях, а новичкам — быстрее и легче адаптироваться.
Интерфейс кассовой системы должен быть интуитивно понятен любому инженеру
6. Удобное управление конфигурациями.
Важный признак для торговой сети с большим парком касс. Чтобы не обновлять каждую кассу вручную, должна быть возможность масштабирования настроек: скопировать их с одной кассы сразу на несколько внутри одного магазина или между магазинами и регионами.
Если этого нет, то на каждую кассу придётся передавать настройки вручную, а в худшем случае — через флешку. От этого теряется время на запуске магазина и увеличиваются затраты на масштабировании сети.
7. Открытые протоколы.
В разработке ПО это набор спецификаций, протоколов, форматов данных и т. д., которые разработчики программного обеспечения используют для общения с приложением или сервисом. Это ключевой инструмент для создания интеграций между программными продуктами и сервисами в ИТ-архитектуре ритейлера.
Иногда вендоры закрывают протоколы от других разработчиков или требуют за него денег. Закрытые интерфейсы вводят ритейлера в зависимость от вендора, который может запретить интеграции с некоторыми ПО.
А если вендор открывает доступ к описанию своих протоколов, то сторонние разработчики могут интегрировать свои приложения с его системой без специальных требований, облегчая жизнь ритейлеру и удешевляя разработку софта.
REST API — самый простой и распространенный способ связывать системы друг с другом
8. Работа с маркировкой.
Если магазин торгует алкоголем, кассовая система должна уметь работать с ЕГАИС, а если табаком или другой маркированной продукцией — с кодами DataMatrix.
У хорошей кассовой системы есть группа аналитиков, которая следит за изменениями в законе и заранее планирует доработки. Под маркировку постоянно попадают новые категории товаров, поэтому кассовая программа должна постоянно учиться читать новые коды. Своевременная поддержка изменений в маркировке экономит ритейлеру время и нервы.
Честный знак постоянно вводит новые маркировки. Хороший вендор должен поддерживать их бесплатно
9. Локализация.
Если ритейлер решит выйти на новый рынок, его кассовая система должна уметь поддерживать язык, законы, требования к маркировке и валюту другой страны. Если в системе это не предусмотрено, выход на новый рынок затянется или будет под угрозой. В крайнем случае придётся покупать отдельную кассовую систему специально для других стран.
Хорошая кассовая система должна иметь локализацию для различных стран или позволять легко добавить новую при необходимости.
Локализация интерфейса касс самообслуживания — обязательное требование в большинстве стран СНГ
10. Документация.
Руководство пользователя и администратора должны, разумеется, быть у каждой кассовой системы. А у хорошей всё это должно быть доступно в онлайне и регулярно обновляться. Хорошая практика — публиковать в руководстве описания открытых интерфейсов для разработчиков. С грамотно составленной документацией инженеры ритейлера будут быстрее находить ответы на вопросы и реже обращаться в техподдержку.
11. Техническая поддержка.
После ухода вендоров западного ПО многие ритейлеры лишились технической поддержки. Если возникнут проблемы с конфигурациями, интерфейсами, чтением маркировок и чем угодно ещё, решить их без специалистов поддержки невозможно. А хорошая техподдержка не просто вышлет ссылку на нужный раздел руководства пользователя, а разберётся в задаче клиента и предложит варианты решения. Признак хорошего сервиса — наличие нескольких тарифов техподдержки, в том числе персональных.
12. Совместимость с оборудованием.
Хорошая кассовая система должна работать на любом оборудовании. А если не умеет, то очень быстро научиться. Некоторые производители торгового оборудования и ПО ставят ограничения — их продукты должны работать только на определенном оборудовании. В этом случае появляется зависимость от вендора — производитель ПО решает за ритейлера, какое оборудование ему устанавливать.
13. Наличие готовых интеграций.
Если понадобится внедрить ещё какую-то систему, например, программу лояльности, или внедрить оплату СБП, то не нужно будет делать интеграцию с помощью своих программистов — тратить деньги и время.
14. Поддержка двух уровней архитектуры.
Старые кассовые системы имеют, как правило, архитектуру из трех уровней: главный кассовый сервер, по одному серверу в каждом магазине и кассу. Это позволяло экономить дорогой и слабый канал связи: главный сервер отправлял по интернету данные о товарах и прочие настройки на сервер магазина, а тот уже по локальной сети распространял их на кассы. Существенным минусом этой архитектуры были затраты на сервера магазинов и поддержание их работы.
В 3 раза
сократились затраты на техподдержку
при переходе 3-уровневой на 2-уровневую архитектуру у одного из клиентов
Двухуровневая архитектура — это система из центрального сервера и касс, которые общаются между собой напрямую. Такая архитектура позволяет отказаться от промежуточных серверов в магазинах и сэкономить на содержании оборудования и оплате труда. В зависимости от количества магазинов, при переходе на двухуровневую архитектуру ритейлер может сократить свои затраты на поддержание архитектуры в три раза. И не только на этом: ещё это уменьшает затраты при открытии новых магазинов.
Для двухуровневой архитектуры есть одно важное требование — хороший интернет. Для этого может понадобиться дополнительная линия связи, но это всё равно дешевле, чем содержать и обслуживать дополнительный сервер в каждом магазине.
Читайте также: Как мобильные мультикассы помогают торговым точкам работать без терминалов
15. Поддержка двух- и трехуровневой архитектуры одновременно.
Некоторые товароучётные системы рассчитаны на работу с локальными серверами магазинов. Чтобы не переделывать товароучётку, кассовую систему можно связать с ней через специальный модуль. Это поможет не затрагивать функционал товароучётной системы на проекте внедрения, а заодно и снизит требования к промежуточным серверам.
16. Зачисление в реестр отечественного ПО.
Это даёт дополнительные гарантии надежности. Если компания-разработчик входит в реестр, она не уйдёт с рынка внезапно, а её клиенту не придётся срочно искать замену софту. Такие компании освобождены от НДС, а значит их ПО покупать выгоднее. Ещё важно, чтобы вендор кассового ПО лицензировал систему целиком, а не только некоторые её части. Если какая-то часть системы не лицензирована, то в ней могут скрываться элементы кода, зависящие от западных компаний, а это риск — такие элементы могут прекратить работу из-за санкций или лишиться техподдержки в России.
Все скриншоты в статье взяты из кассовой системы СуперМаг УКМ 5 — первого отечественного кассового ПО на микросервисной архитектуре. В УКМ 5 реализованы все 16 признаков. В том числе приятный и логичный интерфейс КСО, а также целая экосистема дополнительных сервисов: от профессиональной системы лояльности до обработки внешних интернет-заказов.
Чтобы посмотреть на работу системы в деле, закажите консультацию на сайте.
Больше о кассовых системах в телеграм-канале о технологиях в ритейле: https://t.me/serv_plus.
Реклама: ООО "РИТЕЙЛ СОФТ", ИНН 7724308434
erid: 4CQwVszH9pWuKD1GDPo
0
Последние новости
Самое популярное
- Как Аэропорт Пулково обеспечил высокий уровень сервиса в сезонные пики за счет у...
- Интерактивные элементы, которые повышают онлайн-продажи и лояльность клиентов
- 10 ошибок, которые селлеры допускают при работе с карточками товаров на маркетпл...
- Ecom и ритейл осваиваются в Telegram? Топ инструментов для продвижения
- Как бизнесу выжить в «алом океане»: мнения экспертов