0/5

Категорийное ревью: как автоматизировать процесс с помощью платформы Catrinix [демо]

Категорийное ревью: как автоматизировать процесс с помощью платформы Catrinix [демо]
время публикации: 10:00  28 апреля 2025 года
Что такое «категорийное ревью»? Из каких этапов оно состоит? Как с его помощью выявить новые возможности категорий товаров, а также нарушения, которые снижают эффективность продаж?
Категорийное ревью: как автоматизировать процесс с помощью платформы Catrinix [демо]




Рассказывает Кристина Зотова, бизнес-эксперт Team4Retail по автоматизации процессов категорийного менеджмента.


Категорийное ревью — это комплекс мероприятий, направленный на оценку состояния товарных категорий и повышение их эффективности. Комплекс охватывает работу с ассортиментом и поставщиками, выкладку товара и другое.



Что входит в категорийное ревью в конкретно взятой компании — зависит от ряда параметров: уровень категорийной экспертизы, наличие или отсутствие ИТ-ресурсов. Глубокая аналитика требует определенной зрелости в ИТ. При этом ИТ-системы способны сделать процесс ревью для категорийного менеджера более быстрым и легким, исключая ресурсоемкие задачи сбора, агрегации и обработки данных.

Категорийное ревью — часть глобального процесса управления ассортиментом. Чтобы комплекс мероприятий работал эффективно, нужно выстроить единую, понятную и прозрачную систему, где каждый шаг оцифровывается, а полученный результат используется для дальнейших действий. 


Интересно оценить уровень зрелости ИТ в вашей торговой сети?

Пройдите тест для оценки автоматизации процессов управления ассортиментом, разработанный экспертами Atrinix и Team4Retail. 9 ответов и вы сразу получите заключение, рекомендации и обучающие материалы по категорийному менеджменту.

Категорийное ревью: как автоматизировать процесс с помощью платформы Catrinix [демо]




Этапы категорийного ревью


Желаемый итог категорийного ревью — подбор эффективного ассортимента, который будет удовлетворять цели категории. Процесс управления ассортиментом делится на три блока. 

Стратегический блок отвечает за видение целей ассортимента и устанавливает базу для дальнейшей работы с ассортиментом.

Тактический блок или блок планирования категории — включает в себя основные действия по категорийному ревью.

Блок реализации — позволяет синхронизировать результаты планирования категории с полочным пространством и смежными процессами управления ассортиментом.

Чтобы категорийное ревью прошло с максимальной эффективностью, особое внимание стоит уделить анализу ролей категорий как части стратегического блока. А также изучению особенностей покупательского поведения как части тактического блока. 


Анализ ролей категорий


Анализ ролей категорий — инструмент, который позволяет проанализировать текущее распределение категорий по ролям и помогает определить цели развития той или иной категории на следующий отчетный период.

Платформа Catrinix позволяет проводить анализ ролей категории с двух сторон: 

● Первое — рассмотреть, как категория влияет на покупателя.

● Второе — понять, какой эффект с точки зрения прибыли, оборота, маржинальности эта категория приносит вашему бизнесу. 


Комплексный подход позволяет, с одной стороны, проанализировать текущее положение, выделить целевые KPI и рассмотреть соотношение ролей во всем ассортименте сети. А с другой — принять осознанное решение о том, согласны ли вы с текущим положением или же хотите двигаться немного в другом направлении.

Видео 1: Анализ ролей категорий


Как выявить возможности категории через анализ покупателей 


После определения стратегической цели можно переходить к тактическим действиям, к работе непосредственно с категорией. Первый этап — анализ покупательского поведения. 

Три основных способа анализа покупательского поведения в рамках Catrinix:

● Анализ потребительской корзины. В рамках этого шага определяются потребности покупателей в рамках категории. 

● Анализ корзин переключения спроса. Позволяет понять, как переключается внимание покупателя с одного товара на другой и сформировать понимание товаров-аналогов.

● Анализ потребительских свойств товара. На этом этапе определяется значимость потребительских атрибутов для покупателя при выборе товаров категории. 


После анализа покупательского поведения следует кластерный анализ категории, где кластеры формируются исходя из покупательского поведения, учитывая социально-демографические, географические и другие параметры, способные влиять на поведение покупателя в конкретном канале продаж.




Читайте также: ИИ при работе с ассортиментом: насколько активно российские розничные сети используют передовые технологии




Кластеризация


Кластеризация — объединение магазинов в определенные группы. Чаще всего они объединяются по форматам или по размерности торговых площадей. Catrinix также позволяет рассматривать группы магазинов, схожие по эффективности в рамках категории. 

После оценки покупательского поведения становится понятно, как ведут себя покупатели в категории, какие у них есть потребности, на какие атрибуты (бренд, ценовой сегмент, цвет и так далее) они обращают внимание. На этапе кластеризации категории нужно обратить внимание на эти атрибуты и найти варианты, которые с максимальной эффективностью будут отвечать покупательским потребностям в рамках категории. 

Catrinix позволяет создавать несколько сценариев, прежде чем принять решение о кластеризации. На основании сценариев можно избежать планирования неэффективного ассортимента и подобрать такой ассортимент, который будет соответствовать покупательским предпочтениям в конкретном регионе и канале продаж.

Видео 2: Работа с проектом категорийного ревью и кластерный анализ категории

Когда сформированы группы магазинов, можно переходить непосредственно к подбору ассортимента — итогу категорийного ревью. 


Отбор ассортимента


Основной принцип отбора ассортимента в проектах по автоматизации ритейла — принцип вложенности (или принцип «матрешки»).

Сначала подбирается ядро — ассортимент, который будет присутствовать во всех магазинах сети. 

Затем под каждый кластер формируется свое кластерное ядро — набор товаров, который будет присутствовать во всех магазинах кластера. Этот набор должен учитывать конкретные кластерные особенности и затем он позволит подбирать индивидуальный ассортимент под торговые площади. Таким образом Catrinix предлагает ассортимент под полочное пространство, которое имеется в конкретно взятом магазине. 

При подборе ассортимента в Catrinix используется CPI – комбинированный показатель эффективности, который с разных сторон рассматривает цели категории и подбирает такой ассортимент, который будет максимальным образом им соответствовать.

Видео 3: Анализ ассортимента

Таким образом, постоянное и последовательное категорийное ревью способно повысить конкурентоспособность торговой сети за счет глубокого понимания покупательских предпочтений и возможности гибко адаптироваться к изменениям рынка.

Система Catrinix — это помощник категорийного менеджера, который способен улучшать его показатели, а также единая платформа для повышения эффективности торговой сети и всех сотрудников, отвечающих за повышение рентабельности бизнеса.



Кейс


В качестве примера: один из наших клиентов — компания из продуктового ритейла, управляющая 43 торговыми точками, благодаря Catrinix:

1. Выявила нарушение долей на полке между партнерами 

Система показала дисбаланс между выделенным местом на полке для партнеров, который в ближайшей перспективе мог спровоцировать падение оборота по некоторым из категорий на 47%, а снижение маржинальности — на 42%. Благодаря полученным данным в ходе категорийного ревью компания изменила подход к управлению коммерческими условиями с партнерами. В результате пересмотра размещения товаров:

● оборот увеличился на 2-6%,
● маржинальность выросла на 2% в денежном выражении,
● вырос средний чек,
● в некоторых категориях удалось расширить ассортимент за счет освобожденного места.

2. Смогла определить неэффективные товары СТМ

Благодаря анализу ассортимента компания выявила, что некоторые товары СТМ, несмотря на активное продвижение и размещение с таким же количеством фейсингов как у лидера категории, не отвечали ожиданиям покупателей по качеству. Из-за этого сокращался ассортимент более продаваемых товаров, которые покупатели не находили на полках. 

Поэтому компания пересмотрела правила выкладки, чтобы сохранить СТМ, но не за счет товаров, приносящих больший доход.

3. Благодаря точным данным и возможностям кластеризации нашла подтверждение своим знаниям

Кластеризация в Catrinix, основанная на анализе чеков и поведении покупателей, подтвердила для категорийных менеджеров ряд гипотез. 

Например, в категории «мука» покупатели предпочитают конкретные виды и фасовку. Система помогает оперативно реагировать на изменения предпочтений, избегая ошибок ручного анализа. Это позволяет быстрее принимать решения, увеличивать продажи, маржинальность и опережать конкурентов.  


Для консультаций по вопросам автоматизации ритейла и заказа демо Catrinix: sales@atrinix.ru



Реклама ООО "ТИМФОРЕТЕЙЛ", ИНН 5032338923
erid: F7NfYUJCUneRJTiknge2

0
Реклама на New Retail. Медиакит