Как в сервисе курьерской доставки тестируют собственный продукт: опыт «догфудинга» в Take’N’Go
время публикации: 10:00 18 июля 2022 года
Как понять, насколько ваш сервис удобен, функционален и полезен? Один из самых простых и действенных способов — использовать его самим. Что такое «догфудинг», и почему команде важно время от времени тестировать собственный продукт в реальных условиях?
Рассказывает Николай Хорт, основатель и генеральный директор сервиса курьерской доставки
Take’N’Go.Практика тестирования собственных сервисов и продуктов во всем мире получила название «догфудинг». Есть несколько версий того, как появилось это название, и все они, как ни странно, связаны именно с собачьим кормом.
Например, ходили слухи, что президент компании Kal Kan Pet Food съедает на собрании акционеров банку корма для собак собственной марки. Но по-настоящему это выражение «завирусилось», когда один из менеджеров Microsoft отправил коллеге письмо с заголовком «Eating our own dog food», призывая команду чаще тестировать собственный продукт.
Нужно понимать, что догфудинг — это не полноценная замена тестирования. QA-инженер — это отдельная профессия, которой нужно учиться, и сотрудники при всем желании не могут заменить квалифицированного специалиста. Скорее, это практика, которая позволяет лучше узнать собственный продукт и «продавать» его — в широком смысле слова. Ведь продажами по сути занимается каждый сотрудник, который общается с заказчиками — начиная с директора по работе с клиентами и заканчивая менеджером поддержки.
Когда сотрудники сами ездят на доставки, они лучше понимают, как объяснять курьерам специфику их работы. Особенно это касается менеджеров, которые непосредственно работают с исполнителями — координаторов поддержки и HR.
Современный сервис курьерской доставки — это промежуточное звено между клиентом и курьером. Чтобы успешно работать в этой сфере, необходимо хорошо понимать потребности и тех, и других. Одно из решений — регулярно тестировать собственный сервис как со стороны курьера, так и со стороны заказчика.
Главное, чтобы сотрудников никто не заставлял этим заниматься и не запрещал пробовать другие сервисы. Наоборот, даже хорошо, когда сотрудники пользуются услугами разных компаний — тогда они приносят свой пользовательский опыт в виде новых идей.
В чем может помочь тестирование сервиса
● «Продавать» продукт заказчикам.
Лучше всего продукт знают те менеджеры, которые выполнили хотя бы несколько десятков доставок или сами неоднократно оформляли заявки на доставку. Они на собственном опыте (а не только в теории) знают, что исполнителям сервиса можно доверять — заказы будут доставлены четко в срок, а пожелания услышаны. Человек, который регулярно пользовался услугой и остался ей доволен, гораздо убедительней звучит при заключении договора с клиентом, чем тот, который просто наизусть выучил УТП.
● Подключать новых заказчиков.
90% заказчиков курьерского сервиса — это интернет-магазины, которым нужно доставлять товары клиентам. Если на первый заказ в качестве курьера выезжает сотрудник, он смотрит, как выстроен процесс в пункте выдачи товаров. Это помогает ему сразу же внести коррективы в процесс и сделать его более эффективным.
Например, если заказы на точке выдают долго, сотрудник понимает, что это повлияет на дальнейшую логистику курьера, у которого время обычно расписано по минутам. Это можно сразу обсудить с заказчиком, объяснить ему, что задержка курьера приведет к опозданиям на следующие доставки, и вместе найти варианты, как оптимизировать процессы.
● Разрабатывать новые функции.
Перед тем как что-то менять на сайте или в приложении, логично прислушиваться к курьерам и клиентам — ведь это они являются непосредственными пользователями продукта. Но иногда и сотрудники при использовании продукта могут найти точки для дальнейшего роста и развития.
Например, был случай, когда сотрудник заказал автодоставку и рассказал технической поддержке о том, что на сайте при расчете цены не учитывается стоимость погрузки и разгрузки. То, что курьеру нужно платить за эти услуги отдельно, стало для него неприятным сюрпризом.
После этого функция на сайте была реализована — и теперь калькулятор прибавляет нужную сумму уже на этапе заявки.
Не заставляйте тестировать продукт сотрудников, которые этого не хотят, и поощряйте тех, кому это нравится. И тогда с большой вероятностью все останутся довольны.
● Эффективно работать с курьерами.
Когда сотрудники сами ездят на доставки, они лучше понимают, как объяснять курьерам специфику их работы. Особенно это касается менеджеров, которые непосредственно работают с исполнителями — координаторов поддержки и HR. Они могут заметить на доставке моменты, не очевидные со стороны, и создать на их основе работающие правила, которые впоследствии облегчат жизнь и заказчикам, и курьерам.
Например, так появилось правило, чтобы курьер звонил клиенту сразу после того, как забрал его заказ в ПВЗ, а не на пути к заказчику. Ведь тот может забыть, что договорился с курьером, и куда-нибудь уехать — но если исполнитель заблаговременно ему позвонит, они в 99% случаев найдут варианты встретиться в городе.
● Качественно помогать клиентам.
Чем лучше сотрудники знают продукт, с которым работают, тем качественней будет помощь, которую они оказывают заказчикам.
Например, иногда заказчики размещают доставки, состоящие из нескольких точек, и ставят между ними минимальный промежуток — 1 час. Координаторы поддержки, у которых есть опыт работы курьером, сразу понимают, что за час доехать из одной точки в другую физически невозможно. В этом случае они созваниваются с заказчиком, объясняют ситуацию и просят его сдвинуть время прибытия на более позднее.
В результате доволен и курьер, которому не нужно спешить на заказ, сбиваясь с ног, и клиент, заказ которого был выполнен точно в срок.
Читайте также: Как и где искать курьеров, которые увеличат вам продажи
● Повышать уровень ответственности.
Это тонкий психологический момент: сотрудники, которые регулярно пользуются продуктом, начинают испытывать чувство собственности. Это повышает их уровень ответственности за продукт — ведь они ощущают к нему свою причастность.
Здесь очень важно, чтобы каждый сотрудник, который принимает участие в тестировании сервиса, чувствовал себя услышанным. Ведь если он даст обратную связь, а его проигнорируют, в следующий раз человек просто промолчит или будет работать с меньшим энтузиазмом. Лучше, чтобы сотрудник имел возможность просто написать в общий чат о проблеме, которую он заметил, тегнув кого-то из технической команды — и ему оперативно ответили разработчики.
Чем еще может быть полезен догфудинг
● Экономит затраты компании.
Несмотря на то, что тестированием занимаются не профессиональные QA-инженеры, а рядовые сотрудники, эта практика позволяет оперативно выявлять ошибки и баги, а следовательно — сэкономить компании немало денег.
● Делает рекламу продукту.
Если сотрудники регулярно используют собственный продукт, это означает, что они ему доверяют и уверены в его качестве. Сотрудники, которые рассказывают о своем опыте использовании продукта, выступают в роли сарафанного радио. Это важно, особенно для стартапа.
● Помогает бороться со снобизмом.
Тестирование сервиса помогает поддерживать здоровую и демократичную атмосферу в компании — на доставки время от времени ездят и директора департаментов, и координаторы колл-центра, и HR-менеджер. Никто не говорит «мне это не по статусу» — наоборот, все с удовольствием используют продукт.
* * *
Иногда можно услышать и критику в адрес догфудинга, но в первую очередь это касается тех компаний, в которых эту практику сделали обязательной или полностью заменили ей профессиональное тестирование. Здесь важен баланс и принцип добровольности: не заставляйте тестировать продукт сотрудников, которые этого не хотят, и поощряйте тех, кому это нравится. И тогда с большой вероятностью все останутся довольны.
Николай Хорт,
основатель и генеральный директор сервиса курьерской доставки
Take’N’Go.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- Как настройка интернет-эквайринга влияет на прибыль бизнеса в E-commerce
- Тренды молочного рынка в 2025 году: часть II
- Retail 4.0: как технологии и новые подходы к IT-инфраструктуре, меняют ритейл, к...
- Полная корзина красоты: кто и как продает косметику на Wildberries
- Как устроена «Реклама на маркетплейсах» в «Яндекс.Директе»