Кто кого и зачем купил? Самые интересные сделки на российском рынке 2022 года
время публикации: 10:00 13 декабря 2022 года
2022 год стал непростым для российского бизнеса. Многие сделки по приобретению других компаний были продолжением этих сложностей и вынужденной мерой для российских партнеров. Некоторые покупки были частью спланированной стратегии. Так или иначе, слияния и поглощения 2022 года во многом создают картину года, и в числе трендов в этом процессе можно выделить продолжающуюся консолидацию рынка в руках крупных компаний, а также выход в новые сегменты.
В ноябре 2022 года X5 Retail Group
завершила оформление стратегического партнёрства с группами компаний «Красный Яр» и «Слата» - одними из ведущих ритейлеров Восточной Сибири. Управление торговыми сетями «Красный Яр» и «Слата» будет осуществляться через единую управляющую компанию (УК), которая была учреждена в августе текущего года. В совет директоров данной УК входят представители X5 и групп компаний «Красный Яр» и «Слата». Важно, что полномочия по управлению операционной деятельностью двух торговых сетей остаются за их текущим менеджментом, и изменений в брендинге обеих сетей не будет.
В январе сеть «Верный» купила у Mercury Retail Group (управляет сетями «Бристоль», «Красное & Белое») 37 магазинов, которые ранее входили в сеть «Дикси». Общая площадь объектов – 19,5 тыс. кв. м. Это часть магазинов, которая осталась после покупки «Магнита». Они не вошли в сделку, так как не проходили порог, ограничивающий долю рынка в 25%. Торговые точки временно работали под вывеской «Дёшево».
Средняя площадь магазинов – около 310 кв. метров – соответствует формату «Магазин у дома», который «Верный» активно развивает. В итог, сделка состоялась. Магазины расположены в Ярославской, Тульской, Новгородской, Ленинградской и Тверской областях, и как раз Тверская область – новый для «Верного» регион.
Одна из самых логичных, а потому ожидаемых покупок года – сделка по приобретению «Лентой» «Утконоса». В феврале 2022 года «Лента» закрыла сделку по покупке онлайн-ритейлера «Утконос» за 20 млрд рублей. В результате ритейлер получил 100% ООО «Новый Импульс-50», которое управляет бизнесом «Утконоса», выкупив его у «Севергрупп» миллиардера Алексея Мордашова.
Благодаря интеграции, в течение года «Лента» не только расширила возможности по доставке своих товаров продуктового и непродуктового сегментов, а также СТМ, но и значительно сократила время, – в ноябре ритейлер анонсировал масштабирование доставки за один час.
Значительная часть покупок бизнесов в 2022 году произошла по причине ухода с российского рынка зарубежных игроков. Часть уходящих компаний, не желая совсем потерять рынок, решила продать свои доли локальным партнерам. Нередко в условиях таких сделок прописывалась возможность выкупа доли или целой компании, и многие из них были заключены весной.
Одной из наиболее обсуждаемых сделок стала покупка OBI. Магазины немецкого ритейлера закрылись в марте, одновременно с локациями других европейских коллег, и уже с апреля в медиа зазвучали разнообразные версии того, кто может стать покупателем российского актива.
В списке потенциальных покупателей значились Холдинг Asadel из Казахстана, и ГК MAX. В итоге контрольный пакет российской сети – 60% – в который входят шесть юрлиц, получил бизнесмен Йозеф Лиокумович, который много лет дружит с семьей Хауб, владеющей через Tengelmann Group немецкой OBI GmH. Оставшаяся часть перешла владельцу строителя спа-комплексов — группе компаний MAX. По данным СПАРК, компания принадлежит Илье Колобкову.
Сюрпризом для всех стала стоимость контракта – 1 евро. В течение нескольких дней обсуждалась возможность изменения названия ритейлера, однако в итоге компания продолжила работу под прежней вывеской.
Конечно, отдельной главой этого бизнес-года стала продажа сети ресторанов «Макдоналдс» российским партнерам. Макдоналдс - ведущий мировой розничный оператор общественного питания с более чем 39 000 точек в более чем 100 странах. Однако модель сети выстроена таким образом, что более 95% ресторанов бренда по всему миру не только управляются, но и принадлежат местным независимым предпринимателям.
Главной интригой было то, кто именно станет покупателем всей российской сети. Когда в начале июня в качестве покупателя прозвучало имя Александра Говора, интрига сменилась легким недоумением. Покупатель – опытный предприниматель, однако Макдоналдс составлял небольшую часть портфеля бизнесмена, – Александр Говор был небольшим партнером-франчайзи компании и с 2015 года управлял всего 25 ресторанами в Сибири.
В результате Говор получил полное ресторанное портфолио сети и локации с возможностью использовать интерьеры заведений, тем самым сэкономив на ремонте. Первым рестораном и стал Макдоналдс на Малой Бронной, с которого, собственно, и начался «макдак» в России.
Важным условием сделки был ребрендинг. Теперь сеть развивается под вывеской «Вкусно – и точка», одновременно меняя и названия традиционный блюд. «БигХит» вместо «БигМак», «Кидс Комбо» вместо «Хэппи Мил». В России действовало несколько франчайзи «Макдоналдс», теперь все они обязаны приобретать франшизу «Вкусно – и точка», если хотят продолжать работать с этим брендом.
В апреле состоялась еще одна сделка, которая также была связана с уходом из РФ европейского игрока. Финский производитель продуктов питания Fazer, владеющий на российской территории компанией «Хлебный дом», продал свои локальные активы булочно-кондитерскому холдингу «Коломенский».
Компания владела в России четырьмя заводами: тремя в Санкт-Петербурге и одним в Москве. Все 100% компании перешли новому владельцу. Выручка российского юрлица финского холдинга – ООО «Хлебный дом» – по итогам 2021 г. составила 14 млрд руб., чистая прибыль – 176,5 млн руб. Стоимость покупки не разглашалась, однако по причине срочности продажи, по мнению экспертов, она не должна была превысить 4 миллиарда рублей.
В августе стало известно, что подписано обязывающее соглашение, в рамках которого Яндекс покупает сервис Delivery Club, а VK — сервисы Дзен и Новости. Практически сразу ФАС одобрил сделку, которая была безденежными обменом активами.
9 сентября «Яндекс» анонсировал полную передачу сервиса Delivery Club в собственность компании. Это крупнейшая сделка на рынке сервисов по доставке готовых блюд, и для «Яндекса» она была стратегически важнейшей. Если ранее компания была вынуждена направлять значительные маркетинговые бюджеты на то, чтобы обогнать конкурента, теперь она может всецело пользоваться выстроенной инфраструктурой и процессами «зеленых».
«Яндекс» и Delivery перешли на объединенную технологическую платформу, вследствие чего курьеры смогли обслуживать большее число заказов, повышая тем самым свой заработок.
АФК «Система» системно усиливает портфель покупкой долей в бизнесе самых разных компаний. Одной из интересных сделок в 2022 году стала покупка производителя минеральной воды «Архыз» за 450 млн рублей. «Системе» уже принадлежала треть компании «Аква инвест», которая владеет 75% в «Холдинге аква». Он занимается добычей и разливом минеральной воды «Ессентуки» №4 и №17, «Родные озера» и «Славяновская». Инвестор хотел усилить позиции на перспективном рынке питьевой воды.
«Архыз» – один из популярных брендов бутилированной воды в России. В 2019 г. он занимал 3% от оборота российского рынка. Компании также принадлежат скважины с лечебно-столовой и питьевой минеральной водой (2 скважины в селе Архыз, 3 скважины в селе Кардоникская, 1 скважина в поселке Винсады и 1 скважина в поселке Красный Восток), а также заводы в Архызе и Черкесске общей мощностью 41 тысяча бутылок в час и завод в Винсадах мощностью 10 тысяч бутылок в час.
100% компании перешли АФК «Система», которая планирует серьезно нарастить прибыльность компании.
Еще напомним о том, что АФК «Система» в 2022 году подписала обязывающие соглашения о приобретении 47,7% акций ведущего в России производителя и ритейлера модной одежды Melon Fashion Group у шведских компаний Eastnine и East Capital Holding AB и группы частных инвесторов за 15,8 млрд рублей. Чуть позднее осенью «Система» выразила готовность приобрести и всю компанию, но Melon такое сообщение оставил без комментариев.
Набольшую, но достаточно интересную сделку заключило ООО «Эсперанс», которое является операционной компанией бренда «Эконика». Компания купила 5% долей в fashion ритейлере 2Mood. В компании не исключают увеличение доли, но сперва хотят оценить возможности развития в новом сегменте.
Читайте также: Почему маркетплейсы сегодня — самый перспективный бизнес, и ждать ли монополизации eCommerce
2Mood был создан в 2017 году Полиной Подплетенной и Кристиной Хоронжук. Сейчас сеть бренда насчитывает 8 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону, а также интернет-магазин. Под брендом производятся одежда, обувь и аксессуары в ценовых сегментах средний и средний плюс. Пока покупка никак не отразилась на процессах и коллекциях «Эконики», но стоит ждать интересных обновлений ассортимента бренда в наступающем году. Очевидно, что марка хочет добавить к обуви и одежду, как минимум, запустить системные коллаборации с 2Mood.
2022 год был богат на слияния и поглощения. С одной стороны, жаль, что значительная часть этих сделок были вынужденной мерой, с другой – для кого-то эти приобретения стали выходом в «самостоятельное плавание» и усилением статуса. Так, например, «Коломенский» после покупки «Хлебного дома» пересмотрел продуктовую матрицу производителя и сократил ее в 2.5 раза (!), поняв, что большая часть наименований совершенно неэффективны.
Процесс этот будет продолжаться, и уже в начале наступающего 2023 года нас ждет немало интересных сделок и неожиданных управленческих решений.
Буквально в день публикации этого обзора стало известно, что Global Fashion Group (GFG) и владелец «Стокманна» Яков Панченко завершили сделку по продаже бизнеса Lamoda в России, Казахстане и Белоруссии. Lamoda продолжит развиваться как онлайн-платформа по продаже товаров из сферы моды, красоты и лайфстайл без существенных стратегических и операционных изменений в деятельности, а ее новый владелец не планирует объединять ее с другими своими активами.
New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...