Освоить нельзя отказаться: где бизнесу поставить запятую в торговле с Индией
время публикации: 10:00 26 ноября 2025 года
Фото: @Freepik (лицензия INV-C-2024-8250540)
Российско-индийский товарооборот совершил внушительный рывок и увеличился за последние 5 лет в пять с лишним раз. По данным Минпромторга, в 2019 году он составлял 13 млрд долларов, а в 2024 уже 68,7 млрд долларов.

Перспективы сотрудничества и специфику индийского рынка эксперты и обсудили в рамках сессии «Эпоха перемен. Время Индии: от интереса к экспорту» на VII Международном муниципальном форуме БРИКС в Санкт-Петербурге. «Мы говорим не о нише, а об одном из ключевых направлений торгового сотрудничества», — подчеркивает Мария Попова, генеральный директор логистической компании WeVed.
Скачок товарооборота между странами требует от компаний перехода к новым, гибким и адаптированным под вызовы Индии подходам к логистике.
Асимметрия потоков и менталитетов
Одной из ключевых особенностей торговли между странами является “асимметрия потоков”. Экспорт Индии в Россию значительно меньше импорта (4,9 млрд против 63,8 млрд), поэтому и инфраструктура под импорт менее стандартизирована. При этом более 90% российско-индийского товарооборота составляет экспорт сырьевых товаров из РФ, а импорт из Индии состоит из различных категорий товаров: машинного оборудования (26%), электроники и фармацевтики (по 10%), органических химикатов (9%) и др., и требует принципиально иных логистических решений.
Подводные камни кроются и в разнице менталитетов наших стран. При работе с индийскими партнерами вам предстоит пройти длинную цепочку взаимодействия с участием производителей, дистрибьюторов, логистов и брокеров. Каждый участник этой цепи — это не просто «контакт», а «звено» согласования вашей поставки. Различия проявляются и в темпах работы. Для российских промышленных заказчиков допустимый срок ответа 24 часа, тогда как индийские контрагенты могут запрашивать до 72 часов для рассмотрения вопроса.
Как отмечает Мария Попова: «Сложность индийской логистики — это не внешний фактор, а системное условие. Нужно не бороться с ним, а проектировать управляемые цепочки поставок с учетом этих реалий».

@Freepik (лицензия INV-C-2024-8250540)
Что такое управляемая цепочка поставок
Управляемая цепочка поставок — это единый механизм, где все процессы синхронизированы: от согласования условий до доставки груза в порт. Здесь работают не предположения, а конкретные метрики — время подтверждения коммерческого предложения, сроки подготовки груза, допуск по времени вызова до порта. Маршруты просчитываются заранее — основной и как минимум один резервный, причем выбор между ними делается на основе актуальных данных, а не «по наитию».
Финансовые потоки становятся частью операционного плана: момент оплаты и сроки прохождения платежа привязаны к ключевым производственным и логистическим точкам. Единый формат коммуникации обеспечивает прозрачность — каждый статус содержит событие, дату, ответственного и следующую контрольную точку. Все эти процессы координирует единый оператор, который отвечает за интегральный результат, а не за отдельные этапы процесса.
Читайте также: Транзитные маршруты XXI века: как работают трансшипмент и реэкспорт
Советы новичкам: как начать работу с Индией
Для компаний стран БРИКС, только начинающих работу с индийским рынком, эксперт сформулировала конкретные рекомендации. Прежде всего — оценивайте потенциального партнера до подписания договора: несколько тестовых циклов по запросу коммерческого предложения и уточнению условий уже дадут представление о будущей динамике проекта. Сразу закладывайте резервные логистические маршруты — для Индии это не дополнительная опция, а обязательный элемент планирования.
Уделите внимание и синхронизации платежей: несоответствие момента оплаты согласованному окну часто приводит к смещению всей цепочки на один судозаход, а это уже недели потерянного времени. Внутри компании должен быть назначен единый ответственный за весь процесс, а не разрозненный набор «логистика сама по себе, закупки сами по себе». И обязательно внедрите общий «язык статусов» — формализованный шаблон коммуникации, который значительно снизит потери при взаимодействии с индийскими партнерами.
Эксперты прогнозируют, что к 2030 году товарооборот между Россией и Индией может достигнуть отметки в 100 млрд долларов.
«Компании, которые уже сейчас выстраивают проектный подход к цепочкам с Индией, получат устойчивое операционное преимущество по срокам, издержкам и предсказуемости исполнения в ближайшие годы» — резюмировала Мария Попова.
Мария Попова,
генеральный директор логистической компании WeVed.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Рынок труда 2025 в ритейле и FMCG: особенности найма и востребованные компетенци...
-
Кейс «МегаФон»: используем умный поиск SearchBooster — получаем рост выручки под...
-
Покупки «на эмоции»: как тоска, ностальгия, предвкушение удовольствия помогают п...
-
Традиция вошла в чат: как россияне на удалёнке дарят подарки начальству на Новый...
-
Осторожно, горячо: как бизнесу не «сгореть» на пике нагрузки, правильно разделяя...






