Бизнес-игры как инструмент для отработки практических навыков: 3 сценария игр
время публикации: 10:00 16 октября 2020 года
Современный мир бизнеса построен, прежде всего, на практике. Рынок слишком динамичен для того, чтобы использовать какие-то шаблоны и глубоко погружаться в теорию – результат нужен здесь и сейчас. Оперативно превратить теоретические знания в практические навыки помогут бизнес-игры. Предлагаем три сценария таких игр.
О том, как выстроить процесс обучения в таких условиях наиболее эффективным образом, рассказывает Яна Османова, сооснователь обучающей платформы Marketizzy, операционный директор школы онлайн-ритейла Brandquad.
10% теории, 90% практики
Основная проблема любого теоретического учебника или курса – абстрактные категории, которыми приходится мыслить. Наш разум, безусловно, может оперировать такими представлениями, но это создаёт дополнительную нагрузку на мозг и психику.
Посмотрим на любого предпринимателя: это всегда деловой человек, который постоянно пребывает в стрессовом состоянии. Десятки задач требуют его внимания, десятки приоритетов нужно учитывать в ежедневной работе – это бешеный ритм жизни и сумасшедшая нагрузка. В таких условиях отвлечься, замедлиться и начать оперировать абстрактными понятиями исключительно сложно.
Цель обучения состоит в том, чтобы человек в итоге начал лучше справляться с задачами, которые вынужден решать каждый день. Это – практическое направление, а значит и обучение должно строиться на практике.
Такое положение вещей приводит нас к простой схеме:
● Чётко, кратко и понятно сформулированный тезис;
● Упражнения на его отработку.
Два простых этапа – на основе этой структуры строятся самые эффективные методики обучения в современном маркетинге. Причём 80-90% должно отводиться на практику, чтобы клиент на выходе получил готовый навык, который сразу же сможет применить.
Что касается 10% теории: выше мы уже говорили: чем меньше абстрактных понятий, тем лучше. Любой тезис, пример или теоретическое утверждение нужно формулировать так, чтобы он стал близок и понятен целевой аудитории – бизнесменам. И в этом случае оптимальным форматом становится сторителлинг: «Сделали так – получилось плохо. Сделали иначе – получилось хорошо и прибыльно».
Во-первых, такой способ подачи материала упрощает его запоминание: «Я так сделал, так сработало». Никакой абстрации – личный опыт, которому психологически проще доверять. Во-вторых, свободный формат рассказа не даёт аудитории заскучать и отвлечься: лекция ассоциируется не столько с работой, сколько с развлечением.
Именно сторителлинг позволяет быстро пройти теоретическую часть и сосредоточиться на практике – бизнес-играх.
Что такое бизнес-игра как таковая?
Бизнес-игра – это отличный способ отработать полученные на теории навыки в простой, понятной и ненапряжной манере. Пример такой игры: «Вы получили в наследство бизнес с неким товаром – вот так выглядит ваш бизнес, вот так – товар, вот так – рынок. Попробуйте заработать максимальное количество денег!»
На тренинге такие вводные получают несколько команд, что приводит нас к некоему аналогу «Монополии», только с чётким прицелом на практическую эффективность. В ходе игры слушатели оказываются в тех же ситуациях, с которыми столкнутся на практике, проверяют свои решения в максимально приближенных к реальности условиях.
Три преимущества бизнес-игр
Говоря о практике в обучении маркетингу, можно вспомнить множество методов и способов выстроить процесс. Это и классические упражнения-задачи, и разбор ситуаций с общим обсуждением, и дискуссионные форматы – существуют десятки хороших вариантов отработки материала.
Однако формат бизнес-игр имеет три ключевых достоинства, о которых нужно рассказать подробнее.
• Практический момент
Работа с конкретными ситуациями – «вот этот бизнес», «вот этот продукт», «вот эти конкуренты» – максимально упрощает восприятие учебного материала за счёт всё тех же приёмов сторителлинга.
Пример – игра «Выбор торговой площадки». Суть её заключается в том, что каждая команда получает несколько товаров, которые нужно реализовать, получив максимальную прибыль.
Игроки сразу же работают не с абстрактными величинами, а с вполне конкретными ситуациями, продуктами и торговыми площадками. При этом они не получают полные данные в начале игры, а собирают её по ходу развития событий – в том числе общаясь между командами, информируя и дезинформируя своих конкурентов. Обучение ведётся в понятном для участников поле, поэтому навыки формируются и закрепляются максимально быстро.
• Соревновательный момент
В рамках игры участники неизбежно начинают соревноваться друг с другом, что создаёт азарт и мотивирует на поиск лучшего решения – знания в такой ситуации усваиваются гораздо быстрее, чем при простой отработке на упражнениях. Кроме того, мы получаем возможность смоделировать реальную рыночную ситуацию: одни бизнесмены «играют» против других – всё так, как происходит на свободном рынке.
Пример – игра «Маркетинговые инструменты». Участникам необходимо на протяжении нескольких раундов находить наиболее результативные связи между разными методами маркетинга, поддерживая эффективный баланс ключевых показателей: конверсии, шанса попасть в топ выдачи площадки, уровня узнаваемости бренда и т. д. Игроки постоянно соревнуются друг с другом за место в топе выдачи, что мотивирует быстро находить результативные решения и учит распределению маркетингового бюджета на практике.
Читайте также: Brandquad и Marketizzy запускают иммерсивную онлайн-школу о работе в онлайн-ритейле
• Развлекательный момент
Игровой формат переводит обучение из плоскости «я делаю это, потому что так нужно» в плоскость «я занимаюсь этим, потому что мне нравится». Такой подход позволяет добиться максимального вовлечения участников в процесс без роста стресса, а значит, вы полностью завладеете вниманием аудитории и добьётесь лучших результатов.
Пример – творческая игра «Составление карточки товара». Участники объединяются в команды, каждая из которых получает описание некоторого товара. Нужно подобрать подходящие изображения и скомпоновать материалы в соответствии с требованием площадки, а потом другие игроки оценят сделанную карточку с точки зрения потребителей. Креативные вводные, определённая свобода действий – всё это заставляет воспринимать упражнение не как работу, а как развлечение.
Бизнес-игры обеспечивают социальную вовлечённость участников в процесс, вызывают азарт и искренний интерес. Именно поэтому они так эффективны: играя, предприниматель одновременно отдыхает, получает удовольствие и приобретает исключительно ценные навыки, которые пригодятся ему на практике. И именно поэтому бизнес-игры – это формат практического обучения будущего.
Яна Османова,
сооснователь обучающей платформы Marketizzy,
операционный директор школы онлайн-ритейла Brandquad
для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...