Кадровый голод уже стал нормой? Что изменилось на рынке труда к середине 2025

время публикации: 10:00 20 мая 2025 года
Фото: Freepic
Хронический дефицит сотрудников сильно сказался на сфере ритейла и логистической отрасли. Больше всего не хватало линейного персонала: водителей, работников склада, курьеров. За 2024 год компании были вынуждены несколько раз внепланово увеличивать оклады, чтобы удержать имеющихся работников и привлечь новых. Например, в декабре прошлого года зарплата доставщиков достигала 300 тысяч рублей, делится данными заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс» Мария Мартынова.
Сейчас рост зарплат продолжается, но его темпы значительно замедлились. Компенсировать индексацию за счет повышения стоимости итогового продукта или услуги уже невозможно, утверждает эксперт.
«Рынок достиг определенного потолка: во многих компаниях линейные сотрудники получают столько же, сколько квалифицированные специалисты в офисе», – говорит Ольга Чернова, HR BP производственного департамента Boxberry. «Сегодня компании стараются больше удерживать сотрудников, а не набирать новых, в связи с чем огромных скачков в окладах ждать не стоит», – добавляет она.
Пока что в графике повышения зарплат у работодателей осталась только плановая индексация. «Мы не поднимаем оклады спонтанно, – рассказывает директор по персоналу и коммуникациям FM Logistic в России Мария Шиповалова. – Заработную плату индексируем раз в год, ориентируясь на возможности компании и, конечно, уровень инфляции».
Несмотря на то, что зарплатная гонка несколько стихла, глобальных изменений на рынке труда эксперты не наблюдают. По словам Марии Шиповаловой, работодатели просто смогли приспособиться к кризисной ситуации: появилось понимание, где и как рекрутировать, какие методы рабочие, а какие – не очень. Например, эффективность показали референтная программа «приведи друга», целевая реклама, сотрудничество с колледжами, делится эксперт FM Logistic.
«Последние два года мы работали в постоянном аврале, рынок труда регулярно подкидывал нам новые вызовы. Сейчас эти условия стали для нас нормой», – констатирует Ольга Чернова. Компании трезво оценивают свои потребности, возможности и альтернативы. Работодатели не могут себе позволить наём дорогих сотрудников, поэтому и рынок начинает успокаиваться.
В «Бета ПРО», наоборот, отмечают положительную динамику и даже прирост соискателей.
«За первый квартал мы закрыли практически все вакансии и даже увеличили штат на 30%. Поток кандидатов колоссальный, проблем с персоналом, например, в складской сфере, нет вообще», – говорит директор по персоналу компании «Бета ПРО» Надежда Комиссарова. По ее мнению, это связано с сокращением сотрудников как в больших компаниях (СберЛогистика, Wildberries, Ozon, ПЭК), так и в средних, что привело к появлению множества свободных кадров на рынке. Более того, такой наплыв кандидатов повлиял на отношение сотрудников к работодателям: они стали держаться за свои рабочие места, добавляет она.

@Freepic
В марте этого года появились тревожные новости о массовом уходе курьеров на производства. Среди причин назывались нестабильный заработок, тяжелые условия труда и отсутствие льгот на позициях доставщиков. Однако Ольга Чернова не видит причин для беспокойств: «Всё-таки зарплаты в доставке сейчас велики, есть возможность выбирать удобный график, хорошие социальные пакеты. Также в доставке занято много иностранных граждан, далеко не все они смогут трудоустроиться на завод».
При этом «синие воротнички» все еще остаются в дефиците: не хватает линейных специалистов для производств, управленцев первой ступени (бригадиров, мастеров, прорабов). В ближайшие годы этот тренд сохранится, говорит эксперт.
Надежда Комиссарова отмечает нехватку опытных специалистов, в числе которых мультипрофессиональные финансовые менеджеры. Сейчас рынок переполнен кандидатами из больших компаний, которые занимались узкопрофильными задачами, а тех, кто хорошо знает весь функционал – единицы. «Таких специалистов, готовых при этом глубоко погружаться в процесс и развиваться в своём направлении, очень мало. В то же время кандидаты, покинувшие крупные организации, не готовы снижать требования по оплате взамен на возможность развивать свои профессиональные навыки», – рассказывает эксперт «Бета ПРО».
Среди неожиданных тенденций можно выделить сокращение числа вакансий дальнобойщиков. В 2024 году нехватка водителей ощущалась особенно остро: возрастные сотрудники уходили на пенсию, а молодежь неохотно осваивала эту профессию. Сейчас же потребность рынка в шоферах несколько снизилась. Мария Мартынова связывает это с падением объема магистрального транспорта в результате закрытия ряда транспортных служб из-за нерентабельности. По ее словам, с осени 2024 года около 30% компаний прекратили свою деятельность.
Читайте также: Soft skills, без которых не обойтись в 2025 году: ключевые навыки в эпоху неопределенности
Однозначных прогнозов никто из экспертов пока не дает, однако надежда на постепенный выход из кризиса все же есть. «На мой взгляд, положительная динамика на рынке труда сохранится и поспособствует стабилизации общей ситуации в сфере e-commerce, что замедлит рост цен для конечных потребителей», – говорит Надежда Комиссарова. Мария Шиповалова, напротив, прогнозирует, что сложности с персоналом сохранятся в ближайшие полтора года.
В феврале 2025 года ЦБ РФ отметил первые признаки стабилизации на рынке труда после длительного кадрового дефицита, который привел к резкому росту зарплат и обострению конкуренции среди работодателей. Действительно ли кризис постепенно отступает или это лишь временное явление? Разбираемся вместе с экспертами.
Зарплатная гонка – всё?

Сейчас рост зарплат продолжается, но его темпы значительно замедлились. Компенсировать индексацию за счет повышения стоимости итогового продукта или услуги уже невозможно, утверждает эксперт.


Пока что в графике повышения зарплат у работодателей осталась только плановая индексация. «Мы не поднимаем оклады спонтанно, – рассказывает директор по персоналу и коммуникациям FM Logistic в России Мария Шиповалова. – Заработную плату индексируем раз в год, ориентируясь на возможности компании и, конечно, уровень инфляции».
Не справились, а привыкли
Несмотря на то, что зарплатная гонка несколько стихла, глобальных изменений на рынке труда эксперты не наблюдают. По словам Марии Шиповаловой, работодатели просто смогли приспособиться к кризисной ситуации: появилось понимание, где и как рекрутировать, какие методы рабочие, а какие – не очень. Например, эффективность показали референтная программа «приведи друга», целевая реклама, сотрудничество с колледжами, делится эксперт FM Logistic.
«Последние два года мы работали в постоянном аврале, рынок труда регулярно подкидывал нам новые вызовы. Сейчас эти условия стали для нас нормой», – констатирует Ольга Чернова. Компании трезво оценивают свои потребности, возможности и альтернативы. Работодатели не могут себе позволить наём дорогих сотрудников, поэтому и рынок начинает успокаиваться.
В «Бета ПРО», наоборот, отмечают положительную динамику и даже прирост соискателей.


@Freepic
Кого по-прежнему не хватает?
В марте этого года появились тревожные новости о массовом уходе курьеров на производства. Среди причин назывались нестабильный заработок, тяжелые условия труда и отсутствие льгот на позициях доставщиков. Однако Ольга Чернова не видит причин для беспокойств: «Всё-таки зарплаты в доставке сейчас велики, есть возможность выбирать удобный график, хорошие социальные пакеты. Также в доставке занято много иностранных граждан, далеко не все они смогут трудоустроиться на завод».
При этом «синие воротнички» все еще остаются в дефиците: не хватает линейных специалистов для производств, управленцев первой ступени (бригадиров, мастеров, прорабов). В ближайшие годы этот тренд сохранится, говорит эксперт.
Надежда Комиссарова отмечает нехватку опытных специалистов, в числе которых мультипрофессиональные финансовые менеджеры. Сейчас рынок переполнен кандидатами из больших компаний, которые занимались узкопрофильными задачами, а тех, кто хорошо знает весь функционал – единицы. «Таких специалистов, готовых при этом глубоко погружаться в процесс и развиваться в своём направлении, очень мало. В то же время кандидаты, покинувшие крупные организации, не готовы снижать требования по оплате взамен на возможность развивать свои профессиональные навыки», – рассказывает эксперт «Бета ПРО».
Среди неожиданных тенденций можно выделить сокращение числа вакансий дальнобойщиков. В 2024 году нехватка водителей ощущалась особенно остро: возрастные сотрудники уходили на пенсию, а молодежь неохотно осваивала эту профессию. Сейчас же потребность рынка в шоферах несколько снизилась. Мария Мартынова связывает это с падением объема магистрального транспорта в результате закрытия ряда транспортных служб из-за нерентабельности. По ее словам, с осени 2024 года около 30% компаний прекратили свою деятельность.
Читайте также: Soft skills, без которых не обойтись в 2025 году: ключевые навыки в эпоху неопределенности
Будут ли улучшения?
Однозначных прогнозов никто из экспертов пока не дает, однако надежда на постепенный выход из кризиса все же есть. «На мой взгляд, положительная динамика на рынке труда сохранится и поспособствует стабилизации общей ситуации в сфере e-commerce, что замедлит рост цен для конечных потребителей», – говорит Надежда Комиссарова. Мария Шиповалова, напротив, прогнозирует, что сложности с персоналом сохранятся в ближайшие полтора года.
NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Российский киберпанк: когда склады российских маркетплейсов и ритейлеров станут ...
-
Кейс Braun и Яндекс Маркета: как нестандартные механики помогают продвигать быто...
-
Хостинг для e-commerce в 2025 году: на что обратить внимание, чтобы не потерять ...
-
Как БЫСТРОДЕЛ помогает ТС «Ритейл» повышать операционную эффективность и прибыль...
-
Российский бизнес обсудил новые технологии и тренды в планировании и логистике