0/5

Профессиональное выгорание глазами сотрудников и работодателей, и как с ним бороться

Профессиональное выгорание глазами сотрудников и работодателей, и как с ним бороться
время публикации: 10:00  21 апреля 2021 года
2020 год показал всему миру, что нестабильная обстановка в мире сильно влияет на состояние сотрудников и компании в целом. Международная компания Hays вместе с сервисом Хабр Карьера и FutureToday провела исследование «Программы Well-being в России». 23% профессионалов сейчас находятся в процессе выгорания и не знают, как справиться с этой проблемой. Как выглядит выгорание глазами сотрудников и работодателей? И с помощью каких программ можно с ним справиться?
Опрос проводился с октября по декабрь 2020 года, в нем приняли участие 4385 профессионалов и 545 работодателей - представителей российских и зарубежных компаний, ведущих свою деятельность в РФ.

● 69% компаний заявили, что программы по благополучию и здоровью сотрудников у них не реализуются и не планируются на ближайшее время;

● 33% профессионалов видят необходимость в программах по укреплению эмоционального здоровья и снижению стресса;

● 75% опрошенных профессионалов в 2020 году испытывали синдром выгорания или сталкивались с выгоранием среди коллег и знакомых;

● самой актуальной проблема выгорания оказалась для молодых профессионалов в возрасте 25–28 лет;

● 12% компаний готовы расстаться с сотрудником, который проявляет признаки выгорания.


Программы Well-being


Только 8% работодателей сказали, что в их компаниях есть полноценная программа по благополучию сотрудников. Еще 14% компаний отметили, что такая программа проводится, но только в виде отдельных мероприятий. 9% работодателей уверяют, что собираются утвердить программы Well-being на уровне стратегии и внедрять в ближайшее время. Почти 2/3 опрошенных компаний — 69% — заявили, что программы по благополучию сотрудников у них не реализуются и не планируются на ближайшее время.

Одновременно с этим 37% опрошенных компаний отметили, что здоровье и благополучие сотрудников являются составляющей системы целей и ценностного предложения компании. 33% работодателей отметили, что здоровье и благополучие персонала пропагандируются высшим менеджментом на корпоративном уровне. И еще 22% организаций сказали, что культура здоровья и благополучия сотрудников является частью миссии и видения компании.


Актуальность программ по благополучию сотрудников


55% опрошенных профессионалов отметили, что в данный момент для них будут особенно актуальными программы по самореализации и карьерному росту. 35% респондентов говорят, что хотели бы видеть программы по укреплению физического здоровья, 34% отмечают необходимость программ, направленных на финансовое благополучие (повышение финансовой грамотности), и 33% видят необходимость в программах по укреплению эмоционального здоровья и снижению стресса. Также актуальными были бы проекты по улучшению окружающей рабочей среды и здорового рабочего пространства (их отметили 22% профессионалов) и программы по повышению социального благополучия и социальной вовлеченности (их выбрали 17% респондентов).

Профессиональное выгорание глазами сотрудников и работодателей, и как с ним бороться

Вместе с этим 40% работодателей заявляют, что в настоящий момент программы по благополучию сотрудников у них не реализуются в связи с тем, что в приоритете все же другие задачи. 28% нанимающих менеджеров говорят об отсутствии бюджета на программы Well-being, и 16% отмечают отсутствие ресурсов на них. 14% компаний говорят, что у них нет ответственного за подобные программы, и еще 3% отмечают, что в их организации нет понимания концепции Well-being.

Те компании, которые уже реализуют у себя программы Well-being, в первую очередь делают это для повышения вовлеченности сотрудников — об этом говорят 20% работодателей. 17% организаций преследуют цель снижения рисков, связанных со здоровьем персонала. 16% компаний при помощи программ Well-being повышают мотивацию сотрудников. 13% реализуют подобные программы для снижения текучести персонала и удержания ценных кадров, и еще 13% повышают таким образом ценность бренда. 

23% опрошенных компаний, которые реализуют программы по благополучию сотрудников, работают в направлении укрепления эмоционального здоровья и снижения стресса. Еще 23% при помощи программы поддерживают и укрепляют физическое здоровье сотрудников. 16% работодателей улучшают окружающую рабочую среду и поддерживают здоровое рабочее пространство. И 14% компаний способствуют самореализации и карьерному росту сотрудников.


Профессиональное выгорание глазами сотрудников


«Проблема выгорания сотрудников — один из самых обсуждаемых вопросов, которые особенно остро встали перед компаниями всего мира в последний год. По данным нашего исследования, за последние 12 месяцев 39% опрошенных профессионалов сталкивались с проблемой профессионального выгорания в 2020 году, 36% респондентов сказали, что наблюдали случаи профессионального выгорания у своих коллег, а целых 23% сотрудников, участвовавших в опросе, прямо сейчас находятся в процессе выгорания и не знают, как справиться с этой проблемой. 
Профессиональное выгорание глазами сотрудников и работодателей, и как с ним бороться
При этом 42% «выгоревших» сотрудников принимают решение сменить работу, поскольку другого выхода для себя не видят, а еще 26% увольняются в никуда, потому что работать на этом месте больше не могут и никакой помощи, и поддержки от работодателя не получают. Выгорание и бездействие работодателей приводят к тому, что компания теряет ценных профессионалов, которые в данный момент проходят непростой этап, — им можно и нужно помочь», — отмечает Алекс Штейнгардт, генеральный директор Hays в России.

При этом необходимо отметить, что женщин среди них больше: выгорание отмечают у себя 43% женщин и 34% мужчин. Самой актуальной проблема выгорания оказалась для молодых профессионалов в возрасте 25–28 лет: 49% таких респондентов говорят, что лично сталкивались в прошлом году с этим.

Однако вместе с этим в общей сложности 25% заявили, что с профессиональным выгоранием не сталкивались и такого явления не существует в принципе. Интересно, что чем старше сотрудник, тем больше он склонен отрицать проблему профессионального выгорания. В возрастной категории 18–21 год выгорание не считают существующей проблемой всего 18% профессионалов, в возрасте от 34 до 40 лет проблемы не видят 22% респондентов. И одновременно с этим 44% сотрудников старше 55 лет говорят, что такого явления, как выгорание, не существует.

При этом почти четвертая часть профессионалов, участвовавших в опросе (23%), в настоящий момент находится в процессе выгорания и не знает, как справиться с этой проблемой. 42% опрошенных профессионалов сказали, что из-за выгорания они приняли решение поменять работу. 26% отметили, что они или их коллеги и знакомые из-за профессионального выгорания уволились в никуда. 13% прорабатывали проблему с психологом, и 9% — с карьерным консультантом. 12% отметили, что работодатель позволил взять длительный перерыв с последующим возвращением (саббатикал).




Читайте также: Работаем без паники: мотивация персонала в период неопределенности




Профессиональное выгорание глазами работодателей


59% опрошенных компаний отметили, что за 2020 год сталкивались с профессиональным выгоранием своих сотрудников, 33% работодателей с таким явлением за последний год не сталкивались, и 9% затруднились ответить на этот вопрос.

Чтобы решить проблему профессионального выгорания, 32% работодателей разговаривают об этом с сотрудником, и 19% меняют спектр задач, рассматривают возможность для развития в другой сфере в рамках компании. 8% работодателей оказывают психологическую поддержку посредством профессиональных сервисов, 7% предлагают повышение и рост заработной платы, 7% предоставляют длительный перерыв с возвращением (саббатикал), и еще 4% отправляют выгорающего сотрудника к карьерному консультанту.

Важно отметить, что 15% опрошенных работодателей вообще никак не решают проблему, поскольку считают, что выгорание — это дело самого сотрудника. 12% компаний заявляют, что расстаются с подчиненным, который проявляет признаки выгорания, поскольку страдает не только его работа, но и вся команда.

Обзор подготовлен компанией Hays – мировым лидером в сфере рекрутмента.

New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит