Сокращаем штат: кого уволить в первую очередь
время публикации: 08:30 15 апреля 2015 года
О кризисе в розничной торговле сейчас не говорят и не пишут разве что безразличные, либо патологически ленивые люди. Экономические потрясения повлияли на ритейл кардинальным образом. Снижение продаж означает уже не только уменьшение прибыли и замедление развития розничных сетей, но и заставляет пересмотреть организацию торговли на местах и затраты на персонал. Очевидно, что пришла пора сокращать сотрудников, ведь поток покупателей снизился, а те, что остались, предпочитают делать покупки в низком ценовом сегменте.
Последствия сокращений
От кого избавиться в первую очередь? Во время кризиса хороший менеджер должен быть готов ответить на этот вопрос в любое время. Из увольнений сотрудников нужно извлекать пользу. Сокращения – прекрасная возможность оценить персонал и оставить самых лучших. Но перед тем как начать увольнять, нужно оценить последствия.
Во-первых, у оставшихся сотрудников появятся дополнительные обязанности. Работать придется больше. Собственно говоря, цель сокращений в том и состоит, чтобы расходы на зарплату были меньше, а отдача больше.
Во-вторых, кризис сопровождают не только увольнения, но и другие неприятные вещи. К таковым относится, например, снижение заработной платы. Не будет премий за выполнение плана, бонусов за продажу «неходовых товаров», исчезнут и другие небольшие приятности для персонала: корпоративные походы в боулинг, бесплатные чай-кофе и другое.
Исходя из этих негативных факторов, и нужно принимать решение – кого оставить, а кого сократить.
Анализируем функции
Первое, что надо сделать – проанализировать все должности в магазине и оценить их на взаимозаменяемость. Есть функции, требующие сравнительно долгой подготовки, а есть те, которые может выполнять почти каждый. К первым относятся следующие:
- работа на кассе (прием наличных или оплата по безналичному расчету), отчетность;
- оформление прихода товара;
- экспертные консультации покупателей по товару;
- прием товара по гарантии, возвраты.
А вот функции, которые могут выполнять почти все сотрудники торгового зала:
- консультирование покупателей по расположению товара – где что находится;
- расстановка товара, предпродажная подготовка, размещение ценников.
Очевидно, что в штате должны остаться либо сотрудники-универсалы, либо те, кто способен быстро освоить нужные навыки. Поэтому увольнять нужно в первую очередь работников, которые исполняют функции из второго списка.
Оцениваем работников
Анализ функций – еще не все. Допустим, мы определили, какие должности подлежат сокращению в первую очередь. Но нужно оценить и людей, чтобы не остаться с наиболее компетентными, но ленивыми.
Смело оставляйте в штате сотрудников, если они
- Не зависимы от денежного вознаграждения
Есть люди, которые выполняют свою работу, только когда им платят. Они не пошевелят пальцем, если им не пообещать премии. А есть те, для которых на первом месте чувство долга. Такие сотрудники будут работать, даже если им не платить зарплату несколько месяцев (в кризис может случиться всё что угодно).
Менеджер торгового зала должен знать трудовую мотивацию каждого продавца. Вспомните, как себя ведут сотрудники, когда им не удается получить премию, потому что не выполнен план. Некоторые падают духом и потом несколько дней приходят в себя, это слабые работники. Другие же берутся за работу с еще большим энтузиазмом и энергией, с такими работниками кризис не страшен.
- Не боятся дополнительных обязанностей
В период нестабильности нужно быстро перестроиться. Возможно, кассиру придется выполнять не очень престижные задания вроде разгрузки машины или мытья полов в зале. Но ничего не поделаешь, если грузчиков и уборщицу уже уволили, чтобы не закрыть магазин. Узкие, пусть и хорошие, специалисты не нужны, если они не готовы выполнять «черную работу». Кризис – это не то время, когда можно набивать себе цену, заявляя направо и налево о своем профессионализме.
Обратите внимание на тех сотрудников, которые не отказываются от любой работы. Как правило, это скромные люди, не ждущие почестей и признания. Они не всегда могут «подать себя», поэтому чаще всего в тени.
- Работоспособны
Сотрудникам придется напрячься, потому что интенсивность труда возрастет. Далеко не все люди могут вытерпеть увеличение нагрузок. Научиться работоспособности не получится, это качество либо есть, либо нет. Чистая физиология, ничего личного.
Вспомните, кто из персонала может работать долгое время без перерывов на обед и перекуров. Как правило, они делают все без спешки и суеты, в ровном темпе. Трудяги, возможно, не генерируют блестящих идей, зато способны сделать много без лишних слов и нытья. А сейчас как раз и нужны рабочие лошадки, а не грациозные скакуны.
А вот те, с кем нужно расставаться в первую очередь
- Карьеристы
Да, эти люди – яркие личности, они заметны, с ними хорошо начинать новые проекты, но они быстро «потухают», когда надо впрячься, стиснуть зубы и просто делать свое дело.
- Случайные люди
- Интриганы
Даже в тучные годы эти люди «разъедают» коллектив, как ржавчина. Их можно терпеть, если они – хорошие специалисты. Но в кризисные времена, когда надо встать плечом к плечу, забыв про взаимные обиды и амбиции, сплетники способны нанести большой урон. Эти люди вносят вражду и портят настроение. Чем быстрее они покинут магазин, тем лучше.
Воздухоплаватели, чтобы избежать падения воздушного шара, сбрасывают балласт. Пережить кризис в розничной торговле можно, если сделать аналогичное действие, избавившись от тех, кто мешает удержаться на высоте. Уволенные сотрудники не виноваты. Наступит время, и они вернутся, но сейчас – пора непопулярных решений, и с работниками приходится расставаться.
Евгений Мамонов
0
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах