«Тайный покупатель»: как проверить свой магазин?
время публикации: 10:00 22 января 2019 года
Вы когда-нибудь задумывались над тем, как можно сравнить качество сервиса в вашем магазине и у конкурентов? А с другими магазинами в вашей сети? А как, например, измерить разницу в уровне сервиса в присутствии управляющего и без него?
Мы в The Friedman Group регулярно сталкиваемся с такими задачами. Для их решения мы обычно пользуемся методом «тайного покупателя». Мы случайно отбираем магазины, работающие в разных отраслях, вне зависимости от их масштаба и расположения, и отправляем в них наших «покупателей». В таких исследованиях всегда узнаёшь что-нибудь новое, и шаг за шагом, мы понимаем, почему посетители весьма низко оценивают сервис в ритейле.
В недавно проведённом нами исследовании практически все наши «тайные покупатели» указывали на демонстрируемое продавцами желание помочь им с покупкой. Только в 16% (12 из 75) магазинов продавцы вообще не предпринимали попыток работать с посетителями. В оставшихся продавцы вели себя очень приветливо, однако в процессе продажи нередко допускали ошибки.
Для любого ритейлера, заинтересованного в повышении качества сервиса, такие показатели – хорошая новость. Бо́льшая часть типичных ошибок, допускаемых продавцами, может быть исправлена в рамках хорошо организованной программы обучения. Давайте детально изучим остальные результаты исследования и посмотрим, в чём эти ошибки заключаются:
1. Сколько времени потребовалось продавцу, чтобы поприветствовать вас?
30 сек. | 1 мин. | 2–3 мин. | 4–5 мин. | 5+ мин. | ---- |
26 | 8 | 7 | 8 | 5 | 21 |
2. Как продавец вас поприветствовал?
«Могу ли я вам помочь?» | Попытался завязать беседу | Просто сказал: «Здравствуйте» | Никак |
36 | 2 | 16 | 21 |
3. Сколько вопросов задал продавец, пытаясь определить ваши потребности?
Ни одного | Один | Два | Три | Четыре | Пять и более |
32 | 21 | 7 | 10 | 0 | 5 |
4. Пытался ли продавец создать ценность товара, не выявив потребностей?
Да | Нет | Нет ответа |
15 | 46 | 14 |
5. Пытался ли продавец предлагать дополнительные товары?
Да | Нет | Нет ответа |
16 | 45 | 14 |
6. Пытался ли продавец закрыть сделку?
Да | Нет | Нет ответа |
18 | 43 | 14 |
К счастью, более одной трети продавцов поприветствовали посетителя в течение 30 секунд. С другой стороны, столько же продавцов игнорировали покупателей, а в 21 магазине из 75 вообще не стали подходить к ним. Наши «тайные покупатели» были проинструктированы в таких случаях требовать внимания к себе. В семи магазинах не помогло даже это. Продавцы в лучшем случае отправляли покупателя к полкам с товаром и пропадали из виду.
Большинство профессионалов знает, что на стандартное «Могу ли я вам помочь?» следует такое же «Нет, спасибо, я просто смотрю» от покупателя. Расстраивает, что всего в двух магазинах продавцы попытались творчески завязать общение с посетителем.
Статистика по качеству выявления потребностей в нашем исследовании также разочаровывает. Не выяснив пожелания и нужды посетителя, продавец вынужден будет демонстрировать товар, совершенно не представляя, что же нужно покупателю. В этом случае надеяться можно только на удачу, что едва ли профессионально.
Все эти вопросы были разработаны для оценки желания продавца довести продажу до конца. Примерно в 20% магазинов были сделаны попытки продать товар, в которых продавец пытался повысить ценность товара для потребителя. Ещё в 20% магазинов, продавец даже не добрался до этого этапа. В оставшихся 60% продавцы скорее играли роль кассиров.
Также, по условию эксперимента нашим «посетителям» было нужно высказать несогласие с условиями покупки и посмотреть, попытается ли продавец справиться с ним, обнаружить причину и попытаться спасти сделку. 18 продавцов честно попытались, но по большей части у них ничего не вышло.
Ввиду неутешительных результатов, нам особенно хотелось бы отметить два магазина, продемонстрировавших исключительно высокий сервис – магазин Godiva Chocolatier в Century City Mall в Лос-Анджелесе, а также Denim Works в Villa Italia в Денвере. Мы поздравляем наших коллег с такими результатами и желаем им успехов.
В целом, результаты говорят, что уровень сервиса можно повышать сразу в нескольких направлениях. Наше исследование показывает, что многие из продавцов могут добиться больших успехов в ритейле. Всё, что им для этого нужно – обучение. Попробуйте и вы оценить уровень сервиса в вашем магазине, используя этот инструментарий.
Гарри Дж. Фридман
Основатель/CEO, The Friedman Group
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...