0/5
Поиск новых возможностей: как поставщики в России провели пандемические каникулы

Поиск новых возможностей: как поставщики в России провели пандемические каникулы

Поиск новых возможностей: как поставщики в России провели пандемические каникулы
Пандемия и связанные с ней ограничения не прошли бесследно для мира ритейла. По данным исследовательской компании Infoline, оборот розничной торговли сократился на 25-30%. При этом 60% торговых сетей ожидают снижение покупательской активности вплоть до конца года. Поставщики же пережили ковид лучше и в прогнозах на вторую половину 2020 года остаются оптимистичными, 50% даже ожидают рост.
В конце сентября в Москве в офлайн-формате прошла выставка World Food 2020. Первое крупное мероприятие сферы торговли после пандемии. Выставка собрала порядка 300 участников, большая часть из которых – региональные поставщики. Представители B2B маркетплейса ПРОСТОР не упустили возможности обсудить с ними текущие проблемы, оптимистичные планы и новые решения, открытые во время пандемии.  
 
«Как пережили ковид? Это же вопрос отношения к происходящим событиям. Мы для себя сразу выбрали позитивную позицию: искать в этом плюсы и новые возможности. Поэтому не могу сказать, что это время сильно повлияло на нас в лучшую или худшую стороны. Делали то, что умеем, находясь там, где мы есть. Просто учитывали некоторые новые вводные», – Дмитрий Матейчик, кондитерская фабрика Frais (Москва)

«Как представители продуктов питания, которые нужны всем и всегда, во время пандемии не очень пострадали. Немного переориентировались в ценовой категории, ведь предпочтения населения изменились в связи с экономией. Но это не коснулось объемов», – представитель производственной компании «ПРИНТО» (Киров)

Для существенной доли поставщиков ковид оказался стимулом пересмотреть стратегию развития. По данным аналитического агентства Data Insight, пандемия и ограничительные меры привели в онлайн-магазины до 10 млн новых покупателей. Так что выход или усиленное присутствие поставщиков в онлайн-каналах можно назвать основным трендом. 

«Во время пандемии продажи на маркетплейсах возросли, стремительный рост мы наблюдали в марте. После этого продажи немного пошли на спад – все перестали закупаться впрок – но тем не менее остались на достаточно высоком уровне. Мы поняли, что онлайн-формат нужно развивать активнее. Это действительно хорошие продажи», – Софья Холобова, «Сташевское Био» (НН). 




Читайте также: E-commerce поставщика: 5 инструментов влияния на продажи на сторонних площадках




Первым спасательным кругом, знакомым еще до пандемии, стали крупные маркетплейсы: Озон, Wildberries, Беру и другие. Кроме роста продаж (в том числе во время ограничительных мер), такие площадки обеспечивают присутствие широкой линейки продукции и дают дополнительную рекламу: «В первую очередь, маркетплейсы – это реклама. Открываешь интернет, начинаешь набирать «вяленые томаты», и первым делом в поисковике выпадаем мы. Также маркетплейсы дают возможность представить всю линейку продукции. Ни федеральная сеть, ни «маленький магазин у дома» не дают такой возможности. И, конечно, бесплатная аналитика: мы видим, что продается лучше или хуже, получаем обратную связь от потребителей», – Елена Копытова, вяленые томаты «ТомТом» (Астрахань)

В фокусе внимания поставщиков оказались и новые форматы маркетплейсов – B2B. Идея таких платформ в упрощении взаимодействия между всеми игроками торговли, объединение поставщиков с торговыми точками. Для производителей подобные маркетплейсы – это хорошая возможность расширения клиентской базы: вместо одного заказа частному лицу, поставщик может продать большую партию в магазин. 

Также такие платформы помогают регулировать промо-предложения и ассортимент без непосредственного выезда представителей в точки: «Между B2B и B2C моделью расход ресурсов примерно одинаковый, но в одном случае мы продадим паллету, в другом один батончик. Есть разница? B2B маркетплейс – это удобно. Загружаешь каталог продукции, далее все управляется онлайн: можно назначать цену, скидку, менять ассортимент», – представитель компании Hemp Bang, производство батончиков (Москва)


Главная задача – дотянуться до потребителя

Помимо преодоления временных трудностей в связи с пандемией, поставщики постоянно работают над решением главной задачи: как дотянуться до своего потребителя. В своем продвижении производители делают ставки не только на работу с крупными федеральными сетями, но и с несетевыми. Их доля по стране на текущий год составляет 35% (федеральные сети – 47%, региональные сети – 18%). 

«С маленькими несетевыми магазинами также очень интересно сотрудничать. Начинаешь с одного магазина «у дома», а спустя время он превращается в небольшую сетку, где нас как производителей уже знают. А там и федеральные сети, глядя на маленьких, начинают заключать с нами контракты», – Елена Копытова, вяленые томаты «ТомТом» (Астрахань). 

Модель общения напрямую с потребителем поддерживают не многие. Это канал, требующий наличия собственных складов, налаженной логистики и достаточных вложений (интернет-магазин, рекламные кампании). Предпочтение отдают ведению страниц в социальных сетях и сайту-визитке для информирования потребителей (выход в новые точки, запуск линейки вкусов и др.) и получения обратной связи. 

Поиск новых возможностей: как поставщики в России провели пандемические каникулы

Продолжается тенденция в направлении эко: большинство опрошенных участников выставки в качестве уникальности своей продукции отметили отсутствие консервантов, красителей и других добавок. Поэтому большую долю внимания в продвижении поставщики уделяют небольшим магазинам здорового питания.  

К конкуренции внутри своей категории поставщики относятся спокойно и рассматривают ее как подтверждение актуальности выбранного сегмента. «Конкуренты на данный момент появляются, и это радует, т.к. это показатель востребованности категории и роста потребительского спроса», – представитель компании «Яблоков», натуральные фруктовые снеки (Москва)

Благоприятные прогнозы у поставщиков и на географическое расширение. У большинства респондентов в стратегических планах отмечен не только выход в российские регионы, но и начало поставки в Европу: «В направлении экспорта мы также работаем. Надеемся, что в ближайшем будущем будем представлены и в других странах. Возможно, это будет выпуск под другим производителем. Но и в нашей упаковке продукцию уже можно приобрести в Белоруссии», – Софья Холобова, «Сташевское Био» (НН).

«Экспорт – это наш стратегический план. Российский рынок мы рассматриваем только как старт. Это наш родной язык, наша культура, здесь проще всего начать. Но стратегически мы нацелены на зарубежные рынки, где есть валюта. Когда кризис не только коронавирусный, но и финансовый, торговать лучше в долларах и евро», – Дмитрий Матейчик, кондитерская фабрика Frais (Москва)

Наступление второй волны – вопрос актуальный. Но даже самые молодые производители уже адаптировались и знают: о своем здоровье  потребители думать не перестанут, в магазины ходить продолжат, а для онлайн-аудитории поставщики активно переходят на B2B и B2C маркетплейсы. 

Роман Костин,
директор по инновациям маркетплейса ПРОСТОР
для New Retail


время публикации: 10:00  13 октября 2020 года
0
Теги: Россия, поставщики, b2b, Маркетплейсы, Пандемия, Продукты питания, магазин у дома, Frais, ПРИНТО, Сташевское Био, ТомТом, Hemp Bang, Яблоков, ПРОСТОР


Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности

Реклама на New Retail. Медиакит