0/5

Как e-commerce и ритейлу работать с персональными данными после изменений в законодательстве

Как e-commerce и ритейлу работать с персональными данными после изменений в законодательстве
время публикации: 10:00  28 мая 2025 года
@Freepic
С 30 мая 2025 года вступают в силу важные поправки к закону №152-ФЗ «О персональных данных». Для розницы и e-commerce это не просто формальное ужесточение: теперь даже за баннер с ретаргетингом или сбор e-mail через pop-up можно получить штраф до 15 млн рублей. И это только начало.
Как e-commerce и ритейлу работать с персональными данными после изменений в законодательстве
Разбираемся, что изменилось и как подготовиться, если вы продаёте онлайн или офлайн.

Рассказывает Владислав Яриков, руководитель коммерческой горизонтали Data и Marketing PIM Solutions.





Почему теперь почти каждый интернет-магазин — оператор ПДн


Сейчас оператором персональных данных можно признать буквально каждого, кто работает с клиентскими данными. В том числе и интернет-магазины, если они:

● Принимают заказы на сайте, в мессенджерах, через соцсети или маркетплейсы

● Собирают e-mail или телефон, даже просто ради рассылки промокода

● Используют Google Analytics или другие рекламные/аналитические скрипты

● Показывают рекламу с ретаргетингом

● Хранят данные клиентов в CRM, Excel или личных переписках

● Проводят акции, конкурсы, дают купоны за регистрацию

● Работают с партнёрами, передающими лиды

Даже если это просто локальный шоурум в соцсетях или владелец магазина-лендинга, он уже подпадает под закон и обязан:

1. Зарегистрироваться как оператор в Роскомнадзоре

2. Подготовить и опубликовать политику обработки ПДн

3. Обеспечить защиту данных в зависимости от уровня угроз

4. Не допускать несанкционированной передачи данных третьим лицам

5. Следить за тем, что делают подрядчики с переданными им ПДн 





Что будет, если ничего не делать?


Штрафы вырастут в разы:

● До 15 млн рублей за утечку

● До 300 тыс. рублей за работу без регистрации в реестре операторов персональных данных

● Уголовная ответственность — если данные использовались в мошенничестве или были переданы за границу

Блокировка сайта:

Если вы используете незаконную передачу данных за рубеж (например, скрипты от Google и др.), Роскомнадзор может инициировать ограничение доступа к сайту.

Проверки:

В 2024 году уже начались выборочные проверки малого бизнеса. Приоритет — онлайн-продавцы и сервисы с регистрацией.





Как интернет-магазинам соблюдать закон


Вот список типичных ситуаций, в которых интернет-магазин нарушает закон, даже если он об этом не подозревает.

Что вы делаете?
Это уже обработка ПДн?
Собираете e-mail или телефон Да
Делаете рассылки или обзвоны Да
Сохраняете данные клиентов в AmoCRM, Bitrix, Notion, Excel Да
Настраиваете ретаргетинг через пиксели Да
Используете Google Analytics, ChatGPT, Notion, Tilda, Shopify Да (может быть трансграничная передача)




Читайте также: Итоги 1 квартала 2025 в e-commerce: как изменились средний чек, доля предоплаты, сроки доставки и выкуп




6 шагов для e-commerce и ритейла


Чтобы избежать огромных штрафов на нарушение порядка работы с ПДн, нужно в первую очередь выполнить 6 пунктов.

1. Проведите аудит: какие персональные данные вы собираете и где они хранятся?

2. Проверьте подрядчиков: особенно веб-студии, таргетологов, CRM-интеграторов, тех, кто имеет доступ к базе.

3. Зарегистрируйтесь в Роскомнадзоре как оператор ПДн.

4. Опубликуйте на сайте политику обработки данных. Лучше — с чек-боксами согласия.

5. Обезопасьте хранение: CRM с шифрованием, контроль доступа, регулярные бэкапы.

6. Уберите лишние скрипты, которые отправляют данные за границу: особенно Google.

Важно: даже если база у вас на Google Таблицах или переписках в Telegram, это тоже обработка.






Что дальше: ИИ и обязательная передача обезличенных данных


С 1 сентября 2025 года вступает в силу новый блок закона — об обучении ИИ на обезличенных персональных данных. Интернет-магазины, особенно крупные, будут обязаны:

Обезличивать данные клиентов (например, для аналитики и сегментации)

Передавать их в госсистему (правила в процессе уточнения)

Поддерживать прозрачность обработки — кто, как и зачем использует данные

Это касается, например, истории заказов, поведения на сайте, соцдем-профилей — без ФИО и телефонов, но с чёткой привязкой к цифровому поведению.





Что делать уже сейчас?


 Если у вас меньше 100 заказов в месяц:

 – Зарегистрируйтесь как оператор, разместите политику, обезопасьте базу.

 Если вы в сегменте DTC или работаете с постоянными клиентами:

 – Убедитесь, что каждый подписчик дал согласие, используйте отечественные сервисы.

 Если у вас интернет-магазин на Shopify, Tilda, RetailCRM, 1С-Битрикс:

 – Проверьте, где хранятся данные, и подписывайте договоры с обработчиками.

 Если используете сквозную аналитику, e-mail маркетинг, пиксели:

 – Настройте сбор данных по новым правилам, добавьте согласия, исключите трансграничные риски.





Новый закон — это как касса


Законодательство меняется, и теперь даже маркетинг без формального согласия — риск. Если раньше можно было «не заморачиваться», то теперь персональные данные стали такой же критической зоной, как финансы или охрана труда.

Простой принцип: если у вас есть клиент — вы уже под прицелом. Но если работать легально и соблюдать правила, то проблем можно будет избежать.

Владислав Яриков, 
руководитель коммерческой горизонтали Data и Marketing PIM Solutions.

Для NEW RETAIL



0
Реклама на New Retail. Медиакит