Немного о возмездном оказании услуг. Часть 2 (Приёмка услуг и отказ от договора)
В прошлую часть исследования у нас не поместилось 3 важных аспекта возмездного оказания услуг, понимание которых жизненно необходимо для заключения договора возмездного оказания услуг с наименьшими рисками:
— особенности подписания актов
— особенности отказа от договора
— особенности использования услуг для оформления понятийных обязательств.
Во второй части остановимся на приемке услуг и отказе от договора оказания услуг. Начнем, пожалуй, с актов. Акты — это некий документ, который подтверждает, что процесс услуги подошел к завершению, у заказчика отсутствуют претензии к услугам и, следовательно, они подлежат оплате.
Вместе с тем все не так просто.
Первая и основная, ужаснейшая ошибка — это полагать, что если вы не подпишете исполнителю акты — то он не имеет право на оплату. Эта позиция давно разнесена судами всех инстанций в пух и прах — более того заказчик, который не может внятно объяснить суду в чем претензии к услугам и почему он не подписал акты, формально считается стороной злоупотреблявшей своими правами.
Даже ваши супермотивированные пояснения, что цвет не тот и вообще все не так - не лишают исполнителя процессуального права доказывать, что услуги были оказаны, а с цветом вы сами не могли определиться, и тут уж будет полное усмотрение суда. Именно поэтому очень важно максимально детально отнестись к предмету договора, критериям услуг, этапам приемки — то, о чем мы говорили в первой части исследования, а во-вторых не надо просто игнорировать поступившие вам акты, вы обязаны на них ответить в письменном виде, представить мотивированные возражения в установленные договором сроки.
Вторая история — это адское изобретение (узнать бы чье) именуемое «автоприемка услуг». Это такое исчадие ада — когда заказчику предоставляется срок на согласование актов об оказанных услугах, а если по истечении указанного срока заказчик не представил мотивированные возражения или не вернул акты, подписанные со своей стороны — услуги считаются принятыми.
С первого прочтения звучит очень клево - если сторона недобросовестная, не выстраивает коммуникацию со своим контрагентом, не отвечает на запросы — то пусть и несет все неблагоприятные правовые последствия.
Что мы имеем на практике:
— акты забыли отправить как положено по договору и отправили только на воцап / электронную почту
— замечания к услугам надиктовали аудиофайлом / по телефону
— акты отправили по адресу места нахождения, не продублировав по электронной почте
— часть замечаний отправили, а часть замечаний «маркетинг еще думает»
— замечания, которые направил заказчик, исполнитель считает немотивированными, и так далее
И дальше миллиард всяких процессуальных сложностей, с которыми вы и так можете столкнуться, без автоприемки. Проблема в том, что, когда договором предусмотрена автоприемка, большая часть случаев заканчивается принятыми, но не оказанными услугами, либо же оказанными, но не принятыми. Я, как юрист, с большим судебным опытом, в т.ч. по услугам и агентированию, категорически против использования механизма автоприемки в российских договорах. Во-первых, потому что разработали этот механизм явно юристы, а вот пользуются им — менеджеры. Во-вторых, потому что ментальность российских предпринимателей, на сегодня, к таким инструментам не готова.
NB: что делать с актами, если вы…
Заказчик:
— при получении акта проверить сроки подготовки ответа по договору, если договором они не установлены применяется положение о разумном сроке, старайтесь уложиться в 10 -15 дней;
— собрать от курирующих подразделений информацию о качестве услуг и готовности их принимать;
— если услуги принимать не готовы, готовим мотивированные возражения. Мотивированные возражения должны содержать объективные критерии, которые свидетельствуют о том, что услуги оказаны не в надлежащем объеме или ненадлежащего качества;
— вне зависимости от того, каким способом вам был передан акт — вы направляете отказ от подписания в установленном договором порядке.
Исполнитель:
— акты необходимо подготовить сразу, как только вы закончили оказывать услуги, не надо передавать акты «на руки», заранее отправляйте акты в установленном договором порядке;
— если по истечении установленного срока вы не получили ни ответа, ни возражения, ни оплаты не надо ждать по году, кормясь завтраками заказчика — выждите срок, который в вашей сфере услуг можно счесть приемлемым, после чего направляйте досудебную претензию;
— если вы получили мотивированные возражения, то тут возможно два варианта. Если объективно понимаете, что косяки есть и вы готовы их устранять — устраняйте. Если понимаете, что все возражения заказчика сводятся к нежеланию вам платить и вы уверены в качестве оказанных услуг — готовьте досудебную претензию.
@Freepic
Отказ от договора возмездного оказания услуг. Здесь есть свои «плюшки» и есть свои сложности.
Первая особенность, которая зачастую превращается в сложность — это статья 782 Гражданского кодекса РФ, которая предоставляет право обеим сторонам в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Договора. Заказчик в таком случае должен возместить исполнителю, понесенные им расходы, а исполнитель - убытки. При этом мы помним, что убытки у нас состоят из ущерба и упущенной выгоды, которая в любом случае взыскивается только в судебном порядке.
Что мы имеем на практике:
— исполнитель посередине процесса выходит из него, другие исполнители отказываются продолжать «работу» предыдущего, взыскивать убытки с исполнителя долго и дорого, а услуга нужна здесь и сейчас;
— заказчика, который по прошествии месяца/ недели передумал, а вы уже половину сделали, но, например, если у вас труд интеллектуальный, то и расходов ко взысканию нет, но при этом вы теряете гонорар, время и несете убытки, за это время могли бы заработать на другом заказчике;
Что здесь хорошо? Статья диспозитивная, а значит вы можете: исключить ее применение к правоотношениям сторон или же прописать фиксированные суммы штрафов, которые при таком отказе обязана выплатить отказавшаяся сторона. Если вы понимаете, что будущие услуги очень узкопрофильные и на рынке найдется 1,5 землекопа, которые могут такие услуги оказать, исключайте 782 статью и прописывайте, что стороны не вправе отказаться от исполнения договора во внесудебном порядке.
Вторая особенность: гражданский кодекс не предусматривает возможности отказа от договора возмездного оказания услуг, вследствие нарушений второй стороны. То есть здесь полный карт-бланш, главное не забудь те о нем. Если услуги сложные и оказываются в несколько этапов — пропишите право каждой стороны отказаться от дальнейшего сотрудничества по результатам первого этапа, обязательно прописывайте право на отказ при нарушении сроков оказания услуг, систематических просрочках в оплате, неявке исполнителя для оказания услуг и так далее.
Читайте также: Мой первый договор аренды. Или, что делать, когда договор аренды заключить надо, а юриста — нет
Для того чтобы корректно прописать основания для отказа по «вине» другой стороны нужно внимательно проанализировать услуги и понять, что может быть достаточно веским основанием для отказа, например, ответить на следующие вопросы:
— если исполнитель допустит просрочку в начале оказания услуг дней на 20 — для нас эти услуги будут актуальными?
— если исполнитель не приедет на мероприятие — мы объективно сможем найти ему замену здесь и сейчас, мы будем перевыставлять расходы?
— если заказчик не оплачивает аванс в течение месяца — нам нужно продолжать оказание этих услуг? У нас будет время в следующем месяце заниматься оказанием этих услуг?
— если заказчик по 2 месяца не согласовывает модели/ проекты и так далее — мы сможем продолжить оказание услуг?
Все эти вопросы помогают ответить на один и основной вопрос: при нарушении со стороны второго участника сделки, будет для нас сохраняться экономическая эффективность этого договора? От обратного, когда мы компонуем ответы на эти вопросы мы автоматически разрабатываем раздел по отказу / расторжению договора.
Ранее по теме Немного о возмездном оказании услуг: что прописывать в таких договорах, и на чем можно обжечься? Часть 1.
Лада Булавицкая,
основатель компании RetailTrusts.
Для NEW RETAIL
Последние новости
Самое популярное
- Интерактивные элементы, которые повышают онлайн-продажи и лояльность клиентов
- Изменения в маркировке безалкогольных напитков: как принимать и списывать товары...
- Как бизнесу выжить в «алом океане»: мнения экспертов
- VR и AR в ритейле: как технологии использовать в продажах
- Что продавать на Российских маркетплейсах в 2025 году: лучшие ниши и товары