Немного о возмездном оказании услуг. Часть 3. Понятийные обязательства
время публикации: 10:00 02 мая 2024 года
@Freepic
Лада Булавицкая, основатель компании RetailTrusts.
Вот мы и добрались до самой «вкусной» части исследования — до использования возмездного оказания услуг для оформления понятийных обязательств. Сразу оговорюсь, моя личная профессиональная позиция — эти виды сделок для продвинутых юристов. Для юристов, имеющих релевантный судебный опыт работы и большой багаж сделок за спиной. Риск ошибки — очень высок. Как следствие высоки риски финансовых потерь. Поэтому прежде чем вписываться в эти «блудняки» (коли уж мы пошли по этому жаргону) убедитесь, что у вас в команде есть два хороших схематозника: юрист и бухгалтер.
В том виде, в котором мы сейчас используем эти инструменты, они мало имеют отношения к мужикам в малиновых пиджаках и с золотыми цепями, хотя появлению этих инструментов, безусловно мы обязаны именно этим мужикам.
Оказание услуг для оформления понятийных договоренностей мы используем, когда не можем юридически оформить реальные договоренности сторон. И речь не идет о поставках запрещенных средств и женщинах с пониженной социальной ответственностью. Речь идет о ситуациях, когда сами обязательства выходят из правового поля либо по объекту, либо по субъекту на вполне законных основаниях.
Проще всего это понять на примере.
Предположим, есть здание, у которого два собственника. Вы взяли в аренду несколько помещений в здании, а оставшаяся часть здания принадлежит другому собственнику, который живет на Бали и в целом не хочет заниматься своей недвижимостью, в процессе эксплуатации вам понадобилось помыть здание (но глупо мыть только его половину), провести санитарную обработку, или устроить маркетинговое мероприятие во всем здании и на прилегающей территории.
Юридические ни вы, ни собственник вашей части здания не можете заключать никакие договоры, предметом которых будет чужая собственность и именно в такие моменты нам на помощь приходят договоры возмездного оказания услуг, когда по понятийным договоренностям вам проводят маркетинговые акции на площадях общего пользования, а договор у вас — на вкручивание лампочек.
Приведенный пример это утрированная условность (!). В целом нужно понимать одно, что возмездное оказание услуг можно использовать, когда:
— вы хотите размещать рекламу там, где ее размещать нельзя
— вы хотите купить / поставить то, на что у вас нет документации
— вы хотите разместить торговую точку (развал и пр.), там, где по закону этого делать нельзя
— вам нужно сдать / поставить/ передать что-то не от себя, а от третьего лица, по налоговым причинам или любым иным
Коротко: вам нужно сделать «то» или «с тем» или «с кем», что по закону, с чем по закону и с кем по закону — делать нельзя.
Сначала про плюсы.
Почему мы выбираем здесь именно возмездное оказание услуг? Во-первых, у возмездного оказания услуг не может быть результата. Во-вторых, правовой спектр возмездного оказания услуг настолько широк, что в целом можете заключать договор хоть на чистку перьев у ваших попугаев, хоть на полив цветов и задушевные разговоры с бонсаями.
А вот теперь о сложностях и нюансах. Что мы имеем в практике, вам, понятийно, должны были провести маркетинговую акцию, а по договору — полить цветы. Вы внесли аванс, маркетинговую акцию вам не провели, нужную понятийную услугу не оказали, требовать по договору вы можете только полива цветов, который в целом вам к черту не сдался. Или вы провели маркетинговую акцию, вам не заплатили, а доказать ее проведение вы не сможете, потому что должны были по договору лампочки вкручивать.
Поэтому в таких схемах, всю работу мы проводим в основном именно при подготовке договора, разбирать последствия неисполнения придется в правовом поле, а это будет достаточно сложно, дорого и долго.
При этом есть основные «крючки», за которые надо цепляться при подготовке такого договора:
1. Разделение финансовых потоков. Вне зависимости от того, на чьей вы стороне. По этим сделкам нельзя предусматривать ни 100% авансирования, ни 100% постоплаты. Согласитесь, что потерять 1 000 000 или потерять 10 000 000 — больно по-разному. То же самое и работать неделю или три месяца и остаться без оплаты — тоже больно по-разному.
2. Этапы услуг: must-have для таких сделок. Косвенно связан с первым пунктом. Не вписывайтесь сразу на большой объем, расписывайте услугу на максимальное количество этапов и каждый этап дотошно, день в день закрывайте актом. Самое главное, что договорные этапы «на вкручивание лампочек» должны полностью соответствовать по срокам реальным этапам услуг — это ключевой момент.
3. Выбирая, чем вы будете прикрывать реальные обязательства, выбирайте те услуги/товары/помещения и пр., которые реально есть у вас в арсенале, собственности и доступе. Не надо заключать договор на оказание маркетинговых услуг, если в целом ваша компания занимается поставкой цветмета. Этим вы лишите себя даже призрачной надежды на решение спора, при его возникновении.
Читайте также: Перезаключение, пролонгация, продление, возобновление: в чем разница, и как ее отразить в договоре аренды
4. Отказ от договора. Обязательно оставлять обеим сторонам право на односторонний отказ от договора с уведомлением за 30 дней, как то предусмотрено законом. Иногда это единственный способ отделаться малой кровью. С расторжением по вине гораздо сложней, и в целом общего совета тут не будет, кроме одного: добавляйте право на отказ с сокращенным сроком уведомления после каждого этапа услуги.
5. Убытки — строго и обязательно фиксируйте предельный объем возмещения убытков по договору. Упущенную выгоду исключайте сразу же. Оставляем только ущерб, который не может превышать суммы N.
6. Категорически, под страхом расстрела: исключайте из договора автоприемку услуг. Этот чертовский инструмент работает как шальное ружье даже в полностью «белых» сделках.
Здесь важно помнить, что разработка такой схемы – это не заполнение формы договора из консультанта, это подробная и детальная работа с менеджерами, вытаскивание «начинки» услуг, понимание юристом необходимой экономической эффективности от сделки и умение переложить это на бумагу. В целом, не могу сказать, что я большой сторонник такой работы, но большой поклонник — однозначно.
И самый сочный вопрос: нужно ли писать понятийку с реальными обязательствами. Нужно. Пишите и убирайте в сейф.
Что такое «понятийная сделка» и какова связь между сделками такого рода и оказанием услуг? Интересно, что появление этого типа сделок произошло еще в далекие 90-е, когда основной руководящей силой в бизнесе были мужчины, действующие «по понятиям». Сейчас идея таких договоренностей изменилась, но требует особых знаний и навыков.
Лада Булавицкая, основатель компании RetailTrusts.
Вот мы и добрались до самой «вкусной» части исследования — до использования возмездного оказания услуг для оформления понятийных обязательств. Сразу оговорюсь, моя личная профессиональная позиция — эти виды сделок для продвинутых юристов. Для юристов, имеющих релевантный судебный опыт работы и большой багаж сделок за спиной. Риск ошибки — очень высок. Как следствие высоки риски финансовых потерь. Поэтому прежде чем вписываться в эти «блудняки» (коли уж мы пошли по этому жаргону) убедитесь, что у вас в команде есть два хороших схематозника: юрист и бухгалтер.
Что такое понятийная сделка и какая связь с оказанием услуг?
В том виде, в котором мы сейчас используем эти инструменты, они мало имеют отношения к мужикам в малиновых пиджаках и с золотыми цепями, хотя появлению этих инструментов, безусловно мы обязаны именно этим мужикам.
Оказание услуг для оформления понятийных договоренностей мы используем, когда не можем юридически оформить реальные договоренности сторон. И речь не идет о поставках запрещенных средств и женщинах с пониженной социальной ответственностью. Речь идет о ситуациях, когда сами обязательства выходят из правового поля либо по объекту, либо по субъекту на вполне законных основаниях.
Проще всего это понять на примере.
Предположим, есть здание, у которого два собственника. Вы взяли в аренду несколько помещений в здании, а оставшаяся часть здания принадлежит другому собственнику, который живет на Бали и в целом не хочет заниматься своей недвижимостью, в процессе эксплуатации вам понадобилось помыть здание (но глупо мыть только его половину), провести санитарную обработку, или устроить маркетинговое мероприятие во всем здании и на прилегающей территории.
Юридические ни вы, ни собственник вашей части здания не можете заключать никакие договоры, предметом которых будет чужая собственность и именно в такие моменты нам на помощь приходят договоры возмездного оказания услуг, когда по понятийным договоренностям вам проводят маркетинговые акции на площадях общего пользования, а договор у вас — на вкручивание лампочек.
Приведенный пример это утрированная условность (!). В целом нужно понимать одно, что возмездное оказание услуг можно использовать, когда:
— вы хотите размещать рекламу там, где ее размещать нельзя
— вы хотите купить / поставить то, на что у вас нет документации
— вы хотите разместить торговую точку (развал и пр.), там, где по закону этого делать нельзя
— вам нужно сдать / поставить/ передать что-то не от себя, а от третьего лица, по налоговым причинам или любым иным
Коротко: вам нужно сделать «то» или «с тем» или «с кем», что по закону, с чем по закону и с кем по закону — делать нельзя.
Сначала про плюсы.
Почему мы выбираем здесь именно возмездное оказание услуг? Во-первых, у возмездного оказания услуг не может быть результата. Во-вторых, правовой спектр возмездного оказания услуг настолько широк, что в целом можете заключать договор хоть на чистку перьев у ваших попугаев, хоть на полив цветов и задушевные разговоры с бонсаями.
А вот теперь о сложностях и нюансах. Что мы имеем в практике, вам, понятийно, должны были провести маркетинговую акцию, а по договору — полить цветы. Вы внесли аванс, маркетинговую акцию вам не провели, нужную понятийную услугу не оказали, требовать по договору вы можете только полива цветов, который в целом вам к черту не сдался. Или вы провели маркетинговую акцию, вам не заплатили, а доказать ее проведение вы не сможете, потому что должны были по договору лампочки вкручивать.
Поэтому в таких схемах, всю работу мы проводим в основном именно при подготовке договора, разбирать последствия неисполнения придется в правовом поле, а это будет достаточно сложно, дорого и долго.
При этом есть основные «крючки», за которые надо цепляться при подготовке такого договора:
1. Разделение финансовых потоков. Вне зависимости от того, на чьей вы стороне. По этим сделкам нельзя предусматривать ни 100% авансирования, ни 100% постоплаты. Согласитесь, что потерять 1 000 000 или потерять 10 000 000 — больно по-разному. То же самое и работать неделю или три месяца и остаться без оплаты — тоже больно по-разному.
2. Этапы услуг: must-have для таких сделок. Косвенно связан с первым пунктом. Не вписывайтесь сразу на большой объем, расписывайте услугу на максимальное количество этапов и каждый этап дотошно, день в день закрывайте актом. Самое главное, что договорные этапы «на вкручивание лампочек» должны полностью соответствовать по срокам реальным этапам услуг — это ключевой момент.
3. Выбирая, чем вы будете прикрывать реальные обязательства, выбирайте те услуги/товары/помещения и пр., которые реально есть у вас в арсенале, собственности и доступе. Не надо заключать договор на оказание маркетинговых услуг, если в целом ваша компания занимается поставкой цветмета. Этим вы лишите себя даже призрачной надежды на решение спора, при его возникновении.
Читайте также: Перезаключение, пролонгация, продление, возобновление: в чем разница, и как ее отразить в договоре аренды
4. Отказ от договора. Обязательно оставлять обеим сторонам право на односторонний отказ от договора с уведомлением за 30 дней, как то предусмотрено законом. Иногда это единственный способ отделаться малой кровью. С расторжением по вине гораздо сложней, и в целом общего совета тут не будет, кроме одного: добавляйте право на отказ с сокращенным сроком уведомления после каждого этапа услуги.
5. Убытки — строго и обязательно фиксируйте предельный объем возмещения убытков по договору. Упущенную выгоду исключайте сразу же. Оставляем только ущерб, который не может превышать суммы N.
6. Категорически, под страхом расстрела: исключайте из договора автоприемку услуг. Этот чертовский инструмент работает как шальное ружье даже в полностью «белых» сделках.
Здесь важно помнить, что разработка такой схемы – это не заполнение формы договора из консультанта, это подробная и детальная работа с менеджерами, вытаскивание «начинки» услуг, понимание юристом необходимой экономической эффективности от сделки и умение переложить это на бумагу. В целом, не могу сказать, что я большой сторонник такой работы, но большой поклонник — однозначно.
И самый сочный вопрос: нужно ли писать понятийку с реальными обязательствами. Нужно. Пишите и убирайте в сейф.
Лада Булавицкая,
основатель компании RetailTrusts.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- Эксперты озвучили тренды в ритейле на 2024-2025 годы
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как сделать физический продукт с нуля в 2024 году, если есть только идея (опыт с...
- Как продавать на нескольких маркетплейсах: способы, советы, подводные камни