Рейтинг российских DIY-сетей по итогам 2021 года
время публикации: 10:00 15 декабря 2021 года
Уходящий год стал для ритейла в целом непростым. Как чувствовала себя индустрия продаж DIY-сегмента в 2021 году? Кто вошел в первую тройку игроков? Кто показывает стабильность? И какие факторы позволяют DIY-ритейлерам показывать отличные результаты?
Рассказывают эксперты агентства «Планограмма».Глобальные сбои в логистике, локдауны и общий экономический спад не могли обойти стороной и сегмент торговли товарами для стройки и домашнего ремонта.
Тем удивительнее, что на фоне общей депрессии рынка и оттока инвестиций российские DIY-продавцы зафиксировали невероятный, даже для лучших времен, рост продаж. По оценкам специалистов ИнфоЛайн, в начале 2021 рынок DIY «выстрелил» вверх на рекордные 17,5%. По итогам года эксперты ожидают не менее 16% роста в этом секторе рынка.
В первую тройку по росту торговых площадей вошли: Леруа Мерлен (с большим отрывом от конкурентов, прирост площади приблизительно 50 000 кв. метров), Максидом, после приобретения торговой сети Castorama увеличивший свое присутствие в зоне продаж при общем незначительном снижении объема торговых площадей. Третье же место занимает сеть OBI. Здесь также произошли некоторые «подвижки» по площадям. В целом тенденция к уменьшению размеров торговых площадок связана в большей степени с переходом части объема продаж в онлайн-формат. И неудивительно: локдаун резко способствовал наполнению клиентами виртуального рынка.
Устойчиво чувствуют себя на рынке DIY-ритейла торговые сети «Петрович», Бауцентр и «Мегастрой». Здесь можно говорить о стабильности: объем торговых площадей удалось удержать на доковидном уровне. Бауцентр даже ввел в игру еще один крупный торговый объект. По всей видимости ООО «Бауцентр Рус», принадлежащее экс-главе Калининграда, решило таким образом использовать на развитие бизнеса рекордную прибыль в 1,5 миллиарда рублей, зафиксированную в 2020 г.
Отдельно стоит выделить такого игрока на строительном рынке, как сеть ВсеИнструменты. Здесь расширение торговых площадей в 2021 г. не настолько внушительно, как у Леруа или Бауцентра, но поражает рост числа торговых объектов. На текущий день их уже более 480, что является абсолютным рекордом среди российских сетей строительной направленности. Для сравнения: у того же Леруа Мерлен по всей России 110 гипермаркетов.
Еще одна сеть, которая сумела осуществить в уходящем году уверенный захват новых территорий — «Строительный двор». Сегодня по числу торговых объектов (221) они находятся на втором месте в России.
Замыкают первую десятку торговые сети Сатурн, Аксон, и Торговый дом Вимос. У этих игроков строительного розничного рынка не произошло изменений ни в числе торговых объектов, ни в торговых площадях. В то же время их позиции в DIY-ритейле остаются на высоком уровне.
В целом участники топ-10 представляют примерно 60% российского рынка товаров для строительства и ремонта. Всего в стране сегодня работают около тысячи торговых сетей разного масштаба, предлагающих товары сектора «Сделай сам». Вне зависимости от масштаба, практически все из них завершают 2021 год с ростом продаж.
Причины парадоксальной на первый взгляд динамики оборотов строительного ритейла на фоне общей вяло-депрессивной ситуации вполне укладываются в рамки модели вынужденной трансформации экономического дискурса.
Так, в частности, рынок среагировал на запуск в России программы льготного ипотечного кредитования. По данным РБК, к середине лета текущего года россияне получили почти 600 тысяч льготных кредитов на покупку жилья в новостройках, общим объемом 1,8 триллиона рублей.
Соответственно в стране вырос спрос и на строительно-отделочные материалы, причем именно в рознице. Не стоит сбрасывать со счетов и факт резкого подорожания большинства товаров из этой группы. На некоторые стройматериалы розничные цены выросли более чем вдвое.
Вторая половина года, хотя и характеризовалась каскадным падением спроса на ипотечное кредитование вслед за изменением условий госпрограммы, «прогрев» DIY-рынка продолжился за счет введения в российских регионах противоэпидемических мер.
Читайте также: Из сетей DIY россияне больше всего доверяют ИКЕА и «Леруа Мерлен»
Значительная часть россиян перешла на режим удаленной работы. Таким образом у людей появилась возможность уделить внимание домашнему ремонту, приусадебному хозяйству и личным подворьям. Локдаун-фактор по сути выступил в роли “второй волны”, подхватившей на гребень только собиравшиеся пойти на спад продажи.
Рейтинг лидеров DIY-ритейла 2021 сформирован на основе динамики изменения общей торговой площади и числа единиц торговых объектов. Эти показатели достаточно точно иллюстрируют состояние отрасли в целом и даже позволяют косвенно прогнозировать ее динамику.
Так эксперты предполагают, что активный рост продаж товаров сегмента DIY продолжится до 2023 года. При этом пик продаж ожидается к концу прогнозируемого периода. А 2022 год, по всей видимости, будет охарактеризован некоторой «просадкой» рынка в связи со снижением роста цен по сравнению с уходящим годом.
К 2023 году, согласно прогнозам аналитиков, можно ожидать нового всплеска продаж. К этому моменту лидирующая роль может сместиться в сторону онлайн-ритейлеров, таких как Wildberries, AliExpress, Ozon и «Яндекс.Маркет». Рост их продаж в секторе DIY сегодня растет в среднем на 35% ежегодно. Объем рынка к окончанию прогнозируемого периода может достичь 2,8-3 триллионов рублей.
Евгения Бусина,
PR-специалист агентства мерчандайзинга «Планограмма».
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как сделать физический продукт с нуля в 2024 году, если есть только идея (опыт с...
- Как служба доставки помогает онлайн-продавцам находить новых покупателей в разны...
- Дайджест E-commerce: какие новые инструменты для работы на маркетплейсах были за...