Что делать, если шеф обратился к вам с поручением разработать ряд управленческих решений? Подробная инструкция по успешному выполнению – в нашем экспертном материале.
Несказанно повезло именно вам: шеф поручил разработать варианты управленческого решения. Возвращайтесь на рабочее место составлять план исследования. Ограничьте область рассмотрения вариантов, чтобы не утонуть в Интернет и не зарыться в первоисточниках.
Рисуйте на А4 таблицу участников: ваша организация, конкуренты, рынок и игроки, которые прямыми соперниками не являются. Можете добавить ещё две страны: домашнее государство, в котором находитесь, и гостевое, куда намереваетесь высадить предпринимательский десант.
Более сложная шахматка предусматривает поставщиков, посредников, клиентов, других участников основного или сопутствующих бизнесов, которые напрямую с вами не взаимодействуют, но в цепочке присутствуют, и на которых повлияют проекты готовящегося решения.
Желательно иметь чувство меры – можно расчертить детально или пройтись крупными мазками, чтобы отчётливо понять: чем ограничена область, на которую распространяется подготовка решения, и где размещены элементы пространства, находящиеся вне сферы изучения и потенциальных изменений.
Этот лист покажите первым в презентации готовых вариантов:
- сознательно упустил сырьё – предполагаю существование материала с желаемыми характеристиками
- решение не затронуло область юриспруденции – не прорабатывал патентное право
- готовил варианты исходя из таких-то предположений.
Покажите шахматку и сообщите: «из 24 квадрантов исследовал полтора десятка. И, кажется, в этих 15 областях всё хорошо». В остальных:
а) я не являюсь экспертом;
б) они, возможно, не так важны;
с) вероятно, сейчас можно не исследовать эти области, потому что непонятно, какие варианты сочтут предпочтительными.
Факт принятия предварительного, промежуточного или временного решения сузит количество квадрантов, которые будете рассматривать и станете глубоко изучать. Это первая итерация и, если нет наброска приемлемого варианта или сочетания – процесс поиска станет бесконечным.
Запланируйте график активности, на проработку вариантов выделяйте фиксированное время: по полдня, 4 часа или 30 минут. Требуется блицрешение – в ячейках шахматки пишите угрозы, риски и ограничения, приходящие на ум первыми.
Без формального графика уйдёте в дебри, сотворите избыточные трактаты. Формулируйте квинтэссенцию: несколько ожидаемых предложений, базисную платформу для осуществления выбора. План позволит уделять равномерное время каждой области, в которой будете готовить и проверять варианты.
После ограничения зон исследования вплотную займитесь рисками: осознайте какие опасности несут предстоящие альтернативы. Не простые случаи: переместить рядового специалиста, запустить типовой продукт, а крупные, значимые, серьёзные, от которых зависит жизнь коллективов, выживаемость компании.
Риски бывают разных типов и анализ может провести специалист либо команда, в которой каждый занимается узким направлением: технологические риски прорабатывают технологи, производственные – инженеры, юридические заботят адвокатов.
Проработка рисков важна, чтобы руководителю не нужно было заботиться о вторичных вещах. Начальник, прочитывая проект решения, с большой вероятностью по разным причинам поймёт не всё из того, что написано. Неминуемо возникнут дополнительные и уточняющие пожелания.
Первый вопрос, который руководитель задаст: «Что произойдёт, если сделаю, как предложено»? Второй: «Что будет, если этого не предприму»? И тут материализуются возможные риски, которые желательно отработать и просчитать заранее.
Риски важнее возможностей. Захватывать рынок желательно не любой ценой, потому что можно ворваться в новую страну, но потерять домашний рынок серьёзным задействованием ресурсов и выездом лучших специалистов. Легкомысленная переброска технических средств приведёт к потерям несоразмерным новым завоеваниям.
Тщательнейшее внимание следует уделить прямым и косвенным угрозам. Что произойдёт, если выводите продукт на рынок: такого предложения не было, но технология демонстрируется и вас быстро повторят – предусмотрите угрозу копирования.
Запускаете продукт, являющийся симбиозом решений конкурентов: в наличии свойства А, В и С. У одного из конкурентов есть А и В, у другого – В и С. У каждого не хватает третьего: порождаете соперников, которые догонят, внедрив недостающие компоненты.
Фундаментальное заблуждение подготовки решений: недооцениваем конкурентов, считаем себя умнее и прогрессивнее, предполагаем, что столь мудры только мы. Носимся с идеей, забывая, что в других компаниях есть похожие специалисты, и, возможно, по каким-то критериям соперникам даже проще реализовать то, что мы только намереваемся сделать.
Угрозы гораздо важнее возможностей. Требуем ресурсов, увлечены процессом, слегка везде пренебрежём, недооценим конкурентов. Мощно заявимся на рынке, разошлём пресс-релизы, организуем яркие ивенты, сделаем масштабный заход, а выходит вяло: проработка угроз жизненно важна.