0/5

Российское авторское общество: как делать миллионы из ничего

время публикации: 14:00  10 апреля 2015 года
В апреле 2015 года исполняется 305 лет первому в истории закону об авторских правах — Статуту королевы Анны. «Акт о поощрении учёности путём наделения авторов и покупателей правами на копирование печатных книг на нижеуказанный период времени» предопределил развитие охраны авторских прав в Британии и США на три столетия вперёд. Он наделял авторов книг исключительными правами на их творения сроком на 14 лет с возможностью продления ещё на 14, по истечении которых издание становилось общественным достоянием.

С тех пор авторское право в большинстве стран расширилось и видоизменилось, но в основе его лежит всё тот же принцип, озвученный в Статуте 1710 года — автор волен распоряжаться всей полнотой прав на своё произведение, как ему заблагорассудится. Единый документ на эту тему был создан в Берне в 1886 году. Бернская конвенция, установившая общий для всех порядок регистрации и охраны авторских прав, действует и поныне, причём США присоединились к ней только в 1988 году, а современная Россия — в 1995.

Depositphotos_8003105_s.jpg

В России охраной авторских прав в числе прочих занимается Российское авторское общество (РАО) — общественная организация, представляющая коллективные интересы отечественных авторов, в первую очередь музыкантов. Эта контора с весьма сомнительной репутацией существует с 1993 года, но прославилась она лишь в конце 2000-х после ряда громких абсурдных дел против организаторов концертов. Самый известный случай — иск против организаторов выступления Deep Purple в Ростове-на-Дону в 2008 году. Тогда РАО потребовала от компании-промоутера полмиллиона рублей за то, что Deep Purple играли на концерте свои собственные песни без лицензионного договора с РАО. Разгорелся громкий медиаскандал, который, впрочем, никак не помог компании-ответчику — при повторном рассмотрении иска суд всё-таки его удовлетворил.

Знакомьтесь — РАО

Итак, что же это за организация и за что её так не любят?

По сути, Российское авторское общество — банальный посредник: организации сдают туда отчёты о публичных исполнениях и воспроизведениях защищённых авторским правом песен и платят за это прописанную в законе мзду, а РАО распределяет полученные деньги между авторами. Система несложная и вроде бы работающая.

На деле же РАО — контора подозрительно непрозрачная. По данным на 2008 год, из собранных более чем 2 млрд руб. на авторские отчисления пошло не больше 40% этой суммы. Куда подевались остальные деньги — загадка. При этом год от года приход компании растёт: в 2011 году сборы составили уже почти 3 млрд руб.

Заправляет конторой Сергей Федотов — фигурант уголовного дела, возбуждённого по заявлению его предшественника Владимира Твердовского, у которого Федотов «отжал» должность в середине 2000-х. Уголовное дело по статье 159, часть 4 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере» в итоге развалилось, как утверждают разные источники, из-за связей обвиняемого в высоких кабинетах. По оценке «Парламентской газеты», в 2008 году гендиректор РАО на пару со своей матерью-бухгалтером Верой Федотовой ежемесячно выводили не меньше миллиона долларов на собственные счета за счёт фиктивных договоров с авторами и невыплат отчислений авторам настоящим.

Depositphotos_4276875_s.jpg

Должность вице-президента Авторского совета РАО сейчас занимает певец и композитор Юрий Антонов, не выпустивший ни одной новой песни за последние 20 лет. Кроме него в совет входят ещё несколько видных деятелей отечественного искусства, в их числе продюсер Игорь Матвиенко, композиторы Александра Пахмутова, Вячеслав Добрынин, Владимир Пресняков-старший, Эдуард Артемьев, писатель Лион Измайлов и другие.

Любимым занятием РАО в последние годы стала подача крупных исков к компаниям, нарушающим авторские права. Среди них попадаются рестораны, магазины, кинотеатры, промоутеры, радиостанции, телеканалы и многие другие виды бизнеса. Борьба идёт с переменным успехом: часть судов общество выигрывает, часть «сливает»: в любом случае, в медиаполе за последние шесть лет РАО — уверенный завсегдатай.

Подвиги и жертвы

Массированную атаку на умы обывателей общество начало с Ростова-на-Дону. Практически одновременно с историей про Deep Purple РАО «наехало» на ту же компанию-промоутера — ООО «Юг-Арт» из-за концерта «Хора Турецкого». По заявлению РАО, на этом мероприятии музыканты исполняли композиции, на которые организатор не заключил с обществом лицензионный договор. Причём среди авторов, якобы подписавших иск, оказался писатель Леонид Каганов, ошибочно указанный как автор слов песни Бориса Гребенщикова «Город золотой». Каганов раздул из этой истории внушительный скандал — но суд всё равно взыскал с «Юг-Арта» 810 тыс. руб. в пользу РАО. А ещё через пару месяцев многострадальная компания получила «контрольный» иск от РАО с теми же претензиями, но уже относительно концерта группы Scorpions. В 2010 году по этому иску суд взыскал с «Юг-Арта» ещё 811 тыс. руб. С тех пор об организаторе практически ничего не слышно.

По аналогичной схеме действовала контора и в ситуациях с концертами Beyonce, «Арии», «Любэ», «Машины Времени», Muse и Yellowcard. Лишь в последнем случае суд вынес решение не в пользу РАО, все же остальные иски были удовлетворены.

Вдоволь насладившись живыми концертами, РАО переключилось на кинотеатры, филармонии и общепит. Первой ласточкой стал кинотеатр в Каменске-Уральском, который контора засудила за прокат фильмов без лицензионных отчислений в адрес авторов музыки, несмотря на то, что кинотеатр имел лицензии на прокат картин целиком. При этом местное отделение РАО навлекло на себя проверки прокуратуры, которая обнаружила в его деятельности нарушения закона, однако же особого результата это не дало. Те же самые претензии общество выдвинуло и к екатеринбургскому кинотеатру «Салют», но суд проиграло.

copyright.jpg

После кино работники РАО решили сходить в филармонию. Под раздачу попали сразу три культурных учреждения в Москве, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, причём вменяли им... незаконное исполнение музыки давным-давно умерших Баха и Моцарта. Суд дело завернул, однако поборники копирайта во всеуслышание заявили, что намерены идти до конца.

Между культурными мероприятиями РАО не забывает и о массовых зрелищах. Так, в 2009 году организация потребовала от Российской футбольной премьер-лиги платить за исполнение на стадионах перед матчами «Футбольного марша» Матвея Блантера — но дело заглохло, когда наследница композитора заявила, что считает марш общественным достоянием. А в 2014 году суд Нижнего Новгорода взыскал с местного цирка больше миллиона рублей за незаконное использование музыки на протяжении нескольких лет.

За последнее время от РАО здорово досталось и ритейлу. Начала организация с кафе, ресторанов и гостиниц, попытавшись обложить их данью за включённое радио и выступления музыкантов. В 2012 году примерная сумма ежемесячной выплаты составляла от 1 до 10 тыс. руб. в зависимости от региона и размеров ресторана. Похожая ситуация сложилась и в магазинах, где играет музыка: РАО потребовало платить авторские отчисления с каждого метра торговой площади.

Ну а самый резонансный случай произошёл в 2010 году, когда в преддверии 9 мая РАО наехало на самарский хор ветеранов — и ожидаемо получило по рукам от всех, кто посчитал нужным высказаться. Заглушать поднявшийся в медиасреде шум пришлось несколько месяцев, а сам хор получил приглашение выступить в Москве на концерте в честь Дней интеллектуальной собственности.

Сегодня Российское авторское общество находится в полном здравии и продолжает снимать сливки статуса государственной монополии. Свежая инициатив Федотова, созданная в соавторстве с режиссёром Никитой Михалковым — введение налога на интернет — пару месяцев назад всё же провалилась, но вряд ли это существенно изменило положение идеологов всей этой истории. Тремя годами раньше РСП — Российский союз правообладателей, ещё одна структура под управлением Сергея Федотова — протолкнул так называемый «однопроцентный сбор Михалкова» с продажи любых медианосителей на территории России. Это миллиарды рублей ежегодно.

В руках Федотова и нескольких связанных с ним людей сейчас находится вся система авторских сборов в России, в которую помимо РАО и РСП входит также Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). По сути, это коррупционный проект федерального масштаба, который не первый год забирается в карманы каждого, до кого может дотянуться — а дотягиваются их жадные руки практически до всех.

Положением дел в авторском праве интересовался Алексей Максимук

0
Реклама на New Retail. Медиакит