Синергия онлайн и офлайн: итоги года 2021 года на рынке торговой недвижимости
время публикации: 10:00 14 декабря 2021 года
Фото: Авито Недвижимость
Эксперт рассказал New Retail об итогах года в сегменте торговых площадей и поделился своими видением развития рынка в 2022 году.
Рынок интернет-торговли в России устойчиво растет: по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), только за первые девять месяцев текущего года выручка российского e-commerce составила 2,41 трлн рублей — это больше, чем все онлайн-продажи в 2019 году.
Учитывая массовый переход покупателей в онлайн, ритейлеры были вынуждены оптимизировать количество офлайн-точек и адаптировать их под меняющиеся запросы бизнеса и потребителя. На этом фоне рынок коммерческой недвижимости в 2021 году претерпел следующие изменения:
● «Из точки продаж — в мультиформатный объект»
Торговые помещения перестали быть исключительно местом совершения покупки. Для привлечения и поддержания клиентского трафика собственникам торговой недвижимости было необходимо расширить формат имеющихся площадей, предлагая сервисные и развлекательные услуги.
Магазины по сути стали переформатироваться в мультиформатные объекты, где одновременно могут располагаться торговая витрина, пункт выдачи онлайн-заказов и сервисный центр.
● «Из центра — в спальные районы»
С распространением удаленных и гибридных режимов работы и учебы, востребованной стала локальная инфраструктура и магазины формата «у дома». Они стали альтернативой крупным торговым центрам и галереям в центральной части города: так, по данным Авито Недвижимости, в Москве спрос на покупку торговых объектов, к примеру, вблизи метро «Охотный ряд» с начала года снизился в полтора раза (-70% год к году), в то время как в спальных районах, в частности, вблизи станций «Строгино» и «Ясенево» интерес к аренде торговых помещений вырос — на 18% и более чем в три раза с начала года соответственно.
В результате на рынке коммерческой недвижимости самым востребованным типом объектов стали помещения свободного назначения (ПСН), которые обычно занимают первые этажи жилых домов и могут быть адаптированы под магазин, кофейню, салон красоты или другую инфраструктуру. На Авито Недвижимости по итогам ноября на ПСН пришлось наибольшая часть всех запросов потенциальных покупателей и арендаторов коммерческих площадей в России — 46% и 41%. При этом с начала года спрос на покупку помещений свободного назначения на Авито Недвижимости вырос на 23% (+11% год к году), а на аренду — на 29% (+37% год к году).
Читайте также: Спрос на аренду коммерческих площадей в России вырос на 14%
● «Из онлайна в офлайн, и наоборот»
Для создания позитивного клиентского опыта физические торговые точки начали объединять преимущества онлайна и офлайна, обеспечивая бесшовный переход от интернет-покупок к традиционному шопингу. Так, сегодня можно заказать товар на сайте онлайн, а получить его уже в магазине и лично пообщаться с продавцом. Или же выбрать товары в супермаркете «вживую», а оплатить их — онлайн на кассе самообслуживания без контакта с кассиром.
Помимо этого, ритейлеры стали чаще объединять торговые точки со складами, оптимизируя логистику и развивая сервисы доставки. Предприниматели, которые заинтересованы в подобном решении и ищут подходящий объект на Авито Недвижимости, как правило, подписываются на обновления сразу по нескольким категориям объявлений — «склады», «торговые площади», «помещения свободного назначения», а понравившиеся варианты сохраняют в подборки.
Учитывая, что самые интересные коммерческие объекты довольно быстро находят покупателей и арендаторов, это позволяет не пропустить уникальные и выгодные предложения.
Анализируя динамику на рынке торговых площадей, можно отметить, что пока показатели спроса и предложения находятся ниже значений 2019 года и не вернулись на допандемийный уровень. Однако отрасль взяла курс на реабилитацию и восстановление: по данным Авито Недвижимости, относительно прошлого года интерес российских предпринимателей к аренде торговых объектов повысился на 6% (+1% с января 2021 г.), к покупке — на 1% (+8% с января 2021 г.).
Подробнее — в Таблице 1.
С одной стороны, текущая непредсказуемость эпидемиологической ситуации и сохранение ряда ограничительных мер, негативно отражаются на темпах восстановления рынка торговой недвижимости и существенно осложняют ее дальнейшее развитие. С другой стороны, мы видим, что в отрасли активно появляются новые игроки, которые создают спрос и занимают текущие свободные помещения, адаптируя их под новые потребительские запросы.
Мы ожидаем, что в перспективе рынок торговой недвижимости продолжит плавно восстанавливаться после длительного кризисного периода. При этом некоторые ритейлеры будут сокращать количество физических торговых точек, а часть из них может полностью изменить формат — например, уйти от офлайн-продаж и сфокусироваться на доставке.
Другие же магазины и торговые точки будут больше сконцентрированы на создании уникального клиентского опыта, который будет дополнять процесс совершения покупок в онлайн-среде. Это касается как дальнейшего развития сервисного обслуживания (в том числе разных опций доставки), так и технологических решений. К примеру, крупные торговые сети (такие как “Азбука Вкуса”, “ВкусВилл”, Metro, X5 Group) уже тестируют и открывают магазины без касс и продавцов, где покупатели могут самостоятельно сканировать товары и оплачивать их через приложение или на карте самообслуживания.
Торговая недвижимость постепенно восстанавливается, – показатели спроса и предложения растут. Одновременно с этим меняется ее «лицо», и главным фактором, стимулирующим эти изменения, является развитие электронной коммерции. Какие тренды в сегменте уже проявляют себя очень ярко, а какие будут определять жизнь торговых объектов в 2022 году?
В этом году отрасль коммерческой недвижимости продолжила восстанавливаться после кризисного 2020 года: показатели спроса и предложения идут вверх, однако говорить о полной реабилитации рынка по-прежнему рано, считает Тимур Зайцев, руководитель направления коммерческой недвижимости Авито Недвижимости. Эксперт рассказал New Retail об итогах года в сегменте торговых площадей и поделился своими видением развития рынка в 2022 году.
E-commerce диктует новые правила
Рынок интернет-торговли в России устойчиво растет: по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), только за первые девять месяцев текущего года выручка российского e-commerce составила 2,41 трлн рублей — это больше, чем все онлайн-продажи в 2019 году.
Учитывая массовый переход покупателей в онлайн, ритейлеры были вынуждены оптимизировать количество офлайн-точек и адаптировать их под меняющиеся запросы бизнеса и потребителя. На этом фоне рынок коммерческой недвижимости в 2021 году претерпел следующие изменения:
● «Из точки продаж — в мультиформатный объект»
Торговые помещения перестали быть исключительно местом совершения покупки. Для привлечения и поддержания клиентского трафика собственникам торговой недвижимости было необходимо расширить формат имеющихся площадей, предлагая сервисные и развлекательные услуги.
Магазины по сути стали переформатироваться в мультиформатные объекты, где одновременно могут располагаться торговая витрина, пункт выдачи онлайн-заказов и сервисный центр.
● «Из центра — в спальные районы»
С распространением удаленных и гибридных режимов работы и учебы, востребованной стала локальная инфраструктура и магазины формата «у дома». Они стали альтернативой крупным торговым центрам и галереям в центральной части города: так, по данным Авито Недвижимости, в Москве спрос на покупку торговых объектов, к примеру, вблизи метро «Охотный ряд» с начала года снизился в полтора раза (-70% год к году), в то время как в спальных районах, в частности, вблизи станций «Строгино» и «Ясенево» интерес к аренде торговых помещений вырос — на 18% и более чем в три раза с начала года соответственно.
В результате на рынке коммерческой недвижимости самым востребованным типом объектов стали помещения свободного назначения (ПСН), которые обычно занимают первые этажи жилых домов и могут быть адаптированы под магазин, кофейню, салон красоты или другую инфраструктуру. На Авито Недвижимости по итогам ноября на ПСН пришлось наибольшая часть всех запросов потенциальных покупателей и арендаторов коммерческих площадей в России — 46% и 41%. При этом с начала года спрос на покупку помещений свободного назначения на Авито Недвижимости вырос на 23% (+11% год к году), а на аренду — на 29% (+37% год к году).
Читайте также: Спрос на аренду коммерческих площадей в России вырос на 14%
● «Из онлайна в офлайн, и наоборот»
Для создания позитивного клиентского опыта физические торговые точки начали объединять преимущества онлайна и офлайна, обеспечивая бесшовный переход от интернет-покупок к традиционному шопингу. Так, сегодня можно заказать товар на сайте онлайн, а получить его уже в магазине и лично пообщаться с продавцом. Или же выбрать товары в супермаркете «вживую», а оплатить их — онлайн на кассе самообслуживания без контакта с кассиром.
Помимо этого, ритейлеры стали чаще объединять торговые точки со складами, оптимизируя логистику и развивая сервисы доставки. Предприниматели, которые заинтересованы в подобном решении и ищут подходящий объект на Авито Недвижимости, как правило, подписываются на обновления сразу по нескольким категориям объявлений — «склады», «торговые площади», «помещения свободного назначения», а понравившиеся варианты сохраняют в подборки.
Учитывая, что самые интересные коммерческие объекты довольно быстро находят покупателей и арендаторов, это позволяет не пропустить уникальные и выгодные предложения.
Анализируя динамику на рынке торговых площадей, можно отметить, что пока показатели спроса и предложения находятся ниже значений 2019 года и не вернулись на допандемийный уровень. Однако отрасль взяла курс на реабилитацию и восстановление: по данным Авито Недвижимости, относительно прошлого года интерес российских предпринимателей к аренде торговых объектов повысился на 6% (+1% с января 2021 г.), к покупке — на 1% (+8% с января 2021 г.).
Подробнее — в Таблице 1.
Таблица 1. Динамика показателей на рынке торговой недвижимости в России, данные Авито Недвижимости на 1 декабря 2021 г. по итогам прошедшего месяца
Тип сделки
|
Спрос
|
Предложение
|
Средняя цена за кв.м
|
||||
Изменение за год
|
Изменение за 2 года
|
Изменение за год
|
Изменение за 2 года
|
Изменение за год
|
Изменение за 2 года
|
Значение цены в 2021
|
|
Аренда
|
6%
|
-15%
|
-5%
|
-5%
|
16%
|
25%
|
1 000
|
Покупка
|
1%
|
-9%
|
3%
|
-8%
|
34%
|
45%
|
78 361
|
Фокус на уникальный клиентский опыт
С одной стороны, текущая непредсказуемость эпидемиологической ситуации и сохранение ряда ограничительных мер, негативно отражаются на темпах восстановления рынка торговой недвижимости и существенно осложняют ее дальнейшее развитие. С другой стороны, мы видим, что в отрасли активно появляются новые игроки, которые создают спрос и занимают текущие свободные помещения, адаптируя их под новые потребительские запросы.
Мы ожидаем, что в перспективе рынок торговой недвижимости продолжит плавно восстанавливаться после длительного кризисного периода. При этом некоторые ритейлеры будут сокращать количество физических торговых точек, а часть из них может полностью изменить формат — например, уйти от офлайн-продаж и сфокусироваться на доставке.
Другие же магазины и торговые точки будут больше сконцентрированы на создании уникального клиентского опыта, который будет дополнять процесс совершения покупок в онлайн-среде. Это касается как дальнейшего развития сервисного обслуживания (в том числе разных опций доставки), так и технологических решений. К примеру, крупные торговые сети (такие как “Азбука Вкуса”, “ВкусВилл”, Metro, X5 Group) уже тестируют и открывают магазины без касс и продавцов, где покупатели могут самостоятельно сканировать товары и оплачивать их через приложение или на карте самообслуживания.
Тимур Зайцев,
руководитель направления коммерческой недвижимости Авито Недвижимости.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...