Смерть рынка аренды: что будет с торговыми центрами после кризиса?
время публикации: 10:00 25 июня 2020 года
Карантин вынудил бизнес резко уйти в онлайн. Перестроиться удалось не всем, но те, у кого это получилось, всерьез задумываются, стоит ли возвращаться к прежней жизни после отмены ограничений.
О том, какая судьба ждет торговые центры, рассуждает руководитель отдела аренды мебельного холдинга «Ангстрем» Алла Барыгина.Единовременного открытия торговых центров после окончания карантина, как мы видели, не состоялось, снятие ограничений поэтапное и многим еще только предстоит входить снова в прежнее русло.
И у меня не очень хорошие новости: в регионах, в которых торговые центры уже возобновили работу, поток посетителей был значительным только в первые несколько дней – люди просто засиделись дома.
Но, к сожалению, платежеспособность населения снизилась, трафик уже не так уверенно конвертируется в покупки. А это значит, что торговые центры будут вынуждены перестраиваться под новые условия рынка, в том числе, чтобы не потерять арендаторов.
Деятельность нашей компании, как и всей мебельной отрасли, безусловно, пострадала от последних событий. Поскольку простой оказался вынужденным и непрогнозируемым, возникла потребность в новых договоренностях с арендодателями. Надо сказать, что до карантина «Ангстрем» получал льготы в минимальном объеме: арендодатели не боялись потерять арендаторов, поскольку имели длинный лист ожидания. И сегодня часть арендодателей, преследуя свою выгоду, пытаются распределить понесенные ими затраты, не учитывая наши интересы. К примеру, принуждают оплачивать эксплуатационные расходы в полном объеме, аргументируя это своей потребностью в деньгах и необходимостью погашать долги перед сбытовыми организациями; оплачивать львиную долю арендной платы, ссылаясь на потребность в погашении кредитов и выплаты зарплаты своим сотрудникам.
Но сегодня рынок арендных отношений показывает устойчивое снижение спроса, и владельцы вынуждены предлагать льготные условия. Некоторые торговые центры все же пытаются найти свою выгоду и включить в договоры «привязывающие» условия.
Например, в договорах аренды появляются пункты об отсутствии возможности расторжения до конца года. Другой распространенный вариант – предложение в случае досрочного расторжения доплатить разницу между размером арендной ставки по договору и льготной ставкой.
Тут я могу сказать одно: у нас довольно жесткая позиция, и с теми, с кем договоренности по льготным арендным ставкам достигнуты не будут, мы планируем расторгнуть соглашения.
Но не все так плохо: я хочу отметить тех арендодателей, которые, понимая всю сложность ситуации, показали лояльность и стремление к продолжению партнерских отношений. Они не начислили арендную плату в период карантина, либо снизили ее до максимально допустимого предела. В результате из-за пандемии нам удалось сэкономить 85% арендного бюджета в апреле и 80% в мае.
Онлайн-торговля, при грамотном подходе, очень прибыльна. Нам удалось в кратчайшие сроки усовершенствовать процессы, реструктурировать call-центр, в результате чего продажи в интернет-магазине весной увеличились в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выручка холдинга от торговли в сети растет, соответственно, потребность в арендных площадях становится меньше.
Читайте также: Уроки прошлого: повторит ли рынок недвижимости сценарии 2008 и 2014 годов?
Сегодня необходимы большие площади, порядка 500-1000м2, которые используются исключительно как демонстрационные салоны и пункты выдачи заказов. Это позволит показать покупателю максимально полный ассортимент нашей продукции, как коллекций, так и цветовых решений.
В этом качестве вполне подойдет и стрит-ритейл со значительно более низкими арендными ставками, хорошим трафиком, наглядностью и доступностью продукции, совершенно не обязательно арендовать площади в торговых центрах, оплачивая базовую аренду и эксплуатацию. ТЦ аккумулируют в себе множество различных магазинов и бутиков, стрит-ритейл же позволяет обратиться к своему потребителю напрямую, отслеживать особенности взаимодействия «бренд-клиент» и быстрее привлечь покупателя демонстрацией обслуживания.
Безусловно, выбор локации довольно кропотливое занятие, требующее учитывать множество факторов, однако, позволит обеспечить достаточный объем покупателей и приумножить прибыльность бизнеса, проанализировав покупательские привычки за короткий период времени и быстро принять важное для развития бизнеса решение.
Алла Барыгина,
руководитель отдела аренды мебельного холдинга «Ангстрем».
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...