0/5

Смерть рынка аренды: что будет с торговыми центрами после кризиса?

Смерть рынка аренды: что будет с торговыми центрами после кризиса?
время публикации: 10:00  25 июня 2020 года
Карантин вынудил бизнес резко уйти в онлайн. Перестроиться удалось не всем, но те, у кого это получилось, всерьез задумываются, стоит ли возвращаться к прежней жизни после отмены ограничений.
Смерть рынка аренды: что будет с торговыми центрами после кризиса?О том, какая судьба ждет торговые центры, рассуждает руководитель отдела аренды мебельного холдинга «Ангстрем» Алла Барыгина.

Единовременного открытия торговых центров после окончания карантина, как мы видели, не состоялось, снятие ограничений поэтапное и многим еще только предстоит входить снова в прежнее русло. 

И у меня не очень хорошие новости: в регионах, в которых торговые центры уже возобновили работу, поток посетителей был значительным только в первые несколько дней – люди просто засиделись дома. 

Но, к сожалению, платежеспособность населения снизилась, трафик уже не так уверенно конвертируется в покупки. А это значит, что торговые центры будут вынуждены перестраиваться под новые условия рынка, в том числе, чтобы не потерять арендаторов.

Деятельность нашей компании, как и всей мебельной отрасли, безусловно, пострадала от последних событий. Поскольку простой оказался вынужденным и непрогнозируемым, возникла потребность в новых договоренностях с арендодателями. Надо сказать, что до карантина «Ангстрем» получал льготы в минимальном объеме: арендодатели не боялись потерять арендаторов, поскольку имели длинный лист ожидания. И сегодня часть арендодателей, преследуя свою выгоду, пытаются распределить понесенные ими затраты, не учитывая наши интересы. К примеру, принуждают оплачивать эксплуатационные расходы в полном объеме, аргументируя это своей потребностью в деньгах и необходимостью погашать долги перед сбытовыми организациями; оплачивать львиную долю арендной платы, ссылаясь на потребность в погашении кредитов и выплаты зарплаты своим сотрудникам.

Но сегодня рынок арендных отношений показывает устойчивое снижение спроса, и владельцы вынуждены предлагать льготные условия. Некоторые торговые центры все же пытаются найти свою выгоду и включить в договоры «привязывающие» условия. 

Например, в договорах аренды появляются пункты об отсутствии возможности расторжения до конца года. Другой распространенный вариант – предложение в случае досрочного расторжения доплатить разницу между размером арендной ставки по договору и льготной ставкой. 

Смерть рынка аренды: что будет с торговыми центрами после кризиса?

Тут я могу сказать одно: у нас довольно жесткая позиция, и с теми, с кем договоренности по льготным арендным ставкам достигнуты не будут, мы планируем расторгнуть соглашения. 

Но не все так плохо: я хочу отметить тех арендодателей, которые, понимая всю сложность ситуации, показали лояльность и стремление к продолжению партнерских отношений. Они не начислили арендную плату в период карантина, либо снизили ее до максимально допустимого предела. В результате из-за пандемии нам удалось сэкономить 85% арендного бюджета в апреле и 80% в мае.

Онлайн-торговля, при грамотном подходе, очень прибыльна. Нам удалось в кратчайшие сроки усовершенствовать процессы, реструктурировать call-центр, в результате чего продажи в интернет-магазине весной увеличились в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выручка холдинга от торговли в сети растет, соответственно, потребность в арендных площадях становится меньше. 




Читайте также: Уроки прошлого: повторит ли рынок недвижимости сценарии 2008 и 2014 годов?




Сегодня необходимы большие площади, порядка 500-1000м2, которые используются исключительно как демонстрационные салоны и пункты выдачи заказов. Это позволит показать покупателю максимально полный ассортимент нашей продукции, как коллекций, так и цветовых решений. 

В этом качестве вполне подойдет и стрит-ритейл со значительно более низкими арендными ставками, хорошим трафиком, наглядностью и доступностью продукции, совершенно не обязательно арендовать площади в торговых центрах, оплачивая базовую аренду и эксплуатацию. ТЦ аккумулируют в себе множество различных магазинов и бутиков, стрит-ритейл же позволяет обратиться к своему потребителю напрямую, отслеживать особенности взаимодействия «бренд-клиент» и быстрее привлечь покупателя демонстрацией обслуживания. 

Безусловно, выбор локации довольно кропотливое занятие, требующее учитывать множество факторов, однако, позволит обеспечить достаточный объем покупателей и приумножить прибыльность бизнеса, проанализировав покупательские привычки за короткий период времени и быстро принять важное для развития бизнеса решение. 

Алла Барыгина, 
руководитель отдела аренды мебельного холдинга «Ангстрем».



0
Реклама на New Retail. Медиакит