0/5

Подпишитесь на новости ритейла
и выигрывайте призы!

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Сознание подростка и страсть к деньгам: отбросьте иллюзии, если хотите работать с китайскими производителями!

Сознание подростка и страсть к деньгам: отбросьте иллюзии, если хотите работать с китайскими производителями!
«Представьте сознание 10-12 летнего подростка, вычтите фантазию и креативность, добавьте титаническое самоуважение и феноменальную страсть к деньгам – и вы получите современного китайца», – Максим Григорьев уже 12 лет живет в Китае и сотрудничает с китайскими коллегами на производстве. И его опыт трудно переоценить…
Сознание подростка и феноменальная страсть к деньгам: отбросьте иллюзии, если хотите работать с китайскими производителями!

Почему я пишу эту статью? Во-первых, попросил один очень авторитетный человек, и отказать было нельзя. Во-вторых, и сам давно уже хотел вставить свои «5 копеек» в информационно-публицистический паноптикум, которым обрастает Китай в российском медиа-пространстве. Автор данной статьи живет в Китае уже 12 лет и не просто живет, а пытается работать в, пожалуй, самой негуманной отрасли – производстве. Поэтому прошу благосклонного читателя отнестись к сему повествованию с пониманием и долей сарказма.

Китайцы, пожалуй, самая уникальная нация на нашей планете. Несмотря на всю академическую серьезность их многовековой истории и самобытной культуры, стремление понастроить кучу ультрасовременных небоскребов и сверхскоростных железных дорог, никто в современном мире не воспринимает их всерьез. Ничего кроме снисходительной иронии,  китайцам так и не удалось выжать из своего сверхдержавного статуса «второй экономики мира». 

Когда во второй половине 19 века Китай стал доступен для профессионального изучения западноевропейскими университетами, логика самых скрупулезных исследователей сломалась о непостижимость китайской ментальности и мировоззрения. Китайцев дружно окрестили «инопланетянами» и гуманитарная профессура мира оставила их в покое. Но алчущий сверхприбылей бизнес не смирился и нашел способы использовать китайцев «по уму», но уже много лет спустя. Да, относиться к китайцам даже как к туркам или полякам у современного мира не получается, но получать выгоду от сотрудничества с Китаем тем не менее можно. Доказано лучшими коммерсантами мира. Итак…


Китаец как деловой партнер

Главный анекдот, который нужно помнить при ведении бизнеса в Китае: «Сначала я молил Бога о велосипеде, но потом я понял, как работает Бог,… поэтому я украл велосипед и стал молить Бога о прощении». Главное понять, КАК работает Китай, чтобы получить от Китая и пользу, и прибыль, и даже удовольствие. Представьте сознание 10-12 летнего подростка, вычтите фантазию и креативность, добавьте титаническое самоуважение и феноменальную страсть к деньгам – и вы получите современного китайца. Причем во всех ипостасях – от простого конвейерного рабочего до владельца крупного бизнеса. Именно с таким персонажем вам придется иметь дело в 99% случаев. С одной стороны это упрощает дело, с другой стороны иногда усложняет. 

Что нужно знать и всегда помнить:

Никогда не требуйте от китайца того, что он не делал до этого. Если фабрика шьет брюки, не просите ее пошить рубашку. Брюки они сошьют быстро, дешево и качественно. Перестраиваться на рубашку будут долго, мучительно и по факту все равно сошьют брюки. Нет для китайца более мучительного слова чем «новое». Не мучьте себя и китайца новизной ваших идей. В идеале, дайте китайцу образец и попросите «в точности повторить». Вы получите и отличный продукт по лучшей цене и лучшего друга в придачу.

Если вдруг вы хотите «что-то новое» вам будет нужен свой технолог и инженер. Китаец не будет думать над вашим «креативом». Думать – это не их. Только полностью сформированное и детализированное профессионалом техническое задание позволит получить удовлетворительный результат. Китайцы и не могут, и не хотят думать. Их работа – делать!

Есть компании «агрегаторы» (они же агенты-посредники). Эти участники рынка, конечно, добавят свой «интерес» к цене, но позволят сформировать заказ и из брюк и из рубашек и из галстуков. Не стоит пренебрегать их услугами – это, как правило, профессионалы своего дела, которые подберут для вас оптимальные фабрики и найдут лучший компромисс цены и качества. Именно такие «агрегаторы-агенты» и вступают с вами в контакт на сайтах и на выставках, потому что первичные производители порой не только не знают английского языка, но и вообще не уверены что Земля круглая. Поэтому в Китае, хороший посредник-агент – скорее, помощник в бизнесе, чем помеха.

Сознание подростка и феноменальная страсть к деньгам: отбросьте иллюзии, если хотите работать с китайскими производителями!


Китаец как друг, товарищ и брат

На момент написания данной статьи в Китае не было зафиксировано ни одного случая, чтобы китаец стал иностранцу другом, товарищем и братом. С китайцем возможны ТОЛЬКО деловые отношения. Если вы не покупатель или взаимоотношения с вами не сулят какой-либо выгоды, китаец тут же потеряет к вам интерес. Обусловлено это в первую очередь тем, что их много, конкуренция чудовищная и выживают они на самом деле тяжело несмотря все внешнее экономическое благополучие страны. Обогатить их духовно вы вряд ли сможете, а тратить время на просто приятные беседы о красоте русских девушек для делового китайца непозволительная роскошь. Поэтому китайцы будут очень старательно изображать дружбу только после того, как вы внесете депозит за товар (или услугу).

Тем не менее, Китай неоднообразен. Есть продукция, которая у китайцев получается хорошо, есть та, которая получается с трудом, есть совсем «вымученная». Получается у китайцев легкая промышленнось – шьют они хорошо и с удовольствием. Также получается все, что связано с растениеводством. Получается то, что связано со строительством (в основном материалы для строительства). Хуже дела с техникой. Это обусловлено тем, что китайцы нация гуманитарная. Скопировать несложную технику они могут, но не всегда вообще понимают, что они делают, поэтому при заказе техники лучше иметь в штате своего инженера и технолога.

Также для успеха бизнеса важно научиться различать материковых китайцев и гонконгцев с тайваньцами. Последние более 100 лет воспитывались в западной деловой культуре и более осмысленно ведут бизнес. Компанию под управлением Гонконгского или Тайваньского менеджмента можно узнать по добротному англоязычному сайту, адекватным промо-материалам и присутствию в запрещенных на материке соцсетях. Исторически, Гонконгский и Тайваньский капитал заняли самые «хлебные» рыночные ниши Китая – электронику, розничные сети, жилое строительство. Общаться с Гонконгскими или Тайваньскими бизнесменами также гораздо приятнее, хотя и на порядок дороже. Но порой оно стоит того, – все-таки западная деловая культура и понятнее, и стабильнее.


Китаец как покупатель

После 30 лет хаоса и творческих метаний деловая активность китайцев обрела более-менее цивилизованные очертания и сегодня вполне можно структурировать китайскую потребительскую  инфраструктуру для приблизительного анализа. Выяснилось, что китайцам практически ничего не нужно извне. Они честно перепробовали все импортные товары и то, что им понравилось (пшеничная мука, подсолнечное масло, пиво, вино, кофе, шампиньоны, мороженное) они тут же научились производить сами и даже экспортировать. Поэтому, как ни грустно это признавать, России нечего предложить Китаю, несмотря на могучий PR шум в официальной прессе. И даже туристическая тема уже почти проиграна из-за слабой предпринимательской активности россиян. 








Приграничные с Россией районы Китая, безусловно, демонстрируют высокую активность контрабандной торговлей, но это скорее исторический фон, которому уже более 300 лет. Российскому импортному бизнесу не повезло и географически – наиболее коммерчески активная часть китайцев это южане. А прибрежный портовый юг геополитически больше связан деловыми контактами с США и Европой. Огромные по численности диаспоры китайцев, осевшие за последние 100 лет в Америке и Австралии, предпочитают делать бизнес с западными странами и вообще мало что знают про Россию. Наши же непосредственные соседи – северные китайцы не самые активные предприниматели, хотя взаимное проникновение культур на севере очень сильное. 


Ну и в качестве эпилога

Китайцы ни плохие, ни хорошие – они китайцы. Странная самобытная нация, понять которую нам не дано. Будьте проще – относитесь к ним как к обезличенному инструменту вашего бизнеса, как к мощной и эффективной производственной машине, от которой потеряна инструкция и приходится постигать алгоритм ее работы методом «тыка». 

Автор этой статьи, уже изучил работу некоторых кнопок и будет рад поделиться полученным опытом. Особенно в области индустриального производства и технически сложных проектов.


время публикации: 10:00  06 октября 2017 года
0
Теги: Китай, бизнес

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
projectline.ru
Бизнес-Партнер
Новости наших партнеров
Novardis