0/5

Сырье, персонал, фальсификат: что мешает поставить на рельсы завод в России?

Сырье, персонал, фальсификат: что мешает поставить на рельсы завод в России?
время публикации: 10:00  29 марта 2019 года
Генеральный директор компании «Национальная дистрибьюция» Анна Вовк рассказывает о том, почему первый завод по производству сыра она открыла в Киргизии, из-за чего в России сделать это труднее, и что поможет не разориться тем, кто решит запускать подобный бизнес.

Сырье, персонал, фальсификат: что мешает поставить на рельсы завод в России?На фото: Анна Вовк, генеральный директор компании «Национальная дистрибьюция».

Молочное производство в России в промышленных масштабах активно стало развиваться после введения санкций на поставку ряда продуктов из части стран Евросоюза. 

Но в нашей стране есть проблема дефицита молока, а это значит, что часть производителей российской продукции либо использует сырье из других стран (порой, реэкспортом), либо делает «молочку» из сухого молока или с добавлением растительных жиров. 

Мы хотели производить качественный продукт из натурального молока так, чтобы не было перебоев с поставками сырья. И мой первый завод появился в Киргизии. 


Почему не стали открывать производство сразу в России? 

Киргизия позволяет использовать в производстве европейские ингредиенты. К тому же, близкие границы с Европой и Китаем расширяют круг дистрибьюторов, а недорогая логистика позволяет импортировать продукцию далеко за рубеж. В России, например, мы закупаем только российские закваски, и стабильность их качества часто влияет на потребительские свойства конечного продукта. 

Но это не значит, что завод можно легко открыть в любой стране. Налаживание производства – это миллионные затраты. У начинающего предпринимателя, как правило, нет необходимых инвестиций, а банки не готовы давать кредиты для рискованных, на их взгляд, начинаний. 

Самый большой расход на любом производстве – это новое оборудование и люди, готовые там работать. С последним, кстати, в России проблема. За рубежом найти профессиональных технологов молочного или сырного производства оказалось легче. К тому же, требования к заработным платам, стоимость аренды и недвижимости в бывших советских республиках ниже, чем в нашей стране. 


Утилизация остатков

Налаженная технология производства и сбыта сыра в Киргизии позволила нам задуматься над открытием завода в Подмосковье. Правда, мы понимали, что здесь будем выпускать гораздо меньшее количество продукции. 

Дело в рынке сбыта: потребитель долго привыкает к новой продукции, да и торговые сети неохотно соглашаются на продажу незнакомого им продукта. К тому же, в России вся непроданная сетью продукция возвращается поставщику и производителю. Молочную продукцию промышленного производства невозможно переработать, чтобы создать из нее новый продукт. Значит, как минимум 10% продукции, поставляемой в сеть, будет утилизирована за наш счет. 

К слову, другие страны практикуют продажу еды с истекающим сроком годности по большим скидкам потребителям. Такая партия обычно распродаётся магазинами в полном объеме. 

Подобные моменты еще на стадии разработки бизнес-плана для открытия завода в России нужно было учитывать на начальном этапе. Ведь неправильный бизнес-план – верный путь к разорению. Чтобы этого не случилось, нужно рассчитать свои силы и иметь четкий спрос. А для этого необходимо проанализировать объем рынка, целевую аудиторию, сделать продукт конкурентоспособным и по цене, и по качеству.  


Половина расходов – оборудование

Основными затратами при открытии завода в Подмосковье стали покупка сырья и производство упаковки. 

Самый большой расход пришелся как раз на упаковку (около 2-х миллионов рублей). А вот на оборудование мы потратили гораздо меньше, поскольку закупили отечественное, и не нужно было тратить деньги на логистику. Да и за бренд переплачивать не пришлось. 

Для сравнения – в Киргизии мы работаем на иностранной линии производства, которая в свое время потратила 50% от общих затрат на открытие предприятия. 

Сырье, персонал, фальсификат: что мешает поставить на рельсы завод в России?


Дефицит технологов
 
Запустить линию производства сыра мы смогли не сразу.  Любое предприятие по производству продуктов питания должно быть сертифицировано. Для этого нужно пройти санпидемстанцию, и получить разрешение на деятельность. К тому же важно, чтобы завод имел сертификат качества сырья и готовой продукции. Это может занять несколько месяцев, а значит, такой простой нужно изначально заложить в расходы предприятия. 

Кроме этого, серьезным препятствием для начала работы завода в России может стать огромная кадровая проблема, если говорить о молочной отрасли. 

Сложно найти хорошего технолога, понимающего продукт. Ведь до эмбарго мы практически 15 лет жили за счет импорта, и многие российские производства разорились. Специальность технолог после перестройки потеряла популярность. В России на заводе стало работать непрестижно, поэтому на поиски грамотного технолога у нас ушло несколько месяцев.  


Фермер фермеру рознь

Препятствием на пути открытия бизнеса в России стали и перебои поставок молочного сырья. Для того, чтобы предприятие работало по четко отлаженной схеме, мало просто найти рынок сбыта (сетевые магазины, рестораны и кафе и пр.). Важно, чтобы молоко на завод поступало каждый день одного и того же качества (показатели жира и белка) в одном и том же объеме. 

Почему в Европе или странах СНГ с этим дело обстоит легче? 

Там есть кооперативы, которые скупают молоко у фермеров, отслеживают объем и контролируют его качество. В той же Киргизии мы закупаем молочное сырье у других стран. И знаем, что объемы сырья кооператива не позволят нам ни на минуту остановить процесс работы. В России же чаще всего приходится обращаться сразу к нескольким фермам, чтобы получить нужный для производства объем сырья. И тут уже вопрос: сможет ли молоко от разных поставщиков быть одного и того же качества? 

Приходится, во-первых, диктовать фермерам свои условия по составу и качественным характеристикам сырья. А во-вторых, тщательно проверять каждый входящий продукт, и, в случае несоответствия молока хотя бы по одному пункту, отправлять его обратно фермеру. Иначе мы не сможем делать стабильный по качеству сыр. А значит, получив не тот продукт, хоть и в той же упаковке, покупатель откажется работать с нами. 

В-третьих, приходится закупать сырье по разным ценам: один фермер хочет нам продать молоко исключительно по 20 руб., другой – за 25 руб. за литр. При этом, конечную продукцию мы должны продавать по одному и тому же ценнику. 

Кооператив же устанавливает единую стоимость на молоко от разных фермеров. Это помогает нам, как предпринимателям, легче получить нужную окупаемость и выйти на прибыль. К слову, ждать выхода на чистую прибыль при правильных расчетах затрат на производство, логистику, поиск рынка сбыта и прочее, нужно не ранее чем через 3 года после открытия завода.




Читайте также: Рынок с дырками: фантастика и реальность молочной российской действительности 




Господство фальсификата

И еще одна проблема сохранения молочного или сырного завода в России на плаву – засилье в сетевых магазинах дешевой продукции. 

К примеру, для того, чтобы приготовить 1 кг сыра, нужно потратить, как минимум, 300 рублей. Прибавив к этому расходы на зарплаты сотрудников, свет, воду, логистику, накрутку поставщика и продавца (порой она достигает 70-100% от цены продукции), получается, что сыр (твердый, мягкий, творожный – неважно) не может стоить ниже 550-600 руб. за кг. А оригинальные продукты с добавками (мы делаем их и с бельгийским шоколадом, и с итальянскими травами и другими вариациями) еще дороже. 

Дешевая, часто сомнительного качества, продукция, вытесняет с рынка добросовестных производителей. Они, потратив только на себестоимость столько, сколько магазин предлагает за конечный продукт, вынуждены уходить с рынка или переходить на иные объемы, сокращать персонал, закупать меньшее количество сырья. Или, при самых негативных раскладах, и вовсе уходить с рынка. 

***

Подводя итог, можно сказать, что главные проблемы работы в России – отсутствие нужных специалистов, дефицит качественного молочного сырья, перебои в его доставке и присутствие на рынке дешевой продукции низкого качества. 

Анна Вовк 
Генеральный директор компании «Национальная дистрибьюция»

0
Реклама на New Retail. Медиакит