Задачи визуального мерчандайзинга – закрепить маршрут покупателя, заданный планировкой торгового зала магазина, прогреть «холодные» зоны, увеличить средний чек.
На фото: Николай Петров, автор блога «Записки светотехника».
Акцентное освещение усиливает точки фокуса в торговом зале, увеличивает время нахождения покупателя, и, как следствие, средний чек.
Давайте разберемся, что такое точки фокуса и как их усилить через акцентирующее освещение.
Точка фокуса в мерчандайзинге
Помните сказку «Дудочка и кувшинчик», где девочка Женя собирала землянику. Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.
Точки фокуса в визуальном мерчандайзинге при оформлении витрин торгового зала – это места в помещении, к которым нужно привлечь внимание. Те самые «землянички», глядя на которые покупатель проходит весь торговый зал по нужному нам маршруту.
Фото: Cкарлетт Йоханссон в красном платье
Точкой фокуса могут быть манекены, специальная выкладка, торцевая выкладка, наиболее привлекательная вещь из коллекции, спецпредложение, постер и тому подобные «якоря» покупательского внимания.
Рассмотрим на примере освещения магазина одежды
На рисунке ниже мы видим стену магазина, где отсутствует точка фокуса внимания покупателя.
Рис. 1. Вид стены без точки фокуса
Маршрут движения покупателя в таком торговом зале магазина будет выглядеть примерно так и составит X минут.
Рис. 2. Торговый зал и маршрут движения вид сверху
Добавим в наш торговый зал точку фокуса. В точке фокуса обычно размещают яркие интересные вещи, которые определяют тему коллекции.
Рис. 3. Вид стены и точка фокуса
Смотрим, как изменился маршрут движения покупателя в магазине с точками фокуса. Теперь время проведенное покупателем в магазине будет составлять Х х N1, где N1 – временной коэффициент на точки фокуса.
Рис. 4. Маршрут движения с точками фокуса
Акцентное освещение и рост среднего чека
Акцентное освещение – это инструмент визуального мерчандайзинга в розничной торговле, который усиливает точки фокуса.
В 2001 г. Тереза Саммерс и Полетт Хеберт провели исследование, чтобы изучить влияние акцентного освещения разной интенсивности со специальными выкладками.
Результаты эксперимента показали, что чем лучше было акцентное освещение, тем чаще покупатели прикасались к товару, брали его в руки и больше времени проводили у выкладки.
Теперь усилим наши точки фокуса за счет акцентного освещения (Рис. 5). Подсветку манекенов лучше осуществлять двумя светильниками с двух сторон – это придаст объем и сделает их еще более привлекательными. Для фронтальной вывески достаточно одного светильника.
Рис. 5
Маршрут движения изменился еще сильнее (Рис.6). Покупатели стали проводить еще больше времени в торговом зале X х N1 х N2, где N2 – это временной коэффициент затраченный покупателем на то, чтобы взять товар в руки и разглядеть.
Рис. 6
Акцентирующее освещение в действии
Фото ниже я сделал в одном из магазинов OSTIN в Екатеринбурге. Респект мерчендайзерам из Остина. Мы видим, как правильное акцентирующее освещение фокусирует внимание на манекене, и стимулирует спрос. Покупательницы тут же остановились, чтобы рассмотреть товар поближе.
Рекомендации
Чтобы привлечь больше внимания покупателей, нужно создать акцент на точке фокуса.
Акцент создается за счет контраста освещенности – это отношение общего света к экспозиционному 1 к 3-5, т.е. если общая освещенность торгового зала 500 лк, то акцентное освещение на точке фокуса 1500-2500 лк.
Акцентное освещение удобно создавать трековыми светильниками или встраиваемыми в потолок выдвижными даунлайтами с узким углом отражателя 12-24 градуса, которые и обеспечивают контраст 1 к 3-5.
Пример освещения витрины магазина одежды ZARA трековыми светильниками на шинопроводе с узкой оптикой.
Фото: освещение витрины ZARA
Не все одинаковые светильники одинаково полезны
Важно помнить, что одинаковые на первый взгляд светильники могут иметь разную оптику и решать разные задачи мерчандайзинга. Акцентное освещение создают не светильники, а именно контраст освещенности 1 к 3-5.
Создать акцентное освещение на манекене в магазине одежды можно используя 1-2 светильника с узкой оптикой, а для акцента на выкладке с фруктами в продуктовом магазине уже потребуется куда больше прожекторов с более широким углом 45-60 градусов. Точное количество светодиодных прожекторов на шинопровод рассчитывает инженер светотехник, исходя из размеров выкладки и высоты подвеса, чтобы обеспечить контраст.
Грамотный проект освещения магазина предполагает совместную работу мерчандайзера, который обозначит на планировке торгового зала тип и количество точек фокуса для привлечения внимания покупателя, и инженера светотехника, который произведет светотехнические расчеты и подберет светильники с нужной оптикой, которые наилучшим образом решат поставленную задачу.