0/5

Точки роста на рынке e-Pharma

Точки роста на рынке e-Pharma
время публикации: 10:00  30 марта 2023 года
Какие возможности для фармацевтического ритейла и игроков электронной коммерции открывает запуск пилота по онлайн-продаже рецептурных лекарственных средств? И как в связи с этим изменится рынок?
Точки роста на рынке e-PharmaМаксим Колесов, руководитель сервиса аналитики маркетплейсов Salist.

Март для российского рынка фармацевтических средств — месяц судьбоносных решений. Первый указ о разрешении дистанционно продавать безрецептурные лекарства был подписан президентом РФ 17 марта 2020 года, а с 1 марта 2023 года, наконец, стартовал и пилотный проект по реализации рецептурных препаратов. Правда, пока только на «бумаге» и всего в трех субъектах России — Москве, Московской и Белгородской областях. 

Что это значит и какие возможности в перспективе открываются для представителей электронной коммерции, в том числе и на маркетплейсах, рассмотрим в нашем материале.


 

Путь длиной в десятилетия


Поправки в законодательство, которые позволили бы легализовать дистанционную продажу лекарств, в российском правительстве начали разрабатывать еще в 2015 году. Но настоящим драйвером событий стала, конечно, пандемия коронавируса. Несмотря на появление многочисленных новостей об одобрении «дистанционки» на рынке фармы и принятии таких решений на высшем уровне, де-факто мало что изменилось. 

На распространение БАДов, не являющихся лекарственными средствами, мартовские новости не влияют, а для продажи рецептурных препаратов нужно дождаться удачного завершения эксперимента в трех выбранных регионах — предположительно в 2026 году.

Некоторые эксперты недоумевают: почему эксперимент по продаже рецептурных лекарств решили провести только в Москве, Московской и Белгородской областях — мягко говоря, не самой репрезентативной выборке с точки зрения всей России. Однако секрет тут в том, что именно в этих регионах давно стали готовиться к дистанционной продаже фармсредств, начав массовую выдачу электронных рецептов. И, как это часто бывает, на данный момент далеко не все готово к старту: к осени планируют получить всю необходимую документацию, программное обеспечение и инструкции. 
По данным Российского национального исследовательского медицинского университета, сегодня из всех зарегистрированных в России лекарств примерно 70% рецептурных.

Если процесс пойдет гладко, обещают оперативно распространить полученный опыт и на другие регионы. Ну, а если в ходе эксперимента возникнут какие-либо обстоятельства, требующие пересмотра всей системы учета рецептов и контроля продаж, ждать, когда в России можно будет не выходя из дома получить выписанное врачом лекарство, придется долго. 

О своей готовности принять участие в эксперименте по онлайн-торговле рецептурными лекарствами уже заявили представители ведущих маркетплейсов страны — Ozon и Яндекс Маркет. Оба уже давно сотрудничают с множеством аптек по модели витрины, предоставляя им доступ к миллионной аудитории, а также от своего имени предлагают широкий ассортимент препаратов с быстрой и удобной доставкой. Но для пользователей такие покупки имеют ограничения: все лекарства по назначению врачей приходится забирать самостоятельно в партнерских аптеках, предъявляя бумажный рецепт. 

Как только появится возможность заказывать с доставкой также рецептурные препараты, покупатели смогут приобретать все необходимое в одной корзине с другими товарами. А маркетплейсы — в буквальном смысле заработать еще больше денег на здоровье своих клиентов: по данным Российского национального исследовательского медицинского университета, сегодня из всех зарегистрированных в России лекарств примерно 70% рецептурных.


Чего хочет потребитель?


То, что в условиях самоизоляции в период пандемии почти каждый россиянин столкнулся с необходимостью осваивать дистанционный способ покупки всего необходимого, ни для кого не секрет. Вот и лекарства не стали исключением. Если бы вместе с шампунем и кормом для кота на маркетплейсах можно было приобрести противовирусные от СOVID-19 и антибиотики, разумеется, потребители этим бы воспользовались. 

Аргументов «ЗА» более чем достаточно:

● это действительно удобно — сделать заказ в одной корзине с другими необходимыми товарами и получить их, не покидая пределов своего дома. Когда болеешь, любой выход на улицу, пусть даже и в аптеку, не способствует укреплению здоровья;

● есть возможность выбирать предложение по более выгодной цене, с учетом программ лояльности и бонусов, а не делать покупку в розничном пункте, радуясь, если востребованное лекарство вообще есть в наличии;

● препараты не требуют тщательной проверки, замеров габаритов, примерки, теста и так далее, как, например, более капризные в этом плане электроника, бытовая техника и одежда;

● есть и социально значимые преимущества — людям с ограниченными возможностями, пожилым, тяжелобольным, одиноким людям с множественными хроническими заболеваниями доставка лекарств на дом сильно облегчила бы жизнь. Причем данная группа в основном как раз пользуется рецептурными препаратами для поддержания здоровья. 

Интерес к дистанционной торговле постоянно подогревается различного рода опросами. Так, например, медиахолдинг Rambler&Co и Сбер Еаптека в июне прошлого года обнародовали данные своего исследования среди 3 500 респондентов в крупных городах России, которое подтверждает, что две трети опрошенных готовы отказаться от похода в аптеку в пользу онлайн-заказов. 

Причинами своего выбора россияне называют:

● 43% - доступность цен;
● 26% - экономию времени;
● 16% - больший выбор лекарственных средств, чем в обычной аптеке.


Что еще говорят цифры?


Покупают регулярно и часто. Также Rambler&Co и Сбер Еаптека выяснили, как часто россияне пополняют свою аптечку. Согласно полученным данным, 71% делают это не реже, чем раз в месяц. Каждый третий — 36% — сообщил, что для него привычно покупать лекарственные запасы минимум раз в две недели. Оставшиеся 29% приобретают лекарства несколько раз в год. 

При этом когда речь идет об обычном пользовательском поведении, как правило, разграничений по рецептурному и безрецептурному отпуску лекарств нет. Обывательское отношение к «аптечным» покупкам включает в себя и пищевые добавки, и так называемую «космецевтику» (профессиональную косметику на основе научных разработок), и дополнительный ассортимент: детское питание, минеральная вода, средства женской гигиены и т. д. 

Мода и необходимость. Уникальность фармацевтического бизнеса в том, что с точки зрения потребления он имеет два довольно успешно развивающихся направления:

1 — классическая фармацевтика — лекарства с доказанной эффективностью для устранения симптомов болезней или поддержания жизненно важных функций организма.

2 — парафармацевтика — БАДы, витамины, бальзамы, продукты пчеловодства и прочие природные и синтетические чудеса на все случаи жизни, основной функционал которых все же профилактика, а не лечение. 

Отказаться от первых крайне сложно, а в случае серьезных хронических заболеваний невозможно без ухудшения качества или сокращения продолжительности жизни. Использование вторых за последнее время стало довольно модным трендом в погоне за молодостью, красотой, спокойствием и долголетием. Виной тому — все та же пандемия, изменившая отношение людей к своему здоровью. Сегодня население всех стран уделяет огромное внимание вопросам профилактики и борьбе с последствиями коронавирусной инфекции, а в качестве актуального средства для укрепления иммунитета и предотвращения развития различных заболеваний используют как раз те самые БАД: витамины, полифенолы, антиоксиданты, пробиотики и т. д.

Любопытно, что, по данным NielsenIQ, большинство россиян продолжают экономить на покупке новой одежды (71%), а также развлечениях и питании вне дома (66% и 65% соответственно). Еще около половины потребителей (49%) экономят на покупке еды навынос и переходят на более дешевые марки — иными словами, покупатели становятся более рациональными с точки зрения своих трат. На здоровье, как говорится, не экономят. 


Кризис БАДам не помеха. Снижение покупательских доходов на российском сегменте e-Pharma почти никак не отразились: никаких громких уходов брендов, наоборот — постоянное открытие новых сетей и появление онлайн-сервисов по заказу лекарств.

Точки роста на рынке e-Pharma

И еще в копилку позитива — свежая статистика от NielsenIQ по рынку FMCG по итогам 2022 года, куда, собственно, и входит весь сегмент безрецептурной парафармацевтики. Россия возглавила топ стран по темпам роста онлайн-продаж, да еще с каким колоссальным отрывом! 


Ну, а мы продолжаем о БАДах. Спрос на биологически активные добавки продолжает расти. По итогам 2022 года емкость рынка в денежном выражении составила 91,9 млрд рублей, что на 13% превысило показатель предыдущего года. Хотя в натуральном выражении рынок все же немного просел — до 298,4 млн упаковок против 318 млн в 2021 году. Однако он удерживает лидирующие позиции и продолжает оставаться одной из самых перспективных ниш с точки зрения маркетплейсов. 

БАДы и другой «околофармацевтический» ассортимент продолжают быть привлекательными для бизнеса на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет. Кроме того, что на данный вид продукции существует постоянный устойчивый спрос со стороны покупательской аудитории интернет-площадок, у него есть еще масса других немаловажных преимуществ: небольшие габариты и вес, отсутствие эксклюзивных требований по температуре хранения и условиям перевозки (в большинстве случаев), минимальное количество возвратов и, соответственно, затрат на обратную логистику. 

Аптека.ру запускает рекламную платформу для стимулирования продаж фармацевтических брендов
Аптека.ру запускает рекламную платформу для стимулирования продаж фармацевтических брендов

Аналитика на маркетплейсах позволяет не только посмотреть, как чувствует себя ниша в целом, но и объективно, на языке цифр, проанализировать изменения в поведении потребителей. Так, например, можно отметить, что максимальный рост спроса зафиксирован в довольно высоком ценовом сегменте БАД стоимостью от 500 рублей и более.

Лидирующие категории: поливитамины для детей и взрослых, пробиотики и пребиотики, полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3, 6, 9, коэнзим Q10, хондропротекторы. Очевидный тренд, который ярко дал о себе знать именно в 2022 году — это покупка противотревожных, антистрессовых препаратов и различных компонентов для восстановления нервной системы. При этом маркетплейсы играют главнейшую роль в развитии рынка БАД сегодня. Только за 2022 год динамика роста e-commerce в данном сегменте составила 82%, в то время как эксперты по рознице подсчитали, что офлайн аптечный сегмент подрос только на 13%.

Позитива добавляет и тот факт, что в России сейчас развитие фармацевтической отрасли и медицинской промышленности входит в список стратегически важных для государства направлений: создана специальная программа «Фарма-2030», призванная реализовать курс на импортозамещение и рост экспорта в другие страны, обновляются техрегламенты и нормативные акты. Правительство активно взаимодействует не только с крупными производителями и научно-исследовательскими организациями, но и приглашает к диалогу представителей бизнеса, в том числе маркетплейсов.




Читайте также:  Как начать продавать на маркетплейсах: Ozon – инструкция для начинающих




Согласно действующему законодательству, при наличии у такой площадки лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и разрешения на дистанционную продажу лекарств она самостоятельно может продавать лекарства. Таким образом, например, платформа Ozon уже является полноценным участником рынка e-Pharma: у компании есть и лицензия на фармацевтическую деятельность, и необходимое разрешение, и многомиллионная аудитория, и технические возможности монетизировать имеющийся спрос в огромную выручку. 

Эксперты прогнозируют, что именно Ozon может стать первым продавцом рецептурных препаратов среди российских маркетплейсов. Делаем правильные выводы: сегодня фармацевтика — стремительно развивающийся и перспективный рынок, который в ближайшие несколько лет будет показывать положительную динамику, наращивая мощности. Так что самое время внимательнее к нему присмотреться, воспользовавшись тестовым доступом сервиса аналитики, изучить лидеров продаж и поискать потенциально интересные в этой области ниши для собственного бизнес-кейса!  

Максим Колесов, 
руководитель сервиса аналитики маркетплейсов Salist.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит