0/5

Тренды на российском рынке франшиз: как и где искать качественную франшизу

Тренды на российском рынке франшиз: как и где искать качественную франшизу
время публикации: 17:00  06 сентября 2022 года
27-29 сентября в Москве пройдет международная выставка франшиз BuyBrand Expo. В этом году мероприятие вызывает особый интерес. Здесь соберутся более 200 франчайзеров, среди которых есть и новые интересные концепции. Какие тренды определяют развитие российского рынка франшиз? Как выбрать качественную франшизу и избежать рисков купить франшизу-однодневку? Какие концепции пользуются высоким спросом? Обо всем мы поговорили с Екатериной Сойак, основателем выставки.
Тренды на российском рынке франшиз: как и где искать качественную франшизуЕкатерина Сойак, генеральный директор EMTG, основатель выставки франшиз BuyBrand.  

Какие главные тренды франчайзинга вы бы обозначили?

– Опираясь на наш авторский алгоритм оценки франшиз – рейтинг Buybrand, можно отметить следующие тренды: в общепите наблюдается взрывной рост в сегменте кофеен – они поднялись почти вдвое. В сфере услуг в топе – службы доставки, в частности, у СДЭК количество франчайзинговых пунктов превысило 3740. 

Сильно растёт онлайн-ритейл: только у Wildberries франчайзи показали рекордный оборот в 81,5 млрд рублей. Рост показателей таких сетей, как FixPrice и «Магазин постоянных распродаж», говорит о том, уверенно осваивает рынок эконом-сегмент. 

Ещё два молодых, только зарождающихся тренда, которые стоит отметить, – интерес предпринимателей из соседних стран к бизнесу в России. И наоборот: наше деловое сообщество стремится осваивать соседние рынки, например, Казахстана или ОАЭ. 

Когда мы провели совместный семинар с казахскими коллегами, мы увидели живой интерес, в ОАЭ уже открыли франшизы некоторые участники наших выставок франшиз. Поэтому, если есть намерение запустить международную франшизу, советуем присмотреться к таким концептам на Buybrand Expo 27-29 сентября. 

Тренды на российском рынке франшиз: как и где искать качественную франшизу

Как бизнес во франчайзинге принял вызов февраля 2022, и можно ли сказать, что преодолел трудности? 

– Из общения с нашими партнёрами можно сказать, что в марте все переговоры с потенциальными франчайзи встали на «стоп». Даже владельцы работающих предприятий, которые до этого думали о повторном открытии, взяли паузу. Но сейчас процессы запускаются, и запускаются с новой силой.

Первое полугодие стало для бизнеса этапом принятия неизбежного. Пережив первый шок и оправившись от стагнации, франчайзинговый рынок начал стабилизоваться – компании подключили механизмы, направленные на сохранение и развитие. Есть интерес не только к классическим концепциям, но и к инвестиционным франшизам. А промышленная ипотека подогревает интерес к франшизам в сфере производства. 

Тренды на российском рынке франшиз: как и где искать качественную франшизу

Где сейчас лучше всего искать франшизу или рекламировать свою франшизу?

– Выделить какой-то один ресурс или канал и сказать, что он лучший – будет неправильно. Результат дает многоканальная реклама, как и многоканальный поиск. Так, например, если предприниматель ищет франшизу, то первичный сбор информации придется на Интернет, популярные поисковики, каталоги франшиз, порталы о франчайзинге, социальные сети. А вот, чтобы принять решение о покупке, в идеале встретиться лицом к лицу с продавцом франшизы. 

Тут у предпринимателя есть два пути: договориться о встречах с каждой компанией по отдельности или же поехать на BuyBrand и за три дня в одной локации пообщаться сразу со всеми. 
Франчайзинг – это история про партнерство, и «химию» здесь никто не отменял.

На нашей выставке BuyBrand 27-29 сентября соберутся более 200 компаний – это франчайзинговые концепции из разных сегментов, среди которых немало новых интересных концепций. Также мы подготовили насыщенную деловую программу и планируем консультировать посетителей по вопросам выбора франшизы в рамках пакета BuyBrand Клуб. Так что ждем всех, кто находится в активном поиске бизнеса по франшизе. 

Как выбрать качественную франшизу и не попасть на фейк? 

– Попасть на «фейк» проще всего в Интернете. Мошенники часто прикрываются известными брендами (у которых на самом деле франшизы нет) и предлагают заключить договор франчайзинга на якобы эксклюзивных условиях, иногда через брокера.

Первое, в чем необходимо убедиться, – есть ли у компании корпоративные и франчайзинговые точки, а также понять, как давно компания работает на рынке. Если ответы на эти вопросы устраивают предпринимателя, то рекомендую встретиться с франчайзером лично, и уже в процессе беседы не только пройтись по заранее подготовленному чек-листу, но и понять, совпадают ли ваши принципы и видение подходов к бизнесу. Франчайзинг – это история про партнерство, и «химию» здесь никто не отменял.

Если вы планируете самостоятельно составлять опросник, не забывайте уточнить, как формируется роялти, это процент от оборота или процент от прибыли, сколько и за что придется платить. Поинтересуйтесь объёмом поддержки и запросите контакты действующих франчайзи. Выясните, какие обязанности лежат на франчайзи, а какова зона ответственности франчайзера. Обеспечивает ли обучение, выбирает ли франчайзер локацию или только утверждает, какую маркетинговую поддержку оказывает. 

Это лишь малая доля нюансов, которые надо уточнить во время переговоров. 

Можно считать, что рынок франчайзинга очистился от фирм-однодневок?

– Я бы не сказала, что сейчас много однодневок, но, стоит отметить, что на рынке много молодых и слабых концепций, не готовых пока масштабироваться с помощью франшизы. Само по себе это не плохо, но, общаясь с такими компаниями, надо отдавать себе отчет, что у них нет четкой отработанной и обкатанной системы бизнеса. Партнеры рискуют не получить необходимой поддержки, а неопытный предприниматель может оказаться один на один с трудностями. 

Среди молодых компаний много интересных концепций, которые могут прожить долгие годы, а могут и закрыться, столкнувшись с проблемами. Поэтому присматриваться к ним надо очень внимательно.

Тренды на российском рынке франшиз: как и где искать качественную франшизу

Что вы посоветуете тем, кто только ищет нишу для занятия бизнесом?

– Подумайте, какими навыками вы обладаете, которые могут пригодиться в бизнесе, и какая сфера вас привлекает? Чем вам по-настоящему нравится заниматься, что вдохновляет? 

Поверьте, франшизу сейчас можно найти на любой вкус и интерес, и это способ воплотить ваши желания не только в жизнь, но и в бизнес. Хорошо, когда человек занимается тем бизнесом, который ему нравится.

Многие предприниматели ошибочно путают покупку франшизы с пассивным доходом. Это неверно: в основном открытие франчайзингового предприятия требует полного погружения в операционную деятельность. Учтите это, когда будете выбирать направление и бренд. Очень важно, чтобы вам нравилось заниматься тем бизнесом, который вы выберите. Жизненные истории говорят о том, что всегда большего успеха добиваются те предприниматели, которые получают удовольствие от того, чем занимаются. 




Читайте также:  «Ъ»: Спрос на зарубежные франшизы в России упал на 58%




Повлиял ли уход западных франчайзеров на российский рынок? 

– После того как из России ушли крупные западные сети фастфуда и кофеен, в РФ высвободилась значительная часть потребительской аудитории, и этим не преминули воспользоваться как наши, так зарубежные франчайзинговые сети, оставшиеся в РФ. Многие франчайзеры констатировали увеличение трафика, это подтверждает и Dodo Brands,
и Cабвей. 
Франшизу сейчас можно найти на любой вкус и интерес, и это способ воплотить ваши желания не только в жизнь, но и в бизнес. Хорошо, когда человек занимается тем бизнесом, который ему нравится.

В заключение хочется отметить, что в большей степени франчайзинг – это про средний и малый бизнес, у которого во главе угла цифры и перспективы развития. И на сегодняшний день все говорит в пользу того, что российский рынок перспективен, и множество ниш на нём ещё не освоено.

Тренды на российском рынке франшиз: как и где искать качественную франшизу

Тренды на российском рынке франшиз: как и где искать качественную франшизу

Екатерина Сойак, 
генеральный директор EMTG, 
основатель выставки франшиз BuyBrand.

Для New Retail 

0
Реклама на New Retail. Медиакит