В сегодняшние непростые для бизнеса времена о спаде продаж и стагнации не говорит только ленивый. Очень много тех, кто рассуждает и пишет про кризис: одни сознательно сгущают краски, другие смотрят на все более оптимистично, и лишь немногие пытаются сохранить абсолютно реалистичный подход к делу, призывая отказаться от паники и трезво оценивать все, что происходит в стране.
Так или иначе, наша основная задача на сегодняшний день – понять, как правильно адаптироваться к изменившейся ситуации и по возможности найти в ней новый потенциал. Именно об этом и о том, как удержать свои позиции на рынке в период кризиса, о чем необходимо думать и что делать предпринимателям прямо сейчас рассказывает генеральный директор консалтинговой компании «Академия розничных технологий» Юлия Вешнякова.
Ни для кого не секрет, что любой кризис – это опасное время и вместе с тем время возможностей. Но чтобы увидеть эту счастливую возможность и не упустить свой шанс, нужно понимать, что она собой представляет: знать, что именно искать, и как этим можно будет правильно воспользоваться в будущем. Влияние на поведение наших покупателей очень часто оказывает не фактическая экономическая ситуация, а ее восприятие и рожденное им ожидание. Однако, несмотря ни на какие кризисы, люди будут продолжать ходить в магазины. Вопреки любым финансовым проблемам, потребности никуда не исчезнут. Может возникнуть отложенный спрос на одежду и обувь в период нестабильной финансовой ситуации, но, тем не менее, товары народного потребления, которые создают самую устойчивую бизнес-модель, будут востребованы всегда.
Правильная оценка ситуации
Первое, с чего стоит начать – это правильно оценить ситуацию в своем розничном хозяйстве, не сравнивая себя с большими игроками рынка, не «примеряя» их положение дел на себя. Финансовые модели компаний, у которых 5, 6 или даже 10 магазинов, и финансовые модели крупных федеральных розничных сетей кардинально отличаются друг от друга. Предприниматели малого бизнеса почему-то именно в период кризиса начинают активно сравнивать себя с крупными игроками рынка: раз уж «большие» закрываются, то, что уж о нас-то, «мелких», тогда говорить. Сейчас действительно некоторые крупные представители fashion-индустрии либо уходят с российского рынка, либо сжимаются, закрывая свои нерентабельные торговые точки. Как правило, это происходит потому, что все крупные розничные сети финансируются через кредитные линии, а любой банковский сбой или изменение кредитной политики (в кризис это происходит чаще всего) вынуждает к молниеносному реагированию. Поэтому не надо сравнивать себя с теми, кем мы не являемся! На крупные компании лучше равняться в плане чего-то положительного: каких-то новшеств в ведении бизнеса, того, как они умеют работать, если смогли стать «большими». Но важно понимать, что они сегодня делают то, что должны делать именно крупные компании.
Универсальные меры
Какие действия сегодня предпринимают представители малого и среднего бизнеса?
По большому счету ничего нового/кардинального. Хотя преимуществ перед крупными игроками более чем достаточно.
1. Небольшой розничный бизнес более мобилен: можно быстро, без лишних бюрократических проволочек и многочисленных согласований с высшим руководством, воспользоваться с выгодой для себя сложившейся ситуацией и занять освободившуюся торговую площадь. Если вы считаете, что у вас неудачное месторасположение магазина, потому что вы не смогли встать туда, куда хотели из-за очереди в торговом центре или слишком высоких арендных ставок, то сейчас появился шанс переехать в более подходящее место. Возможно, через полгода сделать это уже не получится. Вопрос только в том, сколько вы вложили в свое первоначальное помещение.
2. У малого бизнеса не «раздут» штат компании, поэтому нет необходимости тратить время и проводить процедуру сокращения сотрудников. Собственники могут делать очень многое сами, ничего страшного, если вы лично участвуете в предзаказах, работаете товароведами, занимаетесь маркетинговым планированием. Это мера временная, но она позволит вам эффективно пережить кризис. Самое главное, чтобы во всех этих вопросах вы были действительно профессионалом, а не любителем.
3. Многие собственники малого бизнеса работают без кредитов и обходятся своими оборотными средствами, которых им хватает для поддержания бизнеса. Крупные компании нацелены на завоевание определенной доли рынка. Для этого им необходимы стабильные финансовые потоки, поэтому они вынуждены накапливать долгосрочные кредитные обязательства. Перед небольшими же компаниями (часто это семейный бизнес) не стоит такой стратегической задачи, как завоевание рынка, поэтому в периоды резких изменений им легче удержаться «на плаву» так как они более маневренные.
Психология человека такова, что для совершения какого-то решительного шага ему нужен определенный толчок.
Очередная неудача, неудовлетворенность результатами, кризис – не важно. Только после определенного стимула формируется мощное стремление к достижению цели. Не зря русская пословица гласит: «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Поэтому мы так болезненно воспринимаем все изменения, которые связаны с потерей привычной зоны комфортности. Конечно, можно ничего не делать и просто ждать, когда все само наладится и кризис закончится. Но, когда, возможно, все и наладится, то очень может оказаться, что все достойные места будут уже заняты, а интересные направления разобраны. Поэтому важно помнить, что все «падает» на заранее подготовленную почву и лучше настроиться на длительную и планомерную антикризисную программу действий, чем сидеть и ждать у моря погоды и сетовать, что у всех сейчас все плохо.
Большой минус, который мы с коллегами в последнее время наблюдаем у представителей малого и среднего бизнеса, – это смещение фокуса от результата к процессу и низкая компетентность в сфере маркетинга и финансов. К сожалению, мало у кого есть профильное образование в этих сферах. Наверное, поэтому единственной реакцией предпринимателей на кризис, которую мы наблюдали в разных регионах страны, было сокращение бюджета закупки (без точных цифр и вменяемой аргументации: для чего? и на сколько?) и увеличение розничных цен прямо пропорционально увеличению курсу валюты. Собственники розничных магазинов посчитали, что решение данной проблемы можно полностью переложить на плечи розничного покупателя. Те, кто пошел таким путем, наверняка сразу ощутили уменьшение трафика и снижение планового товарооборота.
В нашей компании по участившимся обращениям предпринимателей мы убедились, что люди в сложившейся ситуации очень нуждаются в доступных инструментах для стабилизации своего бизнеса и вопросы «что делать?» и «как выжить?» сегодня стоят очень остро. Сами предприниматели, работая в сфере розницы (как правило, не один год), безусловно, имеют определенный опыт. Но, занимаясь развитием только собственных магазинов, они чаще всего не могут консолидировать опыт успешных игроков рынка, ведущих свой бизнес в других регионах. Поскольку наши клиенты находятся в разных городах России и в странах СНГ, мы можем говорить об определенной региональной специфике. Несмотря на то, что ситуации всегда разные, ошибки, по большому счету, одни и те же. Но давать какой-то универсальный рецепт для всех было бы не совсем правильным. Нужно помнить, что каждая компания индивидуальна: с точки зрения различных локальных особенностей, ценового уровня ассортимента, количества магазинов, финансовой подушки безопасности и других внутренних и внешних факторов. Хотя рекомендации по улучшению финансового результата через изменение ассортимента, сокращение расходов и привлечение/удержание покупателей – это универсальные ключевые меры, которые сегодня подходят абсолютно всем.
Зачем привлекать специалистов?
В помощь предпринимателям, которые ценят свое время, силы и готовы действовать проактивно, мы разработали специальный антикризисный формат сотрудничества - работа на аутсорсинг. В рамках аутсорсинга мы предоставляем клиенту внешний профессиональный ресурс по ведению самых разных направлений деятельности розничной компании. Вы можете воспользоваться услугами наших специалистов (финансового аналитика, экономиста, мерчандайзера, маркетолога, бизнес-тренера) с высоким уровнем профессиональной подготовки как разово, так и постоянно. В сегодняшнее нестабильное время комплексная работа по всем блокам: товарно-ассортиментная политика, финансирование, маркетинг, управление персоналом становится жизненной необходимостью.
Например, наступил новый весенне-летний сезон. Все заказы коллекций были сделаны еще в прошлом году, по старому курсу, а к сегодняшнему дню курс евро вырос уже больше, чем на 50%. Единицы предпринимателей учли и правильно просчитали ценовые ниши, чтобы не испугать покупателя резким увеличением цен и не отправить их «собственными руками» покупать у конкурентов. Для этого необходимо мыслить не только торговыми марками, но и категориями, группами товаров, отдельными артикулами и подходить к ценообразованию дифференцированно.
Мало кто спрогнозировал продажи на новый сезон, не надеясь на так называемое «коммерческое чутье», а опираясь на статистику и руководствуясь методами прогнозирования, чтобы покрыть все текущие издержки и оставаться рентабельными. Предвижу возмущенный возглас: «А как это сделать, ведь все так быстро меняется, и прогнозировать просто невозможно?!» На 100% предсказать, что будет, конечно, невозможно, но можно с большой долей вероятности ожидать серьезных изменений в структуре потребительского спроса. Поэтому мы должны критично подойти к тем заказам, которые были сделаны и которые скоро предстоит сделать, и понимать, сколько будет продано в каждом ценовом диапазоне, какова валовая прибыль и наценка в каждой торговой марке, категории и группе товаров. Другая насущная проблема – снизилась посещаемость торговой точки. Какие меры были предприняты, кроме безумного привлечения/«развращения» покупателей скидками? Какого эффекта после этих действий стоит ожидать, а какого – нет? Применяете ли вы правила успешной стимулирующей акции? Какая работа ведется с базой постоянных клиентов? Пойдя по пути настойчивого предоставления скидок, многие предприниматели совсем забыли о том, что такое богатый личный потребительский опыт, который и является главной основой для лояльного шопинга.
Согласитесь, данная задача не из простых – это не то, что взять и опустить цены.
Интересные и актуальные для конкретного покупателя предложения и подходы – вот он ключ к устойчивому здоровому росту товарооборота.
Теперь появляется следующий вопрос, какие инструменты на практике необходимо использовать? Ответ прост: обучайтесь или обращайтесь к профессионалам. Специалисты помогут вам определиться с правильными ценами именно на ваш ассортимент, ориентируясь на вашу целевую аудиторию, а также дадут рекомендации, где можно сократить расходы (логистика, складские помещения, закупка ассортимента и т.д.), при этом, не теряя в объеме продаж. Достичь положительного результата, в котором заинтересованы обе стороны, получается достаточно быстро, главное, чтобы была предоставлена вся необходимая информация. Имея на руках результаты финансового аудита, наши специалисты составят план работ по каждому блоку управления бизнесом, который, в свою очередь, будет разбит на краткосрочные задачи, составят график их выполнения и будут моделировать результат. После проделанных работ продажи увеличиваются, как правило, в среднем на 25-35%. При этом происходит значительное сокращение издержек – свыше 15%.
Суть антикризисных мер заключается именно в умении предпринимателей не только оперативно перестраиваться в нестандартной ситуации, но и подходить к проблеме комплексно: находить новых поставщиков, добиваться новых условий аренды, применять новые приемы ценообразования, разрабатывать новые подходы в работе с покупателями. Вот она, первая возможность в условиях кризиса – сфокусироваться на главном: стандартизировать свои бизнес-процессы, спрогнозировать потенциал торговых точек, сделать то, что уже давно нужно было сделать, но по каким-то причинам «не доходили руки». Промедление в принятии правильных решений без преувеличения может стоить бизнеса в ближайшей перспективе. Уже сейчас у некоторых магазинов возникли финансовые сложности с выкупом весенней коллекции, а ведь это происходит на фоне сокращающегося спроса и усиливающейся неблагоприятной конъюнктуры на рынке! Если отложить реформирование собственного бизнеса «на потом», то риск невыкупа осенней коллекции и срыва продаж самого весомого сезона становится критическим и приведет к неминуемому закрытию.
Подводя итог, подчеркну, что ждать, когда закончится кризис и все само наладится – бесполезно. Нужно предпринимать конкретные и правильные шаги, чтобы адаптироваться к сложившейся ситуации и повернуть ее в свою пользу: на развитие и поддержание бизнеса уже сегодня. Расчистить «поляну» для более сильных и профессиональных игроков или стать таковыми – решать вам!
Юлия Вешнякова,
генеральный директор консалтинговой компании «АРТ»