С начала декабря у интернет магазинов начинается горячий сезон – количество заказов растет, а курьеры сбиваются с ног. Декабрь – самый прибыльный для магазинов месяц, который дополнительно приносит 20-30%. При этом часто магазины пытаются «поймать волну», чтобы получить как можно больше заказов, но не думают о том, как эти заказы будут доставляться.
Аврал логистических служб в праздники никто не отменял, и магазин должен подготовиться к сезону, ведь новогодние праздники могут, как испортить впечатление о вашем магазине, так и поработать на будущую лояльность. О 8 моментах, которые необходимо проработать до начала «новогоднего подарочного безумия», рассказывает Андрей Лямин, директор по развитию платформы Shiptor в России.
1.Work must go on
Праздники и долгие новогодние каникулы никак не должны повлиять на работу логистических служб. Чтобы все шло по плану, можно пойти на сезонное увеличение штата. К работе стоит привлечь фрилансеров, аутсорс-компании, которые помогут справиться с потоком заказов. Если у магазина есть свой логист, который работает с внешней курьеркой, его задача – быть на связи все праздники. Но и этого мало - всегда должен быть дублирующий сотрудник, который сможет его заменить, если что-то случится.
2.Проверить стоки
Закупки и заборы товаров в праздники перегружают курьеров и не дают выполнять текущие задачи, поэтому инвентаризацию и пополнение склада стоит провести заранее. К тому же стоит помнить, что товар у поставщиков может закончиться в самый разгар продаж, поэтому самое время пополнить запасы и найти поставщиков на подстраховку.
3.Обсудить все на берегу
До праздников желательно пообщаться со своими курьерскими службами: обсудить все детали и нюансы, проговорить ответственность по срокам и заказам в пиковый сезон. Как показывает опыт, лучше не экономить и на период праздников платить курьерским службам больше, договориться о специальных условиях. Так партнер будет более внимателен и ответственен именно к вашему магазину. Не забудьте записать себе все контакты ключевых сотрудников курьерских служб, чтобы оперативно решать вопросы.
4.Поощрить своих логистов
Не забудьте про собственную логистическую службу: скорее всего, им не придется долго отдыхать в праздники. Не скупитесь на подарки и материальные поощрения, тогда ваши сотрудники будут более мотивированы на работу.
5.Подключить дополнительные ресурсы
С одним партнером по логистике справиться с возросшим потоком заказов не получится. У вас как минимум должен быть резервный вариант, а еще лучше несколько, так как аврал будет у всех. Если не побеспокоиться о поиске партнеров заранее и искать дополнительную службу доставки в пик заказов, не факт, что у них будут на вас ресурсы. Если вы еще не подключились к агрегатору, самое время это сделать – так вы получите максимум возможностей по доставке.
6.Распределить силы
Когда у вас будет сформирован пул служб доставок, постарайтесь разнести их занятость. Доставку лучше распределить по датам, например, увеличив интервалы: не стоит браться за доставку день в день с ограниченным ресурсами. Вместо «день в день» лучше предлагать «на следующий день», вместо «на следующий день» – «через день». Предлагайте клиентам отсроченные по времени или не самые популярные методы доставки, делая их дешевле, чтобы разгрузить курьеров и спланировать работу.
7.Не забывать общаться с клиентами
Обо всех изменениях и проблемах клиентов стоит предупреждать заранее. Ведь рост количества заказов с 500 до 1500 в один день, в конечном счете, скажется на клиенте, который не знает, как устроена логистическая кухня. Пропишите новые условия на сайте, дайте инструкции колл-центру. Позаботьтесь о своей репутации, чтобы и после праздников количество заказов оставалось на уровне.
8.Ловить дзен
Форс-мажор все равно будет. Ответственные люди исчезают с радаров, курьеры напиваются, часами стоят в пробках, не успевают. Еще раз продумайте все узкие места, дублируйте ключевые функции, и будьте готовы ко всему. И если что-то идет не так, а вы не можете на это повлиять…медитируйте, – все будет хорошо!