0/5

Увеличиваем прибыль: как правильно управлять кассовой линией

Увеличиваем прибыль: как правильно управлять кассовой линией
время публикации: 11:30  14 марта 2016 года
От каких элементов зависит пропускная способность кассовой линии? От количества касс, от обслуживания без перебоев, от грамотно составленного графика работы кассиров, от продуманного товарооборота. Кассовой линией следует грамотно управлять, тогда прибыль обеспечена.

Мало просто знать площадь магазина, необходимо учитывать основные современные форматы: гипермаркеты (площадь от 2500 кв.м.), супермаркеты (площадь от 500 до 2500 кв.м.) и магазины-дискаунтеры (где определяющей является ценовая политика). При этом традиционным форматом розничной торговли можно называть «магазины у дома». 

Например, со слов эксперта Алексея Добина: «В продуктовом ритейле количество касс зависит именно от площади магазина. Например, у продуктового гипермаркета площадью 10 тысяч квадратных метров по определению не может быть меньше 25 касс. Если будет меньше, сразу встанут очереди. Если мы говорим о форматах DIY или магазинах спорттоваров, то при соизмеримых площадях достаточно и шести касс — там не так высок оборот товаров, и несколько касс вполне справляются с нагрузками».








Работоспособность кассовой линии в ритейлере зависит от взвешенной кадровой работы. Учет рабочего времени кассиров в течение дня нужно вести постоянно. Время у кассира уходит на обед, «перекуры». Есть ещё утвержденный график отпусков, больничные листы и т.д. 

Чтобы не ошибиться в количестве найма кассиров на работу, надо вспомнить про постоянно меняющийся поток посетителей магазина, причем в разные даты и разное время дня. Данные исследований говорят о том, что утренний поток клиентов магазина довольно слабый, днем – идет небольшое увеличение, особенно в обеденное время, ну а в вечерние часы народ спешит «затариться». В выходные дни поток посетителей отличается от будней.  В пятничный вечер и субботнее утро – поток огромный, к воскресному вечеру – людей остается очень незначительное количество. Правда, к праздничным дням это не относится. Здесь уже будет другой расклад. Лучше в эти дни всем кассирам присутствовать на работе, тогда очередей можно миновать.


Одним из важных элементов организации кассовой линии является учет товарооборота. Особенно это касается нового магазина. Здесь на заметку берется всё: население зоны охвата, количество автотрасс, подъездные пути, отсутствие или наличие конкурентов поблизости и многое другое, что необходимо подробнее анализировать заранее.


Форматы современной торговли в сфере DIY, т.е. современные магазины самообслуживания в розничной торговле как правило, рассматриваются в виде трех основных магазинов: гипермаркеты (площадь от 2500 кв.м.), супермаркеты (площадь от 500 до 2500 кв.м.) и магазины-дискаунтеры (определяющей является ценовая политика). При этом традиционным форматом розничной торговли можно называть «магазины за углом» либо («магазины у дома»). Здесь товарооборот невелик в последнее время и поэтому касс достаточно до 10 штук.

Прием на работу опытных сотрудников тоже играет определенную роль в организации кассовой линии.  От опыта кассиров напрямую зависит скорость сканирования товаров в час. Как утверждает все тот же Алексей Добин: «Опытный кассир в гипермаркете успевает сканировать около 1300 товаров за час. Это средняя цифра. Но брать эту цифру за основу нельзя — начинающие кассиры (а таких в магазине большинство) могут сканировать максимум 500 товаров в час. Даже 1000 товаров в час они приноровятся сканировать только через полгода». Целесообразно ежемесячно определять необходимое количество кассиров и рассчитывать их рабочее время.


Seller-helps-new-cashier-at-checkout.jpg


Обучение кассиров обычно проводят по типовой схеме: в группе обучающихся не более 15 человек, для начала проводят психологические игры на сплочение и командообразование, знакомят с интерфейсом кассовой программы, затем мастер-класс по работе с денежными купюрами и лишь потом раскрывают секреты коммуникаций между людьми. Практику в течение недели вчерашние учащиеся проходят под присмотром опытных кассиров. Через несколько месяцев новички-кассиры уже быстрее ориентируются на своем рабочем месте, держат осанку и улыбку, быстро и качественно обслуживают покупателей.








Когда кассы самообслуживания заменят кассиров-людей - неизвестно, тем более экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего. И, тем не менее, в передовых странах такие кассы постепенно заполняют ритейл. Это означает для ритейлеров значительную экономию на зарплатах кассиров, гораздо выше скорость обслуживания на таких кассах, увеличение товарооборота и многое другое. Для наших магазинов это тоже в перспективе и будем надеяться, что не в далекой.


Елена Егорова
0
Реклама на New Retail. Медиакит