0/5

Бизнеса апофеоз – точно сбывшийся прогноз

Бизнеса апофеоз – точно сбывшийся прогноз
Время чтения: 6 мин 40 сек.

На протяжении 20 лет коллега давала апокалиптический сценарий укрепления доллара, предрекая обвал национальных валют. Регулярно воцарялся бедлам – прознавшие скупали зелёные «пока не взлетели». Островком спокойствия в финансовом шторме неизменно оставалась автор – прогноз ни разу не сбылся.
Оракула признавали лучшим банковским аналитиком страны, наиболее цитируемым специалистом фондового рынка. Сопутствовали степень доктора наук, звание профессора, медиаиндекс размером с Эверест. На вопрос: «Как же так?» неизменно следовало философское: «Экономика слишком сложна».

Предсказание предваряет планирование. Для принятия управленческих решений надлежит определить вариативность событий, явлений, поведения. Предположить потенциальные параметры доходов и потерь, шансов и рисков. Произвести осознанный выбор наилучшего сценария и отслеживать прогресс достижения.

Прогнозирование позволяет выявлять неспециалистов, новичков и неопытных стартаперов. Когда просишь таких выполнить планирование на год вперёд, неизменно слышишь о том, что в мире столько непредсказуемого: курсы валют, таможенные пошлины, спрос, процентные ставки, погодные условия.

У людей, проработавших хотя бы пару лет в приличных компаниях или удачливых командах такие вопросы не возникают. Они спокойно выполняют несколько видов оценки перспектив: оптимистичных, пессимистичных, реалистичных и защищают без псевдонаучного пафоса и артистического драматизма.

Тенденции развития процессов рассчитывают на основе данных о прошлом и нынешнем состояниях. С учётом знаний о смежных, побочных и предшествующих событиях. Пристальным изучением динамических рядов, характеризующих параметры для вычисления будущих значений на ненаступившую дату.

Прогнозы различаются по:

1) срокам – перспективные, текущие, оперативные
2) географии рассмотрения – глобальные, страновые, региональные
3) горизонту планирования – долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные
4) объектам применения – государственные, рыночные, отраслевые, нишевые
5) степени достоверности – высокодостоверные, достоверные, малодостоверные.

Допустимые методы:

1. Моделирование – конструирование алгоритмов на основе выделения существенных признаков и характеристик.
2. Экстраполяция – изучение тенденций развития процесса, объекта, явления c переносом в будущее, предполагая сохранение трендов.
3. Программно-целевой подход – разработка прогноза начиная с изучения итоговых потребностей на основании целей развития объекта или процесса.
4. Экспертные оценки – в основу предсказания ложатся мнения группы специалистов, базирующиеся на профессиональном, практическом и научном опыте.
5. Экономический анализ – процесс или явление расчленяются на составные части, после чего выявляется влияние компонент на родительский объект.

Рекомендуемые принципы:

1. Отделите желаемое от действительного.
2. Соберите как можно больше информации, оставьте полезную.
3. Разбейте задачу на составляющие, с каждой работайте отдельно.
4. Не имейте ожиданий, предубеждений, готовьтесь многократно удивляться.
5. Учитывайте невероятные сценарии, допускайте смену предпосылок – всё случается.

Досадные ошибки:

1. Полагаться на интуицию, а не на факты.
2. Не рассчитывать вероятности и путать шанс с риском.
3. Учитывать мнения экспертов, полагаясь на непроверенную информацию.
4. Не подвергать сомнению всякую цифру, каждый посыл, любую зависимость.
5. Не смотреть на проблему под разными углами, не видеть того, что заметили бы смежники.

Бизнеса апофеоз – точно сбывшийся прогноз

Правила отбора данных:

1. Исключите из исследования показатели имеющие прямые и обратные зависимости.
2. Проанализируйте взаимное влияние переменных, наведённую корреляцию параметров.
3. Пообщайтесь с владельцами и распорядителями значений до этапа построения моделей.
4. Выберите обоснованный период учёта предшествующих состояний и адекватный горизонт планирования.
5. Постройте коридор допустимых значений каждого параметра, выкинув из рассмотрения наиболее экстремальные выборы в обе стороны.

Способы повышения точности:

1) тщательнее поработать с исходными данными
2) использовать конкурирующие методы прогнозирования
3) получить инсайдерскую информацию в рамках правового поля
4) глубже занырнуть в предметную область, чтобы усилить начальные гипотезы
5) свериться мыслями с выдающимися экспертами или передовыми консультантами.

Рекомендации нежелающим ошибаться:

1. Не полагайте, что уже достаточно опытны: уточните, переспросите, проверьте всё, что только можно.
2. Не возлагайте надежд на единственный прогноз – готовьте гроздь, чтобы при наступлении часа, иметь подходящий под обстановку.
3. Отслеживайте важные параметры и в ручном и в автоматических режимах – повесьте большие мониторы для себя и вовлечённых коллег.
4. Установите триггеры на границы отклонений, разработайте процедуры реагирования при нарушении параметрами коридоров ожидаемых значений.
5. Требуйте сопутствующие данные, опрашивайте специалистов – глубокое понимание процессов помогает быстрее сориентироваться при непонятных отклонениях.

Аналитика обязана подсказывать, что делать «в случае если». В крупных компаниях строят длительные модели, уточняя в скользящем режиме. Досыпая ресурсы или отбирая излишки. Прогноз хорош, когда выполнение не требует сверхусилий или незапланированных мобилизаций.

План должен сходится без геройства, дедлайнерства и шапказакидательства. Если же произошло столкновение с неизвестным или непредусмотренным, важно славировать с упреждением, заметив отклонения от прогноза и отреагировать заранее продуманным способом.

Наблюдаю парадокс – люди, идущие на повышение, тянут за собой привычки и знания с предыдущих мест работы. Кредитчик, став клиентщиком, выполняет анализ заёмщика, даже если не просят. Рисковик, перейдя в маркетинг, не может избавиться от скоринг-расчётов, хотя теперь это уже не его функция.

Поэтому аналитик, дослужившийся до менеджера, обожает предварительные заготовки, несмотря на то, что ошибки случаются чаще, чем выпадает решка. Недавно обезьянка, случайным образом выбравшая в виртуальный портфель акции, обыграла профессиональных трейдеров.

Во время чемпионата мира 2010 года Осьминог Пауль прославился, предсказав результаты футбольных матчей. Ему даже подарили копию Кубка мира по футболу. Но мы продолжаем верить обещаниям специалистов, хотя даже метеорологи говаривают: «Прогноз погоды на завтра, узнаем только послезавтра».

Олег Брагинский,
Основатель «Школы траблшутеров»




Читайте также:
Что за штука, эта власть? Наиграться б ею всласть!
Прочь угрюмый скептицизм, здесь орудует лоббизм
Социальная инженерия – отмычка для доверия



время публикации: 10:00  15 октября 2019 года
0


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
МД Аудит - 4
Разместить рекламу на New Retail
New Retail Forum. Почта России NEW 30.10