0/5

Бизнеса лихачество исправят кружки качества. Часть 3

Бизнеса лихачество исправят кружки качества. Часть 3
время публикации: 10:00  16 июля 2019 года
Время чтения: 7 мин 55 сек.
Восток десятилетиями работал над улучшением товаров и услуг. Теоретики и практики создавали инструменты для решения задач и проблем функционирования предприятий. Продолжим знакомство с механиками, осваиваемыми топ-менеджерами и рядовыми сотрудниками японских компаний.

Объединившись в группы по пять-десять человек, любопытные корпели над проблемами, с которыми сталкивались ежедневно. Разделяли по сферам, собирали данные, строили диаграммы, устраивали брейнштормы в поиске вариантов, соревновались с коллегами за место в рейтинге Кружков качества.

Сотрудники начинают с Легенды – истории действий Кружка качества. Протоколом фиксируют тему, состав участников, план действий, используемые методики, варианты решений, итоги встречи, черновик и чистовик отчёта для Офиса и Управляющего комитета, результаты реализации проекта.

К созданному документу возвращаются не раз: черпают опыт из уроков прошлого, разбираются со схожими задачами, развивают навыки на примерах коллег. Используя Легенду, меняют технологию, подбирают оборудование, переквалифицируют персонал, отслеживают результаты внедрения предложений.

Приступая к поиску и идентификации проблемы, лидер проводит брейншторм – групповое обсуждение задачи, – предупреждая участников о правилах: плохих идей нет, критика снижает эффективность, оценочные комментарии «хорошо» и «не годится» не произносятся, выступать не по порядку и перебивать запрещено.

Работник называет вариант, передаёт слово соседу. Лидер записывает озвученное на доску. Исчерпав мысли, начинает голосование: обсуждают набравшее максимум «за», выбирают идеи, соответствующие зоне экспертности и контроля. Лучшие темы – высокая цена товара и препятствия на пути к изменению качества.
Недостатки брейншторма:
  1. Люди не напрягаются в полную силу.
  2. Застенчивые не участвуют в обсуждении.
  3. Члены группы не запоминают чужие идеи.
  4. Участники забывают варианты, ожидая очереди.
  5. Высказавшиеся защищают собственные предложения.
Альтернатива – брейнрайтинг. Каждый получает лист с таблицей, записывает три идеи, передаёт бланк сидящему рядом и, получив бумагу от второго соседа, знакомится с предложенным перечнем, заполняют три пустые ячейки. В последнем раунде участники представляют три понравившиеся варианты из списка.

Бизнеса лихачество исправят кружки качества. Часть 3

 
Определившись с объектом или процессом, приступают к сбору данных. Обращаются к технологическим инструкциям, документам, финансовым операциям, отчётам о поставках, результатам инспекционного контроля, анализам состава и качества. Опрашивают сотрудников, партнёров, клиентов.

Для работы с потребителями подходит интервью. Определив целевую аудиторию, ответственные создают структуру разговора: открытые вопросы о товаре или услуге, истории пользователя, взаимодействии с продуктом, сравнении с конкурентами, прошлыми версиями, похожими моделями.

Информацию заносят в таблицы – контрольные листы, или представляют графически – отмечают места сколов, царапин, трещин на рисунках автомобилей, холодильников, дисплеев телефонов, деталей. Для исключения ошибок при сборе и анализе данных уточняют:
  1. Полученные результаты сезонны?
  2. Как часто происходят отмеченные ситуации?
  3. Что в рабочем процессе способно исказить показания?
  4. Как события внешнего мира повлияли на полученную информацию?
Итоговые массивы подвергают стратификации: анализируя максимальное число параметров, разделяют значения по оборудованию, операторам, грузчикам, материалам, изделиям, перевозчикам. Определив элементы, «славящиеся» наибольшим числом ошибок, переходят к углублённому изучению.

Для визуализации собранных данных, выявления закономерностей, оценки текущего состояния, сравнения с прошлыми показателями строят графики. Популярны круговые, столбчатые и линейчатые диаграммы: показывают тренды, соотносят параметры с вариациями во времени, выражают соотношения переменных.

Изучая тенденцию, строят Z-образный график, используемый для контроля объёмов производства и сбыта, уменьшения числа дефектов, себестоимости, случаев невыхода на работу и увольнений. Наглядно сравнивает показатели текущего и предыдущего года:

Бизнеса лихачество исправят кружки качества. Часть 3

 
Этапы построения линий:
  1. Синяя: откладываются значения величины во времени.
  2. Красная: вычисляется нарастающая сумма текущего года и наносится на плоскость.
  3. Зелёная: определяются итоговые результаты за последние 12 месяцев для каждой точки.
Собрав данные о частоте событий, строят гистограмму – график с разбиением по интервалам. Высота столбцов выражает число значений, вошедших в промежуток. Дополнив контрольными картами и графиками, анализируют соотнесение результатов, определяют закономерности, формулируют выводы:
  1. Одна возвышенность, двусторонняя симметрия – стабильный процесс.
  2. Два горба – необходима дополнительная стратификация для параметров.
  3. Низкая центральная часть – несколько распределений на одной гистограмме.
  4. Прогалина – ошибка с единицами измерений при записи показателей приборов.
  5. Вытянута вправо (влево) – невозможно получить значения ниже (выше) определённого.
Часто в Легенде встречается диаграмма Парето. Столбчатая иллюстрация показывает последовательное уменьшение влияния эффектов на общую проблему. Визуализирует потери, связанные с браком, простоями, поломками. Демонстрирует встречаемость событий с причинами или конфликтными участками.

Для построения создают таблицу встречаемости, заполняя столбцы: «Параметр», «Событие», «Число случаев». Анализируют до десяти переменных. Избыточные группируют в «Разное». Рассчитывают нарастающую сумму и доли элементов в процентах.

Бизнеса лихачество исправят кружки качества. Часть 3
 
Вертикальную левую ось на плоскости используют для записи значений, правую – процентов. На горизонтальной отмечают исследуемые характеристики. Добавляют столбчатую диаграмму и график накопления долей в виде линии для наглядного сравнения ситуации до и после исправления параметра:

Бизнеса лихачество исправят кружки качества. Часть 3

 
При разработке решения по Парето применяют причинно-следственные диаграммы Исикавы – «рыбьи кости», выявляющие и систематизирующие факторы, оказывающие влияние на рассматриваемую проблему: исходные материалы, условия процессов, использованное оборудование, работу персонала.

«Скелет рыбы» облегчает визуализацию взаимосвязей, выявляет дополнительные параметры, влияющие на объект или процесс, расставляет приоритеты для анализа и решения задачи, ранжирует факторы на основе значимости и возможности исправления. Исследуемое производство определяют как 7M:
  1. Man – оператор.
  2. Material – материал.
  3. Machine – оборудование.
  4. Method – метод, технология.
  5. Mother Nature – окружающая среда.
  6. Measurements – способы измерения.
  7. Management – влияние руководителей.

Бизнеса лихачество исправят кружки качества. Часть 3

В классической диаграмме используют до шести описанных измерений в виде костей. Вместо головы размещают формулировку решаемой проблемы. Ответвления заполняются Кружком качества при ответе на вопросы, связанные с 7M, во время брейншторма или брейнрайтинга.

Идеи выбираются путём голосования и нумеруются по степени важности. Обсуждается каждый блок, определяется основной тезис. Отмеченный недостаток проверяется экспертами. Теми же инструментами создаётся решение, презентуемое перед руководством группы или компании.

Используя описанные механики, Кружки качества внедряются в промышленность, продажи, отделы по работе с персоналом. В улучшение вовлечены сотрудники, связанные с проблемными методиками, оборудованием, продукцией, непосредственно задействованные в изучаемых процессах.

Потренируйтесь представленным инструментам на задачах, отточите навык. Закрепите понимание, обучив коллег. Организуйте Кружок в компании. Начав с разрешения простых проблем, увеличивайте сложность, представляя руководству эффективные пути модификации рабочих процессов.

Постепенное улучшение качества обслуживания и выпускаемой продукции привлечёт новых клиентов и подбодрит верных бренду. Техники отработаны годами, способы интеграции методологии в компанию расписаны поэтапно. Планируйте на десятилетия вперёд, применяя кайдзен – тактику маленьких шагов.

Олег Брагинский,
Основатель «Школы траблшутеров»



Читайте также:
Взрослым в назидание мифы о питании. Часть 1
Мощный руководитель – победы предводитель
Разнородные диеты посылают всем приветы


0
Реклама на New Retail. Медиакит