0/5

Когда знаешь право – не грозит расправа

Когда знаешь право – не грозит расправа
время публикации: 10:00  16 января 2018 года
Время чтения: 6 мин 00 сек.
Закон – паутина, задерживающая мух мелких и пропускающая крупных. Не уравнивая граждан, надругается над справедливостью. Не защищая обывателей, делает народ бессильным. Не урезая власть имущих, глумится обильными гонорарами. Адвокаты и судьи надменно полагают право пружиной личной кормушки.
Нормативы плодятся и множатся, петляя сведущих и сбивая послушных. Проще сунуть взятку и выплатить штраф, чем разобраться в замесе хитроумия. Истина занавешена платком, как после похорон. Справедливости назначена цена, и счёт выписывают без стеснений. Нечему обуздывать дерзость, некому блюсти невинность.

Да Винчи полагал: «Кто разбогатеет за день, будет повешен в течение года». Время замедлило бег в угоду олигархам и прихвостням. Успевают рассказать о пушистости в Forbes, отдыхают на домашних арестах и, изголодавшись по воле, оголтело пускаются во все тяжкие. Охрана бряцает боевым, стреляет не церемонясь.

Теологическую теорию права в V веке выдвинул Аврелий Августин, полагая Бога «творцом вечного Закона». Правителям понравился предложенный подход – позволял трактовать личные пожелания заповедями Всевышнего. Понимания не требовалось – ожидалась смиренная покорность.

Марк Туллий Цицерон утверждал, что древние Законы XII таблиц записаны и спущены богами к подножию гор, людям остаётся повиноваться. Жреческие суды умело монополизировали право толкования, угрожая непослушным страшными карами небес: «Судья – говорящий закон, Закон – немой судья».

Греки подтолкнули римлян к переосмыслению регуляции. Имущественные отношения перестали быть вотчиной религии – отошли светским коллегиям и кодифицированным нормам права. Граждан обязали изучить немногочисленные предписания наизусть, чтобы не отговариваться незнанием Закона.

Наступила схематизация: гипотеза, диспозиция, санкция. После казни Цицерона его процитировал Октавиан Август: «Закон суров, но это Закон». Из гражданского оборота изъяли «вещи народа»: воздух и храмы, публичные дороги и не пересыхающие реки, морские берега и воды, предметы культа и места погребений.

Собственность, владение, держание и отчуждение инициировались «манципацией» – наложением руки на приобретаемую вещь в присутствии пяти свидетелей. Так меняли владельца участки земли, постройки, рабы и скот. Предметы разделили на простые, сложные и совокупности.

К первым отнесли однородное единство, разделение которого вело к юридическому исчезновению вещи: камень, бревно, животное. Вторыми нарекли искусственное соединение разнородностей, имеющих материальную связь и общее наименование: здание, корабль, мебель.

Возникли коллизии – нарушает ли единство и права собственника перепланировка сооружения, модернизация судна, ремонт шкафа, выполненные не владельцем. Решили просто: частичные перемены в частях вещи не нарушают внутреннее тождество. Жаль, что рейдеры этого не знают.

Третий тип вещей – совокупности, сформировали материально не связанными объектами, соединёнными общим назначением и именем: стадо, легион, библиотека. Движимое имущество меняет положение в пространстве самостоятельно – люди, животные или перемещается другими – домашняя утварь, одежда.

Когда знаешь право – не грозит расправа

Недвижимое не изменяет положение в пространстве без сохранения целостности – сооружения, деревья, недра и созданное чужим трудом на земле собственника. К плодам и растениям применялось понятие составных частей, следовавших за юридическим статусом основной вещи – участка.

Норма закреплялась императивом: «Созданное над поверхностью, следует за ней». Родовыми считались предметы, лишённые индивидуальности. Определялись числом, мерой, весом. В случае возмещений при спорах заменялись эквивалентом и полагались «не погибающими».

Индивидуально определяемые вещи считались незаменимыми: призовая лошадь, шедевральная картина, уникальная статуя. Родовые предметы подлежали займу, индивидуальные – найму. Потребляемым признавалось уничтожаемое при использовании: дрова, строительные материалы, продукты питания, деньги.

Не потребляемое не изнашивалось или ухудшалось постепенно – драгоценности, книги, инструменты. Телесное допускало прикосновение, бестелесное заключалось в праве: наследование, пользование, обязательство, требование. У публичного – единственный хозяин – римский народ.

Плоды делились на гражданские – доходы от имущественных операций и естественные – возникающие под действием природы и труда людей. За потреблённые без ведома владельца, ответственности не полагалось, а вот за излишки доставалось по полной: безнаказанно украсть было можно только «в себе».

Цивильными признавались доходы от использования вещей в обороте: проценты по ссуде, арендная плата за сдаваемое помещение внаём. Натуральными считались плоды растений, приплод животных, улов рыб и гадов. Среди прав, кроме владения и собственности, выделялась возможность притязаний на чужое.

Главными указывали предметы, имеющие в зависимости другие вещи. Побочными нарекали принадлежности, связанные с центрами главенства: воротник накидки, ремешок сандалий, колёсную ось. Отношения к главной вещи распространялось на принадлежности – лишь при совместном использовании возникали результаты.

Упомяните при беседах с юристами описанные термины – с большой вероятностью вас поймут быстрее и денег возьмут меньше. Ведь первый этап работы адвоката – прояснить схему взаимодействий и найти попранные права. Не постесняйтесь погуглить и прочесть законы, касающиеся сомнений.

Приобретите кодексы – законодательные акты, содержащие подборку норм. Отдавайте предпочтение, имеющим комментарии – будут полезнее для неспециалистов. Даже юрист со стажем, выслушав вас, привычно потянется к систематизированной тематической совокупности.

Напоследок чуток локальной ностальгии: зачем заимствовать на Западе, если у нас тоже много своего – хорошего. В основу гражданских прав заложим не как все – Римское право, а родное – крепостное.




Читайте также:



0
Реклама на New Retail. Медиакит