0/5

Плагиат в мире моды: самые громкие скандалы

Плагиат в мире моды: самые громкие скандалы
время публикации: 11:45  12 января 2015 года
Шпионаж в истории человеческой цивилизации, можно сказать, дело житейское. Дабы обезопасить себя от стратегического противника или просто потенциального конкурента на мировой арене, и правительства, и компании шли на всё или почти всё.


Кстати, во многих странах шпионаж и карается весьма сурово. Вплоть до высшей меры.

Сфера торговли и производства - одна из самых уязвимых в плане раскопок коммерческих тайн. Там как нигде актуальны подглядывания в замочную скважину, подслушивания в туалетных кабинках и сливание концептов конкурентам. Это, конечно, не подковёрные политические игры, однако, накал страстей там всегда был велик. И, наверняка, тёмная история о раскрытии секрета производства шёлка далеко не первая на скрижалях торгового и промышленного шпионажа.

В современном мире, с развитием технологий и ускорением темпов производства, бои компаний за место под солнцем обострились. Можно сказать, шпионаж имманентно присутствует в торговле, а уж как его будут называть – коммерческой разведкой, анализом рынка конкурентов или как-то иначе, суть от этого не изменится – слежка она и есть слежка.

iStock_000008878542Illustra_LoRes_.jpg

Надо сказать, нюх на такие разведывательные вылазки или появление в штате сотрудников-троллей, ворующих идеи, чертежи и наработки, развит не у всех. Что, в свою очередь, негативно сказывается на прибыли. Иногда облапошивание происходит прямо под носом у руководства компаний. Например, в 1991 г. в одном из филиалов американской компании Combustion Engineering резко упали продажи запчастей. После детективного расследования было установлено, что несколько «обиженных» сотрудников по чертежам компании стали подпольно производить более дешёвые не оригинальные запчасти.

Между производителями товаров массового потребления давно установилась жёсткая конкуренция. И шпионские страсти там разгораются порой нешуточные. Так, одна из операций по поимке подозреваемого в промышленном шпионаже сотрудника Procter&Gamble Юджина Мейфилда, в далёком 1985 году, завершилась не где-нибудь, а в туалете нью-йоркского аэропорта Кеннеди. Именно там должна была состояться передача маркетинговых планов по новой линейке зубной пасты Crest сотруднику компании Colgate-Palmolive. Стоимость плана, по подсчётам потерпевшей стороны, составляла 1 млн. долларов, в то время как сам Мейфилд пытался «толкнуть» план всего за 20 тысяч долларов.

4392a20ded42bd390821efe4c9bf90cd-6064158-700_700.jpg

Кстати, поимке шпиона помогла сама компания Colgate, которая отказалась подставлять подножку конкурентам и заявила о поступившем предложении о продаже плана в ФБР.

С формированием в XX веке идеологии потребления и после её окончательного срастания с мышлением и образом жизни людей, к 80-м на Западе и к нулевым у нас, сфера торговли перешла на рельсы масс-маркетинга. И очень успешно катит по ним до сих пор - как бы масс-маркет ни клеймили рафинированные особы, отстаивающие культ высокой моды и всего прочего с пометкой «luxury», реальность такова, что подавляющее большинство жителей нашей планеты могут себе позволить лишь товары массового потребления.


Плагиат в мире моды: самые громкие скандалы


У производителей товаров массового спроса в ходу следующее правило: чтобы победить, нужно думать, как конкурент, более того, нужно стать в точности таким, как конкурент (во всяком случае, максимально на него похожим), но чтобы всё было легально и без лишних судебных исков. Калькой служат товары и вещи, произведённые для другого, более «дорого» сектора рынка. И производители модных товаров тут на передовой.

Судебные тяжбы по поводу воровства тем или иным масс-брендом идей из последних коллекций кутюрье – явление частое. Настолько частое, что некоторые модельеры стали с пониманием относиться к подобным инцидентам и даже сотрудничать с брендами «fast-fashion» в создании капсульных коллекций, которые, кстати говоря, расходятся с невероятной скоростью и приносят неплохую прибыль и именитым дизайнерам, и массовым модным брендам. В качестве примера положительного сотрудничества можно привести коллекции дизайнеров Александра Вэнга, Альбера Эльбаза и Анны Дэлло Руссо для масс-маркет бренда H&M.

99d8a4010f41065b_org.jpg

Правда, не всегда работники модной индустрии находят компромиссы. Например, в 2011 году разразился очередной скандал, подогретый уязвлённым творческим самолюбием обувщика всех времён и народов уровня «люкс» Кристиана Лубутена, в обычной жизни любителя писать иски в судебные инстанции на модные бренды широкого потребления. После суда с брендом Yves Saint Laurent, который Лубутен проиграл, он подал в суд на бренд Zara за то, что тот использовал красный цвет в дизайне подошв линейки женских туфель, тогда как Лубутен его запатентовал в 1992 году. Впрочем, адвокатам Zara удалось доказать, что цвет или оттенок не могут быть предметом патентования. Более того, владелец масс-бренда получил денежную компенсацию после завершения судебного разбирательства.

Плагиат в мире моды: самые громкие скандалы 

К слову, Zara довольно часто судится с именитыми дизайнерами и модными домами по части плагиата из коллекций высокой моды. И вот здесь невольно задаешься вопросом: ну перекочевали некоторые идеи с подиумов в производство одежды для широкого потребителя – так не велика беда, не надевать же обычным людям на себя мешки из-под сахара. Тем более что идеи масс-бренды не копируют начисто, а адаптируют вещи haute couture для повседневного ношения в условиях среднестатистического города или мегаполиса.

Более существенным был скандал на почве копирования чуть ли всей коллекции Эди Слимана для ISL. Почти полностью и без значительных изменений фасонов она была воспроизведена для магазина Forever21 и торговой марки Mango. Причем дело коснулось не только одежды, но и бижутерии.

Untitled-3.jpg

Плагиат в мире моды: самые громкие скандалы



Также отличились Mango и Zara и в копировании принтов с коллекции Миуччи Прады для MiuMiu.


miu-miu.jpg

Плагиат в мире моды: самые громкие скандалы


Стоит отметить, что далеко не все скандалы, связанные со шпионажем и использованием чужих коммерческих идей обнародуют. Здесь всё зависит от сектора, занимаемого компанией на рынке. Многие, боясь за свою репутацию, не разглашают шпионские скандалы. Тогда как представители модной индустрии и шоу-бизнеса делают это с завидным постоянством, отчасти в качестве самопиара. Чего уж там – дело-то житейское…

Генштабу контрразведки тайный агент Ирина Жукова тчк
0
Реклама на New Retail. Медиакит