0/5

Прямо с грядки: 5 мифов о торговле экотоварами

Прямо с грядки: 5 мифов о торговле экотоварами
время публикации: 09:00  16 апреля 2015 года
Мода на органические продукты добиралась из Европы в Россию достаточно долго. По-настоящему развиваться эта отрасль стала только в последние годы, а объемы растут слишком медленно: по 7-10% в год. Мешают росту отсутствие национальных стандартов и ошибочные стереотипы, которые распространились среди потребителей и предпринимателей. Про мифы о торговле экологически чистыми товарами мы и поговорим сегодня.

Миф первый: начать торговлю очень просто

Влиться в модное направление пытаются многие. «Эколавки» открывают во всех крупных городах. И многие из таких новичков становятся жертвами одного распространенного заблуждения. Они считают, что высокий спрос на органические товары позволяет легко выйти на этот рынок. Увы! Существует сразу несколько подводных камней. Прежде всего, заниматься этим направлением, не вникнув в «зеленую» идеологию, бесполезно. Как плохой разведчик, такой предприниматель проколется на мелочах. Например, упакует покупку в пластиковый кулек. Казалось бы, что в этом такого? Однако любой адепт может прочитать целую лекцию о том, что пластмасса не разлагается и вредит природе не меньше, чем автомобильные выхлопы. Российский потребитель в целом относится к такому проще, чем европеец, но и у него могут возникнуть вопросы.

Depositphotos_26163951_s.jpg

Проблема с поставщиками органических товаров еще серьезнее. Иногда производители лукавят, когда называют так свою продукцию. Часто после первых поставок, когда потребитель «распробует» ее, качество начинает катастрофически падать. Экологические сертификаты тоже встречаются очень редко и в основном только у крупных компаний. Фермеры и небольшие фирмы не готовы тратить немаленькие деньги на его получения. В результате найти необходимый товар для открытия довольно сложно, и все равно ассортимент таких магазинчиков получается крайне ограниченным и всегда есть риск потерять поставщика.

Миф второй: продавцы и производители получают сверхприбыли

Экологически чистые продукты стоят намного дороже обычных, из-за этого может показаться, что продавцы и производители получают сверхприбыли. Это далеко не так. Вырастить фрукты и овощи без использовании химии намного сложнее, и рисков у такого земледелия намного больше. Это неизбежно сказывается на себестоимости продукции. Еще сложнее ее сохранить. Использование консервантов – это краеугольный камень современной пищевой промышленности, добрались они и до сельского хозяйства. Яблоки, например, можно сохранить, применяя воскование, но покрывать их можно как обычным парафином, так и целой смесью различных веществ, которая только напоминает его. Второй вариант намного эффективнее, но не безопасный.

Высокая конечная стоимость – это неизбежная плата за натуральность продукта. Конкурировать по цене у нее не получится, она изначально рассчитана на тех, кто может и готов платить больше. Но и «накручивать» до бесконечности продавец не может. Много эко-магазинов на Рублевском шоссе не поставишь, а обычный потребитель довольно чувствителен к ценам, поэтому зачастую торговая наценка тут даже ниже, чем в среднем по отрасли. Естественно, падает и рентабельность.

Миф третий: покупатели найдут сами

Высокая востребованность у населения экологически чистых товаров – это не миф. Большинство опросов говорит о том, что при прочих равных условиях потребитель выберет именно натуральные продукты. Вот только это совсем не означает, что любая эколавка, которая появляется в городе, тут же становится центром паломничества. Скорее наоборот, в среднем рядовой покупатель не очень разбирается в том, что же на самом деле считать органическим. Большинству хватает небольшой наклейки на упаковке или слова «натуральный» в названии, на состав могут даже не посмотреть. Экомагазины вынуждены проводить целую разъяснительную работу, рассказывая о том, чем их товары отличаются от стандартных.

Depositphotos_27804177_s.jpg

Рекламная компания экомагазину необходима, но не плакаты или билборды, а то что относится к непрямым ее видам. Например, участие в разнообразных тематических выставках, проведения лекций, участия в неформальных сообществах и, конечно же, использование социальных сетей. Не стоит при этом забывать, что конкурировать придется не только с обычным супермаркетом и местным базаром, но и такими же продавцами экологически чистых продуктов. Привлечь клиентов в таких условиях не так просто, как может показаться, особенно новичку.

Миф четвертый: можно не переживать за качество

Натуральный или, как иногда говорят, органический продукт – совсем не значит полностью безопасный и вкусный. Вопрос качества стоит не менее остро. В 2011 году в Германии разгорелся жуткий скандал с отравлениями кишечной бактерией E.coli. Несколько десятков человек умерли, счет заболевших пошел на тысячи. Строились разные предположения об источнике заразы, дело дошло до обвинений испанских огурцов во всех бедах. Оказалось, что виновником смертей стали пророщенные бобы, которые продавала небольшая ферма в Нижней Саксонии, которая специализировалась на натуральных продуктах. История настолько напугала немцев, что некоторые эксперты стали предлагать всю органическую продукцию, перед тем как она появится на прилавках, предварительно облучать.
Как видите, даже наличие экологического сертификата не отменяет необходимость контроля за качеством. Опасность представляет не только химия.

Например, источником заразы может стать неправильно обработанный навоз, а плесневые грибы могут наградить продукт микотоксинами. Существует опасность подцепить что-то и при транспортировке. В России работает своя система проверки качества и санитарно-эпидемиологической безопасности продукции, и пытаться обойти ее не стоит. Может быть, она недостаточно эффективна, но это намного лучше, чем надежда на «авось».

Depositphotos_27315257_s.jpg

Миф пятый: экомагазин – это природная аптека

Фундамент идеологии производства и торговли органическими продуктами – это утверждение, что они намного полезнее тех, что выращивают и изготавливают с активным применением химии. Некоторые эксперты сейчас оспаривают и его. Очень часто, отталкиваясь от этого утверждения, магазины пытаются превратить в своеобразную аптеку, могут даже появится советы, при каких заболеваниях помогают те или иные продукты питания. Сама по себе такая постановка вопроса очень сомнительна, но, кроме того, получается, что экомагазины вторгаются в совершенно другую отрасль, где требуются специальные знания. Одного интернета мало, чтобы заниматься медициной.

Мифы о торговле натуральными продуктами развенчивал Максим Усачев
0
Реклама на New Retail. Медиакит