Умники уязвимы в момент, когда считают себя победителями. Настрогают горы изделий, сгребут кучи продуктов, вывалят на рынок пакеты услуг и замирают в апогее траектории. Дефекты, брак, ошибки заложены в модель: подумаешь – каждый сотый получит гнилой арбуз или тысячный купит неработающий утюг.
На футбольном стадионе строят «слепые» места, с которых совсем не видно поля. Лампочки перегорают до вкручивания в патрон, но покупателям обещают замену без чека. Суп в бизнес-ланч достаётся прокисшим – администратор заглаживает оплошность дармовым шашлыком. Всех устраивают извинения и оправдания.
Не каждый ветер дует над нами – некоторые обходят десятой стороной. В начале 80-х гремел гром управления на основе качества. Исполнительный директор GE Джек Уэлч сообщил акционерам, что за три года контроль и предотвращение брака сэкономили организации два миллиарда долларов. Усердие стало важнее упрямства.
За десять лет половина компаний Fortune 500 внедрили концепцию «6σ», разработанную в недрах Motorola. Идеи подхода прозаично незатейливы: улучшение качества выходов процессов, минимизация дефектов и статистических отклонений операционных показателей. Доля брака – 34 случая на 10 миллионов событий.
Вряд ли у вас есть знакомый, работающий на предприятии подобного качества услуг или товаров. Причины перечислимы на пальцах:
1)ошибки прячутся и оправдываются
2)забыта ориентация на потребителя
3)менеджмент реагирует на «пожары»
4)соперничество подменило сотрудничество
5)управление происходит на основе интуиции.
Дорог в светлое будущее три:
1)трансформация бизнеса
2)постепенное совершенствование
3)точечное решение проблем.
В первом случае акценты возможны на:
1)дистрибуцию товаров и услуг
2)разработку новых продуктов
3)повышение управляемости
4)упреждение претензий
5)оптимизацию цен.
Второй и третий варианты разнятся масштабами и подходят для консерваторов, несклонных к резким обгонам. Сбор данных, анализ показателей, точечные решения создадут локальные улучшения, но Мерседес из Оки не выйдет, сколько напильником ни «шуруй». Собираясь в первый путь, вспомним каратэ и фильм «Кин-дза-дза!».
В передовой отряд трансформации потребуются:
1)зелёный пояс – работает «в поле», привносит идеи и инструменты 6σ в текущую деятельность
2)чёрный пояс – следопыт интересных возможностей, всё рабочее время посвящает проекту 6σ
3)мастер чёрного пояса – агент перемен: наставляет команду, подсказывает методы и подходы
4)спонсор или чемпион – ключевой менеджер: запускает и поддерживает команду ресурсами
5)лидер реализации – честь и совесть высшего руководства: повышает работам приоритет.
Такая очерёдность действий приводит к стабильным улучшениям выделенного участка от постановки проблемы до реализации решения. Команда опрашивает потребителей, общается с исполнителями, собирает данные о продажах, изучает процессы, проверяет целесообразность модификаций и принятых подходов.
Колесо уверенно катится от затруднения к разрешению:
2)Сбор наилучших исполнителей. Коллеги должны быть опытными, но не являться частью проблемы.
3)Подготовка проектной документации. Включает: обоснование избрания задачи, базовый план реализации, область применения, описание полномочий, ответственности и последствий.
4)Практическое обучение команды. Две недели теории разбиваются месячным применением инструментов 6σ на рабочем месте под присмотром «чёрных поясов».
5)Реализация решений по DMAIC. Кто планировал, тот и внедряет, отвечая за стабильность сохранения результатов, путём измерений и «подкрутки» в течение полугода.
6)Уверенная передача дел. Команда вставала под временный флаг, справилась с задачей, распускается с премированием или переходит на следующий фронт очередных побед.
Отличия работы по DMAIC – не яркие хвосты словесных павлинов, а жёсткая шерсть бойцовских собак:
1)Оценка проблемы. Факты, вместо предположений.
2)Ориентация на потребителя. Внешний пользователь, а не экономия.
3)Подтверждение причины. Фундаментальность, но не «вершки».
4)Разрушение привычек. Решения – творческие, результаты – реальные.
5)Управление рисками. Предсказание, оценка и расчёт вероятных последствий.
6)Измерение достижений. На слово верим богу, от остальных требуем метрик.
7)Поддержка перемен. Оставленное без присмотра имеет склонность давать люфт.
Инструментарий 6σ обширен:
1)Диаграмма сродства – группировка идей или вариантов по категориям.
2)Древовидная диаграмма – визуализация связей между находками мозгового штурма.
3)Карта процесса – блок-схема операции, фазы или этапа, включая моменты решений и возврат на переделки.
4)Диаграмма причин и результатов – «рыбий скелет» или схема Исикава – группировка решений по семействам.
5)Диаграмма SIPOC – взаимодействие элементов, на котором остановимся чуть подробнее.
Акроним образован понятиями:
1)Supplier – поставщик
2)Input – вход
3)Process – процесс
4)Output – выход
5)Customer – потребитель.
SIPOC отображает активности и элементы бизнес-процесса через взаимодействия, что позволяет очертить границы и важные элементы, не вдаваясь в детали и не теряя общего видения ситуации.
Сбор данных тоже вариативен, в зависимости от задач и ожиданий:
1)Выборочный метод – уменьшает количество обрабатываемой информации, при сохранении приемлемой репрезентативности.
2)Операциональные определения – детализированное и однозначное понимание отслеживаемых параметров, чтобы не сравнивать яблоки с табуретками.
3)Выслушивание голоса потребителя – совокупность методик исследования рынка при подходе «не умничайте, а спросите клиентов».
4)Контрольные листки – формы сбора и систематизации данных, чтоб получать одноразмерные массивы.
5)Электронные таблицы – средства группировки и организации выборок информации из контрольных листков.
Для первичного ознакомления материала хватит. Рассмотрите, изучите, покумекайте. Найдите возможности использования «с понедельника». Смените ракурс с «и так всё давно знаю» на «может, в этом что-то есть незамеченное ранее». Пусть статья простимулирует оригинальные методы и подходы.
Решите стартовые вопросы:
1)Что самое важное могу улучшить с командой в ближайшее время?
2)Какие результаты будут приемлемыми, хорошими, отличными?
3)Где находятся рамки ограничений, нехватки, сомнений?
И в добрый путь по дороге бережливого производства. К сияющим рубежам безотходности и непревзойдённости.