Открытия недели: российские ритейлеры меняют профессию
время публикации: 16:00 08 июня 2015 года
На прошедшей неделе наряду с развитием продуктовых сетей были озвучены планы по созданию рынков, московские торговые центры встретили новых модных арендаторов, Минэкономразвития заявило, что взяло инфляцию под контроль, а кое-кто из ритейлеров решил заняться новой профессией.
Лучший подарок на день рождения
На прошлой неделе в Зеленограде в ТЦ «Мир Детства» начал работать «Детский мир» площадью 1 100 кв.м, а несколько дней спустя, 5 июня, случился день рождения сети, в честь которого она открыла еще 6 детских супермаркетов. Три торговые точки начали работать в Москве, в ТЦ Mari, «Седьмой континент», одна — в подмосковном Краснознаменске (ТЦ «Звездный»). Кроме того, «Детский мир» открылся в новосибирской «Березовой роще», где занял 1 000 кв. м, и такой же по размеру магазин появился в Туле, в «Платоновском лесу». Всего в 2015 году сеть планирует открыть новых 60 площадок.
В продолжение детской темы: в «Афимолле Сити» откроется «Магия Детства Kids Shoes». Мультибрендовый бутик европейских брендов, среди которых Ferre, Missouri, Jog Dog, Roberto Cavalli, Eli, Borelli, Romagnoli, расположится на 115 кв.м на 4-м этаже торгового центра.
Дорогие москвичи
В fashion-ритейле на прошлой неделе блистала столица. В торговых центрах Москвы появилось множество новых арендаторов, в том числе из премиум-сегмента.
В столичном ТРЦ «Авиапарк» начали работу мультибрендовый магазин Lady & Gentleman City и On&On, модный азиатский бренд женской одежды, который занял 127 кв.м 2-го этажа. Еще один гость из Азии — японская марка Tsumori Chisato — свой первый монобрендовый бутик площадью 80 кв.м открыла в «Смоленском пассаже».
В ТРК «Атриум» в Москве на 107 кв.м расположился новый, 12-й по счету, бутик Furla, а во «Временах Года» открылся бутик Breguet. Он находится на первом этаже и занимает 87 кв.м. Это третий магазин марки в России и второй в Москве. В бутике представлены несколько линий: женские аксессуары, спортивные модели, часы Classique и Tradition.
Российский бренд «Твое» открыл флагманский магазин ТРЦ Columbus. Он стал самой большой торговой точкой марки в столице. Дальше бренд планирует двинуться в Пермь, Барнаул и Красноярск.
В торгово-развлекательном центре «Планета» в Красноярске освободившуюся после ухода Marks&Spencer 1 000 кв.м занял бренд Koton.
Сеть Zenden появилась в Крыму. В симферопольском ТЦ «Южная Галерея» расположился магазин площадью 455 кв.м. А белорусская обувная компания «Марко» открыла в Минске восьмой фирменный магазин площадью 900 кв.м.
Однако в целом эксперты Nielsen фиксируют снижение уровня лояльности российских покупателей к брендам, 30% наших соотечественников не готовы переплачивать за имя. Специалисты компании считают это проявлением глобальной тенденции обесценивания брендов. Маркам ничего не остается, как прибегнуть за помощью к промо-акциям и скидкам, что неизбежно приводит к снижению продаж. В то же время, согласно исследованиям РБК, в 2014 году упал спрос на франчайзинг, что тоже не оказывает положительного влияния на развитие брендов. В качестве главных причин называются условия программ кредитования, политические и экономические факторы.
Продукты: сеть и рынок
На прошлой неделе фуд-ритейл был в центре внимания: обсуждалось его выгодное положение в кризис, а представители сегмента возглавили рейтинг крупнейших розничных компаний.
В 2015 году свою долю в структуре расходов населения увеличат «защищенные» группы товаров. Как считают аналитики RRG, в кризисное время меньше всего потеряют продуктовые супермаркеты и дискаунтеры, детские товары, фуд-корт, кроме представителей высокого ценового сегмента. Логичным также будет рост популярности ярмарок и рынков современного формата. Благодаря удобному расположению хорошо себя чувствовать будут и районные ТЦ. Собственно, развитие этих тенденций мы наблюдаем уже сейчас.
«Ашан» объявил, что в 2015-2016 годах собирается открыть в России 10 новых магазинов, среди которых будут как классические гипермаркеты, так и магазины формата «Радуга» и «Ашан Сити». А вот введение популярной во Франции системы пунктов выдачи интернет-заказов Auchan Drive в России ритейлер пока заморозил.
«Виктория» открыла в Москве 48-й супермаркет. Он расположен ТЦ «Клен» на Староватутинском проезде и работает круглосуточно.
Компания «Лента» отличилась на прошедшей неделе открытием торговых точек в разных регионах страны. Второй гипермаркет формата «стандарт» появился в Нижнем Тагиле в торговом центре «Ритейл Парк». Он расположился на 11 891 кв.м, 6 695 из которых составляет торговая площадь. 26-й супермаркет в Москве «Лента» открыла на улице Буденного. Его общая площадь составила 1 366 кв.м, c 918 кв.м торгового пространства. Сеть также сообщила о своем намерении выйти в Чечне. В декабре 2015 года «Лента» планирует открыть первый гипермаркет в Грозном.
Все новое – это давно забытое старое. Видимо, о рынках в России достаточно хорошо забыли, чтобы они стали новым трендом в фуд-ритейле. В Химках готовится к открытию большой фермерский рынок от LavkaLavka. В ТЦ появятся 70 торговых площадок, на которых фермеры будут продавать свои продукты. Пространство будет оформлено в едином стиле, над которым работают дизайнеры Мега и La Guarda. Открытие намечено на конец 2015 года.
Большой крытый продуктовый рынок к 2016 году собираются построить в Липецке. Площадь трехэтажного здания составит 15 100 кв.м, на реализацию проекта будет потрачено 400 млн рублей.
Некоторые сети отличились настоящей гигантоманией.
В 2015 году Fix Price, где все товары продаются по 45 рублей, собирается открыть 500 новых магазинов. «Магнит» собирается увеличить площади своих теплиц с 80 до 120 га, что позволит ему обеспечивать магазины собственными огурцами на 60%. А Leroy Merlin собрался строить новый гипермаркет на Киевском шоссе, для чего ритейлер выкупит участок площадью 10,8 га.
Новые площади
«Акварель Тольятти Ритейл Парк» размером 62 350 кв.м приступил к сдаче площадей в аренду. Торговый комплекс в городе Тольятти начнет работать ближе к концу 2016 года.
В Чите в августе состоится открытие «НоVосити». Общая площадь ТРЦ, расположенного в центре города, составляет 14 000 кв.м. Он планирует открыться заполненным магазинами на 100%.
Улица, фонарь, аптека
Cлияние «Аптечной сети 36,6» и компании A.v.e успешно завершилось. А X5 Retail Group предложило сети аптек «Планета Здоровья» взаимовыгодное сотрудничество, в рамках которого в универсамах «Пятерочка» появятся 150 торговых точек формата shop-in-shop.
Переквалификация
Cреди ритейлеров наблюдается любопытная тенденция переориентироваться на другие виды деятельности. Компании предпочитают продажам работу с недвижимостью и финансами.
Вместо своей основной деятельности в 2015 году петербургская «Диета-18» займется сдачей недвижимости в аренду. Компания посчитала, что получит больше прибыли от операций с принадлежащими ей земельным участком и нежилыми помещениями на ул. Гороховая, Народная и Лиговском проспекте, чем от розничных продаж.
А «Обувь России» объявила о создании собственной платежной системы «Арифметика». Сейчас ее тестируют в Новосибирске, а затем ритейлер намерен подключить к ней 50 магазинов в Омске, Барнауле, Кемерово и начать выпуск банковских карт.
Выяснилось, что дешевый ресторан – это хитрая уловка IKEA. Устанавливая мизерные цены на еду, зачастую даже себе в убыток, сеть укрепляет образ дешевых магазинов, что увеличивает продажи.
«Например, вам нравится диван за $599. Это хорошая цена? Вы не знаете, потому что не покупали диван раньше. Зато вы можете сытно поесть всего за $3,99. И точно знаете, что в любом другом месте заплатите за эту еду намного больше. На выходе вы видите хот-доги по $0,50, газировку и булочки с корицей. Что американские продукты делают в шведском магазине? Они нужны для сравнения. Любой человек поймёт, что $0,50 — это лучшая цена за хот-дог где бы то ни было», — рассказывает шеф-повар ресторанов ритейлера Крис Спир.
Кроме того, сеть готова направить немалые средства на возобновление источников энергии и борьбу с климатическими изменениями. Руководство IKEA сообщает о сумме в 1 млрд евро.
Позитивная экономика
Эльвира Набиуллина заявила, что Минэкономразвития взяло инфляцию под контроль, и предсказывает ее замедление в июне до 0,1–0,3%. Таким образом, по итогам этого месяца годовая инфляция уменьшится до 15,2–15,5%, а к концу лета — до 14,3–14,5%. В то же время величина прожиточного минимума в России увеличилась по сравнению с IV кварталом 2014 года на 17,1% и составила 9,662 руб.
Рейтинги
Infoline назвало крупнейших российских ритейлеров 2014 года. Первую строчку в рейтинге занял «Магнит», вторе – X5 Retail Group, третье – «Ашан». Среди fashion-ритейлеров самые успешные результаты показали Inventive Retail Group (бренды Nike и Street Beat), Uno de 50, а также сети re:Store, Samsung, LEGO.
А вот данные A.T. Kearney не слишком утешительны. В «Глобальном индексе развития торговли» Россия спустилась с 12-го места в прошлом году на 21-е.
За событиями в ритейле следила Анастасия Дементьева
0