Что будет с маркетингом и рекламой на фоне кризиса в российской экономике
время публикации: 10:00 31 мая 2022 года
События последних месяцев повлекли за собой глобальные изменения в российской экономике. Несколько банков отключены от SWIFT, Google Ads ушли из России, опасаясь вторичных санкций зарубежные компании массово покидают российский рынок. Как скажется кризис на рекламной и маркетинговой отраслях, и что ждёт молодых специалистов в России в ближайшем будущем?
С экспертами рынка общалась Илона Методиева, руководитель Первого Агентства по рекрутингу респондентов ADS. «При самом благоприятном раскладе рынок упадёт на 15% минимум»
Игорь Березин, президент НП «Гильдия Маркетологов»:
«Минэкономразвития прогнозирует снижение ВВП на 7,8% в 2022 году. Рынок рекламы и маркетинга всегда реагирует в 2-3 раза сильнее относительно общеэкономического спада, — так, например, мы наблюдали ситуацию 2009 года, когда ВВП сократился на 7,9%, а падение рынка рекламы составило порядка 25%.
В нынешних обстоятельствах много непонятных вводных, но даже в самом оптимистическом сценарии, в связи с уходом из России многих западных заказчиков, рынок рекламы просядет минимум на 15-25% по 2022 году, в менее оптимистичном — на 33-45%.
Даже в благоприятных экономических условиях всегда есть небольшой процент компаний, которые не справляются с внутренними проблемами и уходят с рынка; в кризисных ситуациях таких компаний становится значительно больше. Но на их место всегда приходит кто-то, и если они решат проблемы потребителя, то смогут закрепиться на рынке.
Происходящее может стать поводом задуматься о смене профессии, – переквалификация в IT-специалиста или инженера может стать отличной перспективой. Мы уже наблюдаем нехватку специалистов в IT-области (по прогнозам экспертов, к 2027 году она достигнет 2 млн человек) и как государство принимает меры поддержки этого профессионального сообщества. Однако не у всех есть временные и финансовые ресурсы для получения ещё одного образования.
Молодые специалисты в сфере рекламы и маркетинга сегодня должны быть готовы к тому, что они будут востребованы, но в условиях экономического спада им придётся соглашаться на худшие условия, меньшую зарплату».
«Если вы не в интернете – вы проиграете»
Ольга Подгорная, руководитель Мастерской Маркетинга и Игровой Школы Маркетинга «Креатегия»:
«Современное потребление ориентировано на комфорт. Интернет есть даже в самой бедной деревне: 70% населения планеты владеет смартфоном, из них 100 млн человек — в России. Делать покупки через интернет стало для людей естественным, и этот процесс уже не повернуть вспять.
Не только продвигать услуги — налаживать внутренние бизнес-процессы без IT-инструментов и современных баз данных сегодня тоже не представляется возможным. Гуманитарии проиграют на рынке, — а те, кто не будет пользоваться IT-инструментами, проиграют первыми, поэтому осваивайте мобильную коммерцию и интернет».
«Нас ждёт экономическая и социальная деградация»
Михаил Дымшиц, генеральный директор «Дымшиц и Партнёры»:
«Происходящее негативно скажется на всех институциях. Рынок рекламы и маркетинга, разумеется, просядет минимум на 40-50%, — маркетинговые исследования и так были вялыми, потому что по большей части это были исследования новых товаров. Конечно, мы многому научились за последние годы, и освоенные технологии никуда не денутся, — но движение вперёд остановится, никаких новых инструментов ближайшие 30 лет не будет, экспорт сократится, всё станет инхаус.
Ограничения приведут к изменениям и в повседневной жизни людей: произойдёт общее снижение активности, сокращение досуговой сферы, что ударит по мотивации даже тех, кто никуда не ездит. Социокультурное отчуждение приведёт к полной деградации. Это отразится на демографии, конечно: продолжится утечка мозгов, молодые специалисты будут уезжать — и я им это советую, — снижение рождаемости можно будет отметить уже к концу 2022 года. Стимулирующие меры не изменят ситуацию, — в 2020 они не сильно помогли, когда был объявлен локдаун, а сейчас кризис куда глубже».
«Нам придётся начинать производить товары и услуги»
Эдуард Бутаев, заместитель директора по развитию Авикон Технолоджис:
«Кризис, конечно, скажется. Но мир и в лучшие времена был нестабилен, кризисы были всегда, — «и вечный бой. Покой нам только снится». Маркетолог должен быть готов к этому. Если кто-то из управленцев в состоянии спрогнозировать величину и периодичность волн спроса в период кризиса — это маркетологи. Незадолго, конечно, за 1-2 квартала, но так можно подготовиться к тому, что прилетит «чёрный лебедь», собраться с мыслями, избежать разрухи в головах.
Знание основ маркетинга предполагает умение оставаться на плаву в нестабильной ситуации, — любой маркетинговый план строится исходя из скачков цены доллара, у каждого нормального рекламиста есть медиапланирование на случай ухудшения товарного положения, реклама для третьей и четвёртой волны кризиса. Кто этого не сделал, тот непрофессионал.
Читайте также: 5 новинок Директа, которые стоит протестировать: особенности настроек и рекомендации по использованию
В какой фазе кризиса мы находимся, можно определить по снижению спроса на товары — рынок банковских услуг и рынок автомобилей, рынок коммерческой недвижимости, турпутевок, элитного кофе. Рынок рекламы и интеллектуальных услуг проседает больше всех, — но, хотим мы или не хотим, нам придётся начинать производить товары и услуги.
Российский маркетинг присоединится к проектированию новых товаров и услуг, где половина продукта — это интерфейс, а, значит, это — IT. Поэтому давайте дружить с разработчиками и беречь их».
Беседовала Методиева Илона, руководитель Первого Агентства по рекрутингу респондентов ADS, ADS Лауреат Гильдии Маркетологов.
0
Последние новости
Самое популярное
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как сделать физический продукт с нуля в 2024 году, если есть только идея (опыт с...
- Как служба доставки помогает онлайн-продавцам находить новых покупателей в разны...
- Дайджест E-commerce: какие новые инструменты для работы на маркетплейсах были за...